Лекция 6. Трансмиссионные масла
6. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
6.1. Назначение и область применения
Трансмиссионные масла применяют в коробках передач, ведущих мостах, бортовых передачах, раздаточных коробках, механизмах рулевого управления тракторов, комбайнов, автомобилей. В указанных агрегатах работают зубчатые передачи: цилиндрические, конические, гипоидные, червячные и другие.
Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри агрегатов подшипники (шариковые, роликовые и конические) смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. Вместе с тем есть конструкции, где такой смазки недостаточно — тяжелонагруженные или особо сложные механизмы с труднодоступными для капель и масляного тумана сопряжениями требуют принудительного подвода масла под давлением.
Трансмиссионные масла в узлах силовых передач и других механизмах выполняют следующее назначение:
– предотвращают износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки между ними;
– снижают потери на трение в зубчатых зацеплениях;
– отводят теплоту от поверхности трения;
– снижают ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения;
– защищают детали от коррозии.
6.2. Условия работы трансмиссионных масел
и эксплуатационные требования
Работа трансмиссий сопровождается высоким давлением в зоне контакта цилиндрических, конических и червячных передачах, которое может составлять от 500 до 2000 МПа, а в гипоидных — до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев в зацеплении достигает до 12 м/с в цилиндрических и конических передачах, до 15 м/с — в гипоидных и до 25 м/с — в червячных. Рабочая температура масла в среднем составляет +80…+100°С. Однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный перегрев до +250°С. В результате, износ, задиры и достаточно часто проявляется специфический вид изнашивания — питтинг (англ.), т.е. выкрашивание поверхности, точечная эрозия, образование язвин.
К трансмиссионным маслам предъявляются разнообразные эксплуатационные требования, иногда противоречивые. Эти масла, с одной стороны, должны сохранять достаточную вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась пленка и уплотнялись зазоры, с другой стороны — не становиться слишком вязкими при низких температурах окружающего воздуха, чтобы в начале работы узла или механизма холодное масло не препятствовало свободному вращению шестерен. Способность масла соответствовать этим требованиям отражает, как и у моторных масел, вязкостно-температурная зависимость — ее «пологость», т.е. возможно меньшее изменение вязкости масла в зависимости от изменения температуры. Кроме того, трансмиссионные масла должны обладать различными высокими «противо» свойствами (коррозионными, окислительными, пенными и другими), а также иметь высокую термоокислительную стабильность (длительная стабильность характеристик масла в рабочих условиях и при хранении) и не быть агрессивными по отношению к резиновым уплотнениям (сальники, манжеты) и к цветным металлам (корпус коробки передач, синхронизаторы).
Следует выделить особенно высокие требования к маслам, работающим в автоматических коробках передач, получивших широкое распространение за рубежом и в недалекой перспективе на российских автомобилях. Поскольку автоматическая трансмиссия включает в себя гидротрансформатор и дорогостоящую гидромеханическую коробку передач со сложной системой управления, то при этом функции масла весьма широки. Оно и смазывает, и охлаждает и, что очень важно, передает крутящий момент. Правда, динамические нагрузки в таких передачах меньше, чем в обычных механических коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Средняя температура масла в картере автоматической коробки передач составляет +80…+85°С, а в жаркую погоду при городском цикле движения она может подниматься
до +150°С, поэтому зачастую предусмотрен масляный радиатор. Конструкция автоматической коробки передач такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем необходимо для преодоления дорожного сопротивления, то ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, что еще более вызывает его нагрев. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают вспенивание масла, что создает благоприятные условия для окисления самого масла. Разнообразие материалов в парах трения (сталь-сталь, сталь-металлокерамика, сталь-бронза) затрудняет подбор антифрикционных присадок к маслам. К тому же разнородные по материалам детали, работая во вспененном и постепенно насыщающимся кислородом и водой масле, образуют электрохимические пары, активизирующие износ. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства и защищать поверхности трения, но и, как передающая крутящий момент среда, обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен необходима высокая вязкость. Для нормальной работы гидротрансформатора низкая (4…8 сСт при +100°С).
Таким образом, масла для автоматических коробок передач по своим свойствам значительно отличаются от обычных трансмиссионных масел, поэтому применять следует только те, которые предусмотрены инструкцией, иначе поломок не миновать. Меняют масла в автоматической коробке передач через 50…60 тыс. км пробега, как правило, откручивая поддон коробки передач для слива масла и одновременной замены фильтра.
В основном трансмиссионные масла имеют минеральную основу. Вместе с тем появляется все большее количество масел на полусинтетической и синтетической основах.
Для придания маслам эксплуатационных свойств в основу масла вводят присадки:
– противоизносные;
– противозадирные;
– загущающие;
– антиокислительные;
– противокоррозионные;
– противопенные;
– депрессорные и др.
6.3. Классификация трансмиссионных масел
Международная классификация трансмиссионных масел так же, как и моторных, предусматривает классификацию по вязкости SAE и по уровню эксплуатационных свойств API. Также в России действует стандарт (ГОСТ 17479.2-85), определяющий классы вязкости и группы эксплуатационных свойств. Следует признать, что большинство известных отечественных фирм, таких как Спектрол, Лукойл, ТНК, Юкос и др. используют международную классификацию, с которой и начнем.
Международная классификация по вязкости SAE (Society of Automotive Engineers — Общество Автомобильных Инженеров) разделяет масла на 7 классов: 4 — зимних с индексом W (Winter — зима (англ.)) и 3 — летних (табл. 25).
Пример обозначения зимних трансмиссионных масел — SAE 70W, SAE 85W, летних марок — SAE 90, SAE 250. Классификация не ограничивает выпуск всесезонных масел при условии сочетания зимних и летних классов вязкости. Например, SAE 75W-90, SAE 80W-90, SAE 70W-140 и т.д.
Таблица 25
Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости
Класс |
Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па×с, °С |
Кинематическая вязкость | |
|
|
не менее |
не более |
Зимние | |||
70W |
–55 |
4,1 |
– |
75W |
–40 |
4,1 |
– |
80W |
–26 |
7,0 |
– |
85W |
–12 |
11,0 |
– |
Летние | |||
90 |
– |
13,5 |
24,0 |
140 |
– |
24,0 |
41,0 |
250 |
– |
41,0 |
– |
Анализируя вязкостно-температурные свойства масел при низких и высоких температурах, оценивают разные вязкости. При высоких — кинематическую, при низких — динамическую. Кинематическая вязкость по своей сути определяет способность масла течь и затекать. Динамическая — характеризует сопротивление сдвигу, когда масло густеет, проще говоря, это скорость сдвига. При низких температурах определять кинематическую вязкость вместо динамической нельзя, поскольку густое масло с загустителем-полимером не является так называемой ньютоновской жидкостью. Наоборот, определять динамическую вязкость при рабочих температурах нет смысла.
Начало работы трансмиссии при низких температурах связано с затруднительным переключением передач из-за высокой вязкости масла. Пороговыми значениями считается динамическая вязкость 20 и 150 Па·с. При достижении первого значения переключение передач затруднено, при втором — небезопасно. Применение силы сокращает срок службы коробки передач.
Трансмиссионные масла классов 70W и 75W изготавливаются на синтетической основе. Их основное преимущество — возможность использовать в более широком диапазоне температур, особенно низких. Например, у недорогого минерального масла SAE 85W-90 та же динамическая вязкость при –12ºС, что и у дорогого SAE 75W-140 при –40ºС. Но при –20ºС их вязкость будет отличаться в 40…50 раз. Очевидно, в первом случае передачи будут включаться с заметным усилием, во втором — почти как летом. Преимущества масел на синтетической основе проявляются и в условиях экстремальных нагрузок, когда масла, нагреваясь, становятся более жидкими. Классификация SAE нормирует кинематическую вязкость при 100ºС, однако в тяжелых условиях температура возрастает до 150ºС. В этом случае считается нормальным значение 5 мм²·с. Меньше — крайне нежелательно, больше — хорошо.
Международная классификация по эксплуатационным свойствам API (American Petroleum Institute — Американский Нефтяной Институт) предусматривает деление масел на 6 групп в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зоне зацепления и рабочей температурой (табл. 26).
Группа GL-6 в настоящее время практически не используется, т.к. показывает абсолютный уровень трансмиссионных свойств масел, характерный для отдельных видов эталонных трансмиссионных масел, а также уникальных экспериментальных сортов, как правило, на синтетической основе. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.
Масла для автоматических коробок передач выпускаются под особыми индексами. В настоящее время наиболее распространенными являются Type F, DEXRON, MERCON. Различаются они в основном фрикционными характеристиками. Все эти жидкости представляют минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Перепутать масла для автоматических коробок передач с обычными трансмиссионными маслами довольно сложно — первые, как правило, окрашиваются в красный цвет.
Таблица 26
Классификация групп эксплуатационных свойств
трансмиссионных масел по API
Группа |
Характеристика масла |
Область применения |
1 |
2 |
3 |
GL-1 |
Для применения в агрегатах с цилиндрическими, червячными и спирально-коническими зубчатыми передачами в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислителными, антикоррозионными и противопенными присадками, но без противоизностных и противозадирных присадок |
Механические коробки передач с ручным управлением, главные передачи ведущих мостов со спирально-коническим и червячным зацеплением |
GL-2 |
Для смазки червячных передач, работающих при тех же нагрузках, скоростях скольжения и температурах, как и масла группы GL-1. Но к ним предъявляются более высокие требования по антифрикционным свойствам. В отличие от масел группы GL-1 они содержат антифрикционные присадки |
Главные передачи ведущих мостов грузовых автомобилей с червячными зацеплениями |
Продолжение таблицы 26
1 |
2 |
3 |
GL-3 |
Для обычных трансмиссий со спирально-коническими зубчатыми передачами, работающими в умеренно жестких условиям по скоростям и нагрузкам. Обладают более высокими противоизностными и противозадирными свойствами по сравнению с маслами группы GL-2, но более низкого качества, чем масла группы GL-4 |
Главные передачи ведущих мостов автомобилей со спирально-коническим зацеплением, некоторые механические коробки передач с ручным управлением |
GL-4 |
Для автомобильных трансмиссий с гипоидной передачей, работающих в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростях при больших крутящих моментах. Обязательное наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
Главные передачи ведущих мостов легковых автомобилей с гипоидным зацеплением, некоторые механические коробки передач, устанавливаемые на грузовых автомобилях |
GL-5 |
Для автомобильных гипоидных передач, работающих в условиях больших скоростей и малых крутящих моментах, а также при наличии ударных нагрузок на зубья колес при высоких скоростях скольжения. Условия работы более жесткие, чем у масел группы GL-4. Более высокое количество противозадирных присадок |
Главные передачи ведущих мостов легковых и грузовых автомобилей с гипоидным зацеплением. Некоторые механические короб-ки передач |
GL-6 |
Для гипоидных передач с большим смещением осей зубчатых колес, что создает условия для достижения высоких крутящих моментов при высоких скоростях и ударных нагрузках. Более высокое количество присадок, чем в группе GL-5 |
Главные передачи ведущих мостов автомобилей с большим сдвигом гипоидного зацепления (более или до 25% диаметра ведомой шестерни) |
В настоящее время действует классификация отечественных трансмиссионных масел, учитывающая специфические условия их эксплуатации. Согласно данной классификации (ГОСТ 17479.2-85), в зависимости от области применения установлены следующие группы масел, различающиеся содержанием присадок (табл. 27).
Таблица 27
Группы трансмиссионных масел, различающиеся
наличием присадок и эксплуатационными свойствами
Группа масла |
Наличие присадок |
Область применения, контактные напряжения, температура масла в объем | ||||
ТМ-1 |
Без присадок |
Прямозубые, конические, спирально-конические и червячные передачи при контактных напряжениях до 1600 МПа и температуре в объеме до +90ºС | ||||
ТМ-2 |
Противоизностные присадки |
Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре в объеме до +120ºС | ||||
ТМ-3 |
Противозадирные присадки умеренной эффективности |
Прямозубые, спирально-конические, червячные и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и объемной температуре до +150ºС | ||||
ТМ-4 |
Противозадирные присадки высокой эффективности |
Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и объемной температуре до +150ºС | ||||
ТМ-5 |
Противоизностные, противозадирные присадки высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные |
Гипоидные передачи, работающие при высокой скорости, высоком крутящем моменте, ударных нагрузках при контактных напряжениях выше 3000 МПа и объемной температуре свыше +150ºС |
В большинстве случаев в качестве присадок к трансмиссионным маслам используются поверхностно-активные вещества. К ним относятся животные и растительные жиры, жирные кислоты и их эфиры, мыла жирных кислот и другие. Основными противоизностными и противозадирными присадками являются серосодержащие соединения: осерненные минеральные масла, олефиновые полимеры, дисульфиды и полисульфиды и другие. При повышенных температурах эти соединения взаимодействуют с металлом с возникновением пленки сульфида железа на поверхности трения, препятствующей износу и задиру.
Отечественные трансмиссионные масла разделяются на классы по вязкости (табл. 28)
Таблица 28
Классификация трансмиссионных масел по вязкости
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость при температуре 100ºС, мм²/с |
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, ºС |
9 |
6,00-10,99 |
–45 |
12 |
11,00-13,99 |
–35 |
18 |
14,00-24,99 |
–18 |
34 |
25,00-41,99 |
– |
43 |
42,00 и выше |
– |
Соответствие классов вязкости отечественной классификации и SAE (табл. 29), а также групп по эксплуатационным свойствам отечественной классификации и API (табл. 30) приведены ниже.
Таблица 29
Соответствие классов вязкости трансмиссионных масел
различных классификаций
Классификации |
Классы вязкости | ||||
ГОСТ 17479.2-85 |
9 |
12 |
18 |
34 |
43 |
SAE |
75W |
80W |
90 |
140 |
250 |
Таблица 30
Соответствие групп масел по эксплуатационным свойствам
Классификации |
Группы эксплуатационных свойств | ||||
ГОСТ 17479.2-85 |
ТМ-1 |
ТМ-2 |
ТМ-3 |
ТМ-4 |
ТМ-5 |
API |
GL-1 |
GL-2 |
GL-3 |
GL-4 |
GL-5 |
6.4. Оценка качества трансмиссионных масел
Качество трансмиссионных масел оценивают по результатам их испытаний в различных условиях.
Лабораторными методами определяют вязкость масел, температуру вспышки и застывания, термическую стабильность, содержание воды, механических примесей, коррозионное воздействие, кислотное число и другие.
Стендовые испытания масел проводят на специальном оборудовании. При этом определяется влияние масел на износ и состояние деталей агрегатов в наиболее напряженных условиях эксплуатации. Рассмотрим основные показатели качества трансмиссионных масел.
Вязкость — важнейший критерий качества и наиболее понятный. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к трущимся деталям. Слишком высокое значение вязкости, кроме того, затрудняет работу синхронизаторов коробки передач, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать «из-под себя».
Применение в агрегатах трансмиссий маловязких масел недопустимо, так как может привести к повышенному износу деталей, утечкам масла через сальники и поломкам агрегатов трансмиссии. Минимальное значение вязкости трансмиссионных масел должно быть в пределах 10…20 мм2/с (сСт), что определяется их противоизностными свойствами и способностью сальником предотвращать утечку масла. Максимально возможное значение вязкости определяется возможностью трогания автоагрегатной техники с места зимой в случае застывшего масла.
Стабильность против окисления. В процессе работы от взаимодействия масла с кислородом воздуха при высокой температуре в присутствии каталитически активных металлов возрастает вязкость и кислотное число. В масле накапливаются продукты окисления. Повышение вязкости сопровождается ухудшением вязкостно-температурных свойств. Увеличение кислотного числа вызывает химическую коррозию подшипников, шестерен и других агрегатов трансмиссии. Антиокислительные свойства масел оцениваются термоокислительной стабильностью на экспериментальных установках, имитирующих работу масел при повышенных температурах. Чем меньше значение показателей термоокислительной стабильности (% увеличения вязкости и % осадка), тем выше качество масла.
Смазывающие свойства — способность масла удерживаться на рабочей поверхности, оценивается на машине трения ЧШМТ. Первый параметр — нагрузка заедания, при которой продавливается масляная пленка и режим гидродинамического (жидкостного) трения сменяется режимом граничного (полусухого) трения. Очевидно, что чем больше у масла этот показатель, тем меньше износ деталей. Для синхронизаторов коробки передач характерно как раз граничное трение (после того, как выдавливаются излишки масла). Значит, слишком большим этот параметр быть не должен. Следующий параметр смазывающих свойств масел — нагрузка сваривания. Это усилие, при котором трущиеся поверхности не в состоянии перемещаться (проскальзывать) относительно друг друга. Если в таком режиме механизм все же провернется, то с неизбежным вырыванием кусочков металла с одной или с обеих поверхностей: образуется тот самый задир. Следующий трибологический показатель — индекс задира. Указывает на эффективность противозадирных свойств в интервале между нагрузкой заедания и нагрузкой сваривания. Чем больше индекс задира Из, тем лучше смазывающие свойства масла. Последний из параметров — диаметр пятна износа Dи. С этим параметром наиболее понятно — чем меньше значение в мм, тем лучше качество масла.
6.5. Ассортимент и применение трансмиссионных масел
Согласно рассмотренной выше классификации отечественных трансмиссионных масел, основной ассортимент представлен в таблице 31.
Таблица 31
Ассортимент отечественных трансмиссионных масел
Класс |
Группа эксплуатационных свойств | ||||
|
ТМ-1 |
ТМ-2 |
ТМ-3 |
ТМ-4 |
ТМ-5 |
9 |
– |
ТСп-10 |
ТСЗп-8 |
ТСз-9гип |
– |
12 |
– |
– |
– |
– |
ТМ-5-12РК |
18 |
АК-15 ТЭп-15 |
– |
ТАп-15В ТСп-15К |
ТСп-14гип |
ТАД-17и |
34 |
– |
ТС |
– |
ТСгип |
– |
Трансмиссионные масла без присадок в последние годы производят и применяют чрезвычайно редко (для устаревших видов техники). Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти: нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола — зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.
Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионных масел, следует, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп-15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств. В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства. Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел специального назначения продолжают вырабатывать и успешно реализуют в сложных условиях современного рынка.
Основным сортом, применяемым для автомобильных гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-79). Это масло имеет температуру застывания –40ºС, его применяют всесезонно в умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатируемых в северных районах, разработано масло МГТ (ТУ 38.401494-84), которое по эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие низкотемпературные показатели: температура застывания -50ºС. В гидрообъемных передачах автомобилей и в гидроусилителях рулей используется масло марки Р, выпускаемое по тем же условиям, что и масло А. Оно применяется всесезонно в умеренной климатической зоне. Рекомендации по применению трансмиссионных масел представлены в таблице 32.
Таблица 32
Рекомендации по применению трансмиссионных масел
Марка масла |
Тип передачи |
Минимальная температура применения, ºС |
Срок замены масла, тыс. км |
ТCгип |
Ведущие мосты с гипоидной передачей старых моделей легковых автомобилей |
–20 |
до 30 |
ТАп-15В |
Коробки передач грузовых автомобилей, ведушие мосты грузовых и легковых автомобилей с негипоидными передачами |
–25 |
до 70 |
ТАД-17и |
Коробки передач и ведущие мосты грузовых и легковых автомобилей с гипоидными передачами, рулевое управление легковых автомобилей |
–30 |
до 80 |
ТСп-15 |
Коробки передач, ведущие мосты автомобилей и тракторов с негипоидными передачами |
–30 |
до 70 |
ТСп-14гип |
Гипоидные передачи грузовых автомобилей и специальных машин |
–30 |
до 35 |
ТСз-9гип |
Коробки передач и ведущие мосты автомобилей на Севере |
–50 |
до 50 |
ТЭп-15 |
Коробки передач и ведущие мосты тракторов |
–20 |
|
ТСп-10 |
Коробки передач и ведущие мосты с негипоидными передачами для северных районов |
–45 |
до 50 |
Отдельно следует сказать о применении трансмиссионных масел в коробках передач переднеприводных автомобилей. Поскольку чаще всего двигатель в указанных автомобилях имеет поперечное расположение, то в силовой передаче (коробке передач совмещенной с главной передачей) отсутствуют конические шестерни, а значит и гипоидное зацепление. Поэтому зачастую в коробку передач заливают моторное масло, которое имеет мало противозадирных присадок, содержащих сернистые соединения.
Таким образом, применение моторного масла в коробке передач переднеприводного автомобиля с поперечным расположением двигателя лучше для работы синхронизаторов, но для работы цилиндрических шестерен предпочтительнее трансмиссионное. Это означает, что использование моторного масла позволит реже перебирать коробку для замены синхронизаторов, но общий срок службы агрегата, определяемый износом шестерен, окажется меньше.
Итак, в указанных агрегатах не следует заливать масла с высокой вязкостью — моторные 5W-50, 10W-50 и т.п. или трансмиссионные 85W-90. Наиболее приемлемыми считаются моторные 10W-40, 15W-40 и трансмиссионные 75W- 80, а по эксплуатационным свойствам группа GL-4 (ТМ-4).
Соответствие ассортимента трансмиссионных масел наиболее известных зарубежных фирм отечественным маслам представлено в таблице 33.
Таблица 33
Соответствие марок
отечественных и зарубежных трансмиссионных масел
Отечественное масло |
Зарубежное масло | |
|
классификация |
фирма, марка масла |
ТЭп-15 (ТМ-2-18) |
API GL-1 |
Shell, Denfax 90; Mobil, Mobilube C90 |
ТСз-9гип (ТМ-4-9) |
API GL-4 |
Shell, Spirax EP 75W; BP.Gear Oil 75WEP |
ТСп-14гип (ТМ-4-18) |
API GL-4 |
Shell, SpiraxEP; Mobil, Mobilube HD90; BP, Hypogear SAE90 |
ТСгип (ТМ-4-18) |
API GL-4 |
Shell, SpiraxEP SAE140; Mobil, CX SAE 140; BP,Gear Oil; Esso, Gear Oil GR140 |
ТАп-15В (ТМ-3-18) |
API GL-3 |
Shell, Spirax90EP; Mobil, Mobilube C90; BP, Gear Oil GP90; Esso, Gear Oil EP |
ТСп-15к (ТМ-3-18) |
API GL-3 |
Shell, Spirax90EP; Mobil, MobilubeGX90; BP, Gear Oil EP90; Esso, Gear Oil EP90 |
ТСп-10 (ТМ-3-9) |
API GL-3 |
Shell, SpiraxEP80W; Mobil,MobilubeCX80; BP, Gear Oil EP80; Esso, Gear Oil CP80 |
ТАД-17и (ТМ-5-18) |
API GL-5 |
Shell, SpiraxEP80W; Mobil, MobilubeCX80; BP, Gear Oil EP80; Esso, Gear Oil CP80 |
Масло А для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач |
|
Shell, DonaxT6; Mobil, ATF200 Type A; BP, ATF Type A; Esso, ATF |
Масло Р для гидроусилителя руля и гидрообъемных передач |
|
Shell, TellusT; Mobil, Mobilfluid 93; BP, ATF Type A; Esso, Torgue Fluid 40 |
Масло МГТ |
|
Shell, Dexron11; Mobil, ATF220 Type A; BP, Autran DX 11; Esso, ATF |
Контрольные вопросы
Какие функции должны выполнять трансмиссионные масла?
Какие эксплуатационные требования предъявляются к трансмиссионным маслам?
Как обозначаются трансмиссионные масла по классификации SAE?
Как обозначаются трансмиссионные масла по классификации API?
Отечественная классификация трансмиссионных масел, масла для автоматических коробок передач.
Какие показатели оценивают качество трансмиссионных масел?