Лекция 12. Амортизаторные жидкости
12. АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ
12.1. Назначение и условия работы амортизаторных жидкостей
Для обеспечения гашения колебаний кузова автомобиля и рамы трактора устанавливаются амортизаторы. При этом ход транспортного средства становится более плавным даже при движении по плохим дорогам.
Амортизаторные жидкости являются «рабочим телом» в гидравлических амортизаторах телескопического и рычажно-кулачкового типов.
Работа амортизатора основана на поглощении кинетической энергии колебания кузова машины при протекании под давлением амортизаторной жидкости через узкие отверстия из одной полости амортизатора в другую. Давление жидкости в амортизаторе составляет 8…10 МПа. Амортизаторные жидкости должны иметь хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, подвижность в интервале температур от –50 до +140ºС, высокую термоокислительную стабильность.
Главный эксплуатационный показатель амортизаторных жидкостей — вязкостно-температурные свойства. При температуре –20ºС вязкость не должна превышать 800 сСт. При большой вязкости работа амортизатора значительно ухудшается и может произойти их блокировка.
Амортизаторные жидкости должны быть стойкими к пенообразованию. Пена увеличивает сжимаемость жидкости. Пенообразование возникает из-за проникновения воздуха в амортизаторы и возникновения в жидкости мельчайших пузырьков.
Амортизаторные жидкости представляют собой маловязкие нефтяные масла, содержащие вязкостную, депрессорную, антиокислительную, противоизносную, диспергирующую и антипенную присадки.
12.2. Ассортимент и применение амортизаторных жидкостей
Выпускаются следующие амортизаторные жидкости — АЖ-12Т, МГП-12 (под торговой маркой Славол-АЖ) и ГРЖ-12 (табл. 45).
Таблица 45
Показатели качества амортизаторных жидкостей
Показатели |
АЖ-12Т |
МГП-12 |
ГРЖ-12 |
Кинематическая вязкость, сСт при +40ºС |
– |
– |
16-20 |
То же при +50ºС |
12,0 |
12,0 |
– |
То же при +100ºС |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
То же при –20ºС |
– |
800 |
800 |
То же при –40ºС |
6500 |
– |
– |
Температура вспышки, ºС, не ниже |
165 |
140 |
140 |
Температура застывания, ºС, не выше |
–52 |
–50 |
–50 |
Плотность при +20ºС, кг/м3, не более |
– |
917 |
917 |
Стабильность против окисления: осадок после окисления, % |
Отсутствие |
– |
– |
Кислотное число до (после) окисления, мг КОН/г, не более |
0,04 (0,1) |
– |
– |
Содержание мех. примесей и воды, % |
Отсутствие | ||
Испытание на коррозию |
Выдерживает |
Амортизаторная жидкость АЖ-12Т. Представляет собой смесь маловязкого масла селективной очистки из сернистых нефтей и полиэтилсилоксановой жидкости с противоизносной и антиокислительной присадками. Обеспечивает мягкую работу амортизаторов в любое время года в системах подвески грузовых автомобилей и специальной техники.
Амортизаторная жидкость МГП-12 (Славол-АЖ). Представляет собой маловязкую низкозастывающую нефтяную основу, в которую введены депрессорная, диспергирующая, противоизносная, антиокислительная и противопенная присадки. Применяют взамен жидкости МГП-10 в телескопических стойках легковых и грузовых автомобилей.
Амортизаторная жидкость ГРЖ-12. Представляет собой смесь очищенных трансформаторного и веретенного дистиллятов. Содержит депрессорную, антиокислительную, противоизносную и антипенную присадки. Применяют в амортизаторах и телескопических стойках автомобилей.
Смесь турбинного и трансформаторного масел. Применяется в амортизаторах в соотношении 1:1 в качестве возможной замены вышеназванным. Она не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к амортизаторным жидкостям — имеет температуру застывания около –30ºС и недостаточно хорошую вязкостно-температурную характеристику. При понижении температуры увеличивается жесткость работы амортизаторов.
Контрольные вопросы
Какие требования предъявляются к амортизационным жидкостям?
Свойства и ассортимент амортизационных жидкостей.