Section outline

  • Тема 2.1. Физиология микроорганизмов

     

    Для понимания процессов обмена веществ в клетке необходимо знать ее химический состав.

    Бактериальная клетка состоит из органогенов — азота (8— 15% сухого остатка), углерода (45—55%), кислорода (30%), водорода (6—8%). Из них и других элементов и соединений микроорганизмы синтезируют белки, нуклеопротеиды, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, ферменты, витамины и пр. 75—85% приходится на долю воды. В спорах бацилл и клостридий концентрация воды 40—50 %, она главная составная часть клетки, находится в связанном состоянии, т. е. структурный элемент цитоплазмы — свободная вода, которая является растворителем для кристаллических веществ, источником водородных ионов и участником химических реакций.

    Минеральные вещества бактерий — это неорганические компоненты (фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, сера, натрий участвует в поддержании осмотического давления в клетке, магний, калий, кальций, железо ферментов АТФ — аккумулятор энергии в клетке, хлор и др.), микроэлементы в дыхательных ферментах (молибден, кобальт, бор), которые участвуют в синтезе, активизируют их, марганец, цинк, медь и др.

    50—80% сухого вещества бактериальной клетки приходится на долю белка. Он распределен в цитоплазме, нуклеоиде, цитоплазматической мембране и других клеточных структурах. К белкам принадлежат ферменты, многие токсины.

    Большое значение в жизнедеятельности клетки имеют нуклеопротеиды — соединение белка с нуклеиновыми кислотами ДНК и РНК. Кроме нуклеопротеидов в клетке находятся липопротеиды, гликопротеины, хромопротеины.

    ДНК — аденин, гуанин, цитозин, тимин, фосфорная кислота и дезоксирибоза.

    РНК — аденин, гуанин, цитозин, урацил, фосфорная кислота, рибоза.

    Количественное и качественное разнообразие белковых веществ, их комплексов и аминокислот наделяет мембраны видовой специфичностью.

    Нуклеиновые кислоты ДНК содержатся в нуклеоиде и обусловливают генетические свойства, РНК — биосинтез белка.

    Углеводы — 12—18% сухого вещества. Это основной источник энергии и углерода.

    Многие структурные компоненты клетки состоят из углеводов (оболочка, капсула, слизистый слой). У ряда бактерий в цитоплазме имеются включения, по своему составу напоминающие гликоген, крахмал; играют роль запасных веществ в клетке.

    Липиды — составляют ~ 10% сухого остатка. У бактерий, откладывающих жир в виде особых включений, количество липидов доходит до 40% (микобактерии туберкулеза).

    Липиды — это запасные вещества, повышающие устойчивость бактерий во внешней среде. Связываясь с белками и углеводами, липиды составляют сложный комплекс, определяющий токсические свойства микроорганизмов.

    Жизненные функции микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение — изучает физиология. В основе физиологических функций лежит непрерывный обмен веществ (метаболизм). Сущность обмена веществ составляют два противоположных, но взаимосвязанных процесса: ассимиляция (анаболизм) и диссимиляция (катаболизм).

    Ассимиляция — это усвоение питательных веществ и использование их для синтеза клеточных структур.

    При процессах диссимиляции питательные вещества разлагаются и окисляются, при этом выделяется энергия, необходимая для жизни микробной клетки. Все процессы синтеза и распада питательных веществ совершаются с участием ферментов. В микроорганизмах происходит интенсивный обмен веществ, за сутки 1 микробная клетка может переработать питательных веществ, которые в 30—40 раз больше ее массы.

    Микробная клетка использует питательные субстраты для синтеза составных частей своего тела, ферментов, пигментов роста.

    Питание бактерий

    Типы питания бактерий определяются по характеру усвоения углерода и азота.

    По усвоению углерода бактерии делят на 2 типа:

    аутотрофы, или литотрофы, — бактерии, использующие в качестве источника углерода СО2 воздуха.

    гетеротрофы, или органотрофы, — бактерии, которые нуждаются для своего питания в органическом углероде (углеводы, жирные кислоты).

    По способности усваивать азот микроорганизмы делятся на 2 группы: аминоавтотрофы и амоногетеротрофы.

    Аминоавтотрофы — для синтеза белка клетки используют молекулярный азот воздуха или усваивают его из аммонийных солей.

    Аминогетеротрофы — получают азот из органических соединений — аминокислот, сложных белков. Сюда относятся все патогенные микроорганизмы и большинство сапрофитов.

    По характеру источника использования энергии микроорганизмы делятся на фототрофы, использующие для биосинтетических реакций энергию солнечного света, и хемотрофы.

    Хемотрофы получают энергию за счет окисления неорганических веществ (нитрифицирующие бактерии и др.) и органических соединений (большинство бактерий).

    Факторы роста: наряду с пептонами, углеводами, жирными кислотами и неорганическими элементами, бактерии нуждаются в специальных веществах — ростовых факторах, играющих роль катализаторов в биохимических процессах клетки и являющихся структурными единицами при образовании некоторых ферментов. К факторам роста относятся различные витамины, некоторые аминокислоты, пуриновые и пиримидиновые основания и др.

    Знание потребностей микроорганизмов в питательных веществах и факторах роста очень важно, в частности, для создания питательных сред, применяемых для их выращивания.

    Питательные среды подразделяются на 4 основные группы:

     универсальные; специальные;

     избирательные (элективные);

     дифференциально-диагностические .

    1. Универсальные (МПА, МПБ) содержат питательные вещества, в присутствии которых растут многие виды патогенных и непатогенных бактерий.

    2. Питательные специальные среды применяют для выращивания бактерий, не размножающихся на универсальных средах (кровяной, сывороточный агар, сывороточный бульон).

    3. Избирательные (элективные) среды служат для выделения определенного вида микробов, росту которых они способствуют, задерживая или подавляя рост сопутствующих микроорганизмов. Соли желчных кислот, подавляя рост кишечной палочки, делают среду элективной для брюшного тифа.

    4. Дифференциально-диагностические среды позволяют отличить (отдифференцировать) один вид микробов от другого по ферментативной активности, например, среды Гиса с углеводами и индикатором. При росте микроорганизмов, расщепляющих углеводы, изменяется цвет среды. Кроме того, в лабораториях для первичного посева и транспортировки исследуемого материала применяют консервирующие среды (глицериновую, магниевую и т. д.).

    Дыхание бактерий

    Атмосферный воздух содержит-78% азота, 20% кислорода и 0,03—0,09% углекислого газа. Углекислота и азот воздуха могут быть использованы только аутотрофами. Кислород же играет важную роль в метаболизме (обмене веществ), дыхании и получении энергии большинства видов бактерий.

    Дыхание (или биологическое окисление) — это сложный процесс, который сопровождается выделением энергии, необходимой микроорганизмам для синтеза различных органических соединений. Бактерии, как и высшие животные, для дыхания используют кислород. Однако Л. Пастером было доказано существование таких бактерий, для которых наличие свободного кислорода является губительным, энергия, необходимая для жизнедеятельности, получается ими в процессе брожения.

    Все бактерии по типу дыхания подразделяются на облигатные аэробы, микроаэрофилы, факультативные анаэробы, облигатные анаэробы.

    Облигатные (строгие) аэробы развиваются при наличии в атмосфере 20% кислорода (микобактерии туберкулеза), содержат ферменты, с помощью которых осуществляется перенос водорода от окисляемого субстрата к кислороду воздуха.

    Микроаэрофилы нуждаются в значительно меньшем количестве кислорода, и его высокая концентрация хотя и не убивает бактерии, но задерживает их рост (актиноисцеты, бруцеллы, лептоспиры).

    Факультативные анаэробы могут размножаться как в присутствии, так и в отсутствие кислорода (большинство патогенных и сапрофитных микробов — возбудители брюшного тифа, паратифов, кишечная палочка).

    Облигатные анаэробы — бактерии, для которых наличие молекулярного кислорода является губительным (клостри-дии столбняка, ботулизма).

    Аэробные бактерии в процессе дыхания окисляют различные органические вещества (углеводы, белки, жиры, спирты, органические кислоты и пр.).

    Дыхание у анаэробов происходит путем ферментации субстрата с образованием небольшого количества энергии. Процессы разложения органических веществ в безкислородных условиях, сопровождающиеся выделением энергии, называют брожением. В зависимости от участия определенных механизмов различают следующие виды брожения: спиртовое, осуществляемое дрожжами, молочно-кислое, вызываемое молочно-кислыми бактериями, масляно-кислое и пр.

    С выделением большого количества тепла при дыхании некоторых микроорганизмов связаны процессы самовозгорания торфа, навоза, влажного сена и хлопка.

    Ферментативная активность бактерий

    Ферменты — биологические катализаторы, высокомолекулярные вещества белковой природы, вырабатываемые живой клеткой. Они строго специфичны и играют важнейшую роль в обмене веществ микроорганизмов. Специфичность их связана с активными центрами, образуемыми группой аминокислот, т. е. каждый фермент реагирует с определенным химическим соединением или катализирует одну или несколько близких химических реакций. Например: фермент лактаза расщепляет лактозу, мальтаза — мальтозу и т. д.

    Экзоферменты — выделяясь во внешнюю среду, расщепляют макромолекулы питательных веществ до более простых соединений, которые могут быть усвоены микробной клеткой (экзоферменты гидролиза вызывают гидролиз жиров, белков, углеводов).

    Эндоферменты — участ Вуют в реакциях обмена веществ, происходящих внутри клетки.

    Ферментный состав микроорганизмов является постоянным, а различные виды микробов четко различаются по набору ферментов. Поэтому изучение ферментативного состава имеет важное значение для идентификации различных микроорганизмов.

     

    Практическое использование ферментативных свойств микробов: процессы брожения, грибы в пивоварении и виноделии, обработка шкур, для смягчения; консервирование.

    С помощью ферментов получают витамины, гормоны, алкалозы.

    Рост и размножение микроорганизмов

    Одним из проявлений жизнедеятельности микроорганизмов является их рост и размножение.

    Рост — это увеличение размеров отдельной особи.

    Размножение — способность организма к воспроизведению.

    Основным способом размножения у бактерий является поперечное деление, которое происходит в различных плоскостях с формированием многообразных сочетаний, клеток (гроздья, цепочки, тюки и т. д.). У бактериальных клеток делению предшествует удвоение материнской ДНК. Каждая дочерняя клетка получает копию материнской ДНК. Процесс деления считается законченным, когда цитоплазма дочерних клеток разделена перегородкой. Клетки с перегородкой деления расходятся в результате действия ферментов, которые разрушают сердцевину перегородки.

    Скорость размножения бактерий различна и зависит от вида микроба, возраста культуры, питательной среды, температуры.

    При выращивании бактерий в жидкой питательной среде наблюдается несколько фаз роста культур:

    1. Фаза исходная (латентная) — микробы адаптируются к питательной среде, увеличивается размер клеток. К концу этой фазы начинается размножение бактерий.

    2. Фаза логарифмического инкубационного роста — идет интенсивное деление клеток. Длится эта фаза около 5 часов. При оптимальных условиях бактериальная клетка может делиться каждые 15—30 мин.

    3. Стационарная фаза — число вновь появившихся бактерий равно числу отмерших. Продолжительность этой фазы выражается в часах и колеблется в зависимости от вида микроорганизмов.

    4. Фаза отмирания — характеризуется гибелью клеток в условиях истощения питательной среды и накопления в ней продуктов метаболизма микроорганизмов.

     

    Питательные среды и микробиологическое исследование

     

    Микробиологическое исследование — это выделение чистых культур микроорганизмов, культивирование и изучение их свойств. Чистыми называются культуры, состоящие из микроорганизмов одного вида. Они нужны при диагностике инфекционных болезней, для определения видовой и типовой принадлежности микробов, в исследовательской работе, для получения продуктов жизнедеятельности микробов (токсинов, антибиотиков, вакцин и т. п.).

     

    Для культивирования микроорганизмов (выращивание в искусственных условиях in vitro) необходимы особые субстраты — питательные среды. На средах микроорганизмы осуществляют все жизненные процессы (питаются, дышат, размножаются и т. д.), поэтому их еще называют «средами для культивирования».

    Питательные среды

    Питательные среды являются основой микробиологической работы, и их качество нередко определяет результаты всего исследования. Среды должны создавать оптимальные (наилучшие) условия для жизнедеятельности микробов.

    Требования, предъявляемые к средам

    Среды должны соответствовать следующим условиям:

    1) быть питательными, т. е. содержать в легко усвояемом виде все вещества, необходимые для удовлетворения пищевых и энергетических потребностей. Ими являются источники органогенов и минеральных (неорганических) веществ, включая микроэлементы. Минеральные вещества не только входят в структуру клетки и активизируют ферменты, но и определяют физико-химические свойства сред (осмотическое давление, рН и др.). При культивировании ряда микроорганизмов в среды вносят факторы роста — витамины, некоторые аминокислоты, которые клетка не может синтезировать;

    2) иметь оптимальную концентрацию водородных ионов — рН, так как только при оптимальной реакции среды, влияющей на проницаемость оболочки, микроорганизмы могут усваивать питательные вещества.

    Для большинства патогенных бактерий оптимальна слабощелочная среда (рН 7,2—7,4). Исключение составляют холерный вибрион — его оптимум находится в щелочной зоне (рН 8,5—9,0) и возбудитель туберкулеза, нуждающийся в слабокислой реакции (рН 6,2—6,8).

    Чтобы во время роста микроорганизмов кислые или щелочные продукты их жизнедеятельности не изменили рН, среды должны обладать буферностью, т. е. содержать вещества, нейтрализующие продукты обмена;

    3) быть изотоничными для микробной клетки, т. е. осмотическое давление в среде должно быть таким же, как внутри клетки. Для большинства микроорганизмов оптимальна среда, соответствующая 0,5% раствору натрия хлорида;

    4) быть стерильными, так как посторонние микробы препятствуют росту изучаемого микроба, определению его свойств и изменяют свойства среды (состав, рН и др.);

    5) плотные среды должны быть влажными и иметь оптимальную для микроорганизмов консистенцию;

    6) обладать определенным окислительно-восстановительным потенциалом, т. е. соотношением веществ, отдающих и принимающих электроны, выражаемым индексом RH2. Этот потенциал показывает насыщение среды кислородом. Для одних микроорганизмов нужен высокий потенциал, для других — низкий. Например, анаэробы размножаются при RH2 не выше 5, а аэробы — при RH2 не ниже 10. Окислительно-восстановительный потенциал большинства сред удовлетворяет требованиям к нему аэробов и факультативных анаэробов;

    7) быть по возможности унифицированным, т. е. содержать постоянные количества отдельных ингредиентов. Так, среды для культивирования большинства патогенных бактерий должны содержать 0,8—1,2 гл аминного азота NH2, т. е. суммарного азота аминогрупп аминокислот и низших полипептидов; 2,5—3,0 гл общего азота N; 0,5% хлоридов в пересчете на натрия хлорид; 1% пептона.

    Желательно, чтобы среды были прозрачными — удобнее следить за ростом культур, легче заметить загрязнение среды посторонними микроорганизмами.

     

    Стерилизация  (лат. sterilis бесплодный) — полное уничтожение всех видов микроорганизмов и их спор на поверхности и внутри различных предметов, а также в жидкостях и воздухе. Применяется в медицине, микробиологии, гнотобиологии, пищевой промышленности и в других областях. Стерилизация является основой асептики, имеет большое значение в борьбе с инфекцией, а также в профилактике возникновения послеоперационных гнойных осложнений, и гнойных заболеваний. Стерилизуются все инструменты, дренажи, шприцы, перевязочный материал, контактирующие с раневой поверхностью, кровью или инъекционными препаратами, а также инструменты и приборы, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.

        Современные методы стерилизации подразделяют на физические и химические. К физическим методам относятся паровой, воздушный, радиационный. ультразвуковой. Химическая стерилизация бывает газовой и растворами химических препаратов. Стерилизация при высоких температурах (паровая, воздушная) называют термической, а при температуре ниже 100° (радиационная, ультразвуковая и др.) — холодной. Стерилизация радиационным, ультразвуковым и некоторыми другими методами технически сложна и может осуществляться только в особых условиях. Выбор того или иного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемого объекта и самого метода. При этом в течение установленного времени (стерилизационной выдержки) обязательно должны погибнуть все микроорганизмы, как патогенные, так и сапрофиты, в т.ч. спороносные формы. Кроме того, выбранные методы, средства и режимы стерилизации не должны вызывать изменений внешнего вида, прочности, эксплуатационных качеств и других свойств стерилизуемых изделий. После стерилизации химическим методом изделия не должны становиться токсичными для организма. Термонестойкие изделия стерилизуют холодными методами, а портящиеся под действием влаги — газовым или воздушным. При всех равных условиях предпочтение обычно отдают термическим методам стерилизации. При паровом методе стерилизационная выдержка короче, а температура ниже, чем при стерилизации сухим горячим воздухом.

        Эффективность стерилизации зависит не только от того, насколько правильно применен избранный метод, но и от степени чистоты стерилизуемых изделий, массивности их микробного обсеменения. Инструменты, использованные при гнойных операциях подлежат предварительной дезинфекции. Она осуществляется кипячением, а также воздействием водяного насыщенного пара под избыточным давлением, сухого горячего воздуха, растворами хлорамина, перекиси водорода, формалина, дезоксона-1, хлоргексидина биглюконата, дихлора-1, сульфолхлорантина и др. После дезинфекции химическим способом изделие должно быть промыто в проточной воде до полного удаления запаха дезинфицирующего средства.

     

    Практическое занятие № 8. Стерилизация.

    Цель занятия:

    1. Ознакомление с правилами работы в микробиологической лаборатории, с особенностями подготовки помещения, оборудования и лабораторной посуды к работе с микроорганизмами

     

    Материально-техническое обеспечение: термостат, центрифуги, автоклав, су-шильный шкаф, фильтры, бактерицидные лампы, пипетки, чашки Петри, шпатели, пробирки, колбы, предметные стекла, пергаментная бумага, вата, марля.

     

    Ход работы:

    1.  Ознакомьтесь с устройством и применением основных приборов и оборудования для стерилизации.

    2. Подготовьте к стерилизации:

    1) стеклянную посуду: пипетки, пробирки, колбы, чашки Петри;

    2) ватно-марлевые и резиновые пробки, металлические инструменты (ножницы, пинцеты, шприцы и иглы);

     

    Вопросы для самопроверки

    1. Правила асептики и антисептики.

    2. Современные средства используемые для предстерилизационной обработки и дезинфекции.

    3. Методы стерилизации и дезинфекции.

    4. Методика стерилизации режущих инструментов.

    5. Методы стерилизации перевязочного материала.

     

    Практическое занятие № 9. Культивирование микроорганизмов.

     

    Культивирование (выращивание) микроорганизмов широко применяется в лабораторных и производственных условиях для выделения, накопления и сохранения микроорганизмов. Этот метод применяется при качественном анализе микрофлоры различных объектов (сырья, полуфабрикатов, воздуха, воды, почвы и т.д.), для идентификации микроорганизмов и изучения их биологических свойств, при количественном анализе – для подсчета жизнеспособных особей, а в производственных условиях – для накопления полезных микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, а также для выявления посторонней микрофлоры.

    Для культивирования микроорганизмов необходимы питательные среды, из которых микробы получают материал для строительных (питание) и энергетических (дыхание) функций клетки.

    К важнейшим условиям выращивания микроорганизмов на питательных средах относятся температура, свет, аэрация среды.

     

    Цель занятия:

    1.    Научиться культивировать микроорганизмы для исследований

    Ход работы:

    Подготовить пробирки, чашки Петри и пипетки к стерилизации.

    Приготовить МПА из сухого питательного агара, разлить в пробирки, колбы и простерилизовать в автоклаве.

    Разлить МПА в чашки Петри.

    Произвести посев в чашку Петри.

    Оформить протокол исследования

    Вопросы для самопроверки:

     

    1. Как делятся бактерии по усвоению углерода и азота?

    2. Как делятся микроорганизмы по типу дыхания?

    3. Что такое «экзоферменты»?

    4. Что такое «эндоферменты»?

    5. Какие вы знаете пигменты у микроорганизмов?

    6. Что такое «фотобактерии» ?

    7. Что такое «экзотоксины»?

    8. Что такое «эндотоксины»?

    9. Как размножаются бактерии?

    10. Что представляют собой питательные среды и каким требованиям они должны удовлетворять?

    11. Классификация питательных сред.

    12. Примеры стандартных сред для выращивания бактерий, дрожжей, плесневых грибов.

    13. Какие вещества применяются в микробиологической практике для уплотнения питательных сред?

    14. Что такое стерилизация?

    15. Способы термической и холодной стерилизации.

    16. Как готовится стеклянная посуда к стерилизации и какими методами она стерилизуется?

    17. Перечислите способы стерилизации питательных сред и микробиологических инструментов.

    18. Что понимаем под термином «дробная» стерилизация и пригодна ли она для стерилизации стеклянной посуды? Обосновать.

    19. Что в микробиологической практике называется посевом, пересевом микроорганизмов?

    20. Методы посевов (пересевов) микроорганизмов.

    21. Какие условия нужны для успешного выращивания микроорганизмов?

    22. Способы культивирования анаэробов.

     

     

     

    Тема 2.2. Инфекция, иммунитет.

     

    Понятие об инфекции. Патогенный микроорганизм, попадая в организм, начинает при благоприятных для него условиях размножаться и распространяться по организму. Между животным организмом и внедрившимися микробами происходит сложная борьба. Если организм не может противостоять патогенным микробам и парализовать их вредное действие, а условия внешней среды способствуют быстрому развитию микробов, возникает заболевание. И, наоборот, при высокой устойчивости, сопротивляемости организма воздействию болезнетворных микробов болезнь не проявляется.

    Степень восприимчивости животного к заразным заболеваниям зависит не только от биологических особенностей вида микробов, проникших в организм, но и главным образом от условий внешней среды, определяющих сопротивляемость организма.

    Поэтому укреплению организма, повышению его устойчивости улучшением условий кормления и содержания животных необходимо всегда придавать большое значение. В благополучных по инфекционным болезням хозяйствах часто возникают заразные болезни животных только за счет микробов или вирусов, находящихся в организме здоровых животных. Заболевание начинается при ослаблении организма вследствие ухудшения условий внешней среды. Животные, в организме которых имеются патогенные микробы или вирусы, называются бактерионосителями или вирусоносителями. Они практически всегда опасны для здоровых животных как источник заражения.

    Факторы внешней среды, обусловливающие возникновение инфекционной болезни, можно воспроизвести искусственно, например сильное охлаждение организма животного, отравление, длительное голодание, переутомление. При этом создаются благоприятные условия для заболевания, особенно при наличии патогенных микробов в организме или при проникновении их в организм из внешней среды.

    Большую роль играет состояние центральной нервной системы животного в момент проникновения микробов в его организм. Нервная система связывает многочисленные части организма между собой и организм в целом как сложнейшую систему, с постоянным бесконечным воздействием внешней среды. От ее состояния зависит характер реакции организма на внедрение микробов, а следовательно, и развитие инфекционного процесса.

    Иммунитет — это целостная реакция, направленная на защиту организма от различных веществ и микробов, обеспечивающая невосприимчивость и неуязвимость человека к инфекциям. Благодаря наличию клеток иммунной системы кожа и слизистые оболочки являются надежным барьером. Приобретенный иммунитет — это своеобразная перестройка, происходящая в организме под воздействием чужеродного белка или антигена, может быть активным и пассивным. Активно приобретенная защита развивается в ответ на перенесенное инфекционное заболевание или же после введения вакцины и сохраняется на всю жизнь.

     Пассивный иммунитет возникает при внутриутробно при передаче защитных иммуноглобулинов от матери к плоду, что в течение нескольких месяцев обеспечивает невосприимчивость новорожденных к определенным инфекциям. Кроме того такой вид защиты можно создать искусственно путем введения иммунных сывороток, содержащих антитела против соответствующих микробов. Следует помнить, что в борьбе с инфекциями помимо иммунитета существенную роль оказывают неспецифические факторы защиты. Сюда относится непроницаемость кожи и слизистых покровов, наличие в них протективных веществ, присутствие в крови, слюне и слезах ферментов, разрушающих микроорганизмы и т.д.

    Иммунитет служит защитником и телохранителем организма, беспрестанно ведущего бой с бактериями и вирусами, выводя токсины и уничтожая чужеродные клетки. Тонкий механизм иммунитета дает сбой и реагирует на любые внешние проявления или изменения в работе организма, например, плохая экология и нарушения диеты, стрессы и недостаток витаминов, ощутимые перенапряжения, вирусные инфекции, хронические заболевания и т.д.

     

    При необходимости определить или подтвердить причину заболевания или гибели животных (включая птиц, зверей, пчел, рыб) при подозрении на инфекционную или инвазионную болезнь или на отравление соответствующий патологический материал и направляется в ветеринарную лабораторию для исследования.

    Кроме того, в лабораторию направляют корма для различных видов исследований, а также кровь и другой материал от животных для биохимических анализов.

    Во всех случаях взятия и пересылки материала специалист обязан руководствоваться изложенными ниже правилами, а также соответствующими инструкциями по борьбе с болезнями животных.

    Взятие и пересылка патологического материала для бактериологического и вирусологического исследований

    Патологический материал необходимо брать стерильными инструментами в стерильную посуду. Поверхность органа (ткани), от которого берут патологический материал, на месте разреза следует обжечь над пламенем или прижечь нагретой металлической пластинкой.

    Патологический материал должен быть взят как можно раньше после смерти животного, особенно в теплое время года. Начавшееся разложение трупа может сделать его негодным для исследования.

    Патологический материал отправляют в лабораторию в неконсервированном виде; в том случае, если невозможно доставить его в лабораторию в течение ближайших 24 - 30 часов, патологический материал посылают только в консервированном виде.

    Для бактериологического исследования патологический материал (органы или их части) консервируют 30-процентным водным раствором химически чистого глицерина. Воду предварительно стерилизуют кипячением или автоклавированием в течение 30 минут. Материал можно консервировать также в стерильном вазелиновом масле. Материал заливают консервирующей жидкостью в количестве, в 4 - 5 раз превышающем его объем.

    Материал, направляемый для вирусологических исследований, консервируют 30 - 50-процентным раствором химически чистого глицерина на физиологическом растворе поваренной соли. Физиологический раствор предварительно стерилизуют в автоклаве при 120° в течение 30 минут.

    Небольшие трупы павших собак лучше посылать целыми в непроницаемой таре.

    Кал для исследования отправляют в стерильных стаканах, пробирках или банках, которые хорошо закрывают пергаментной бумагой. От трупов животных кал можно послать в отрезке невскрытого кишечника, завязанного с обоих концов. Кал в лабораторию должен быть доставлен не позднее 24 часов после его взятия.

    При посылке для исследования участков кожи берут наиболее пораженные кусочки ее размером 10 х 10 см. Кусочки кожи посылают в стерильной, герметически закупоренной посуде.

    Кровь, гной, слизь, экссудат, мочу, желчь и другой жидкий патологический материал для бактериологического и вирусологического исследований посылают в запаянных пастеровских пипетках, стерильных пробирках или во флаконах, хорошо закрытых стерильными резиновыми пробками.

    Кровь, гной, выделения из различных полостей, естественных отверстий и др. посылают для микроскопического исследования (для обнаружения в них микробов, кровепаразитов и для определения лейкоцитарной формулы) в виде мазков.

    Упаковка и пересылка патологического материала

    Трупы мелких животных, части трупов крупных животных и отдельные органы в свежем (нефиксированном) виде отправляют для исследования в лабораторию только с нарочным. Посылаемый материал, особенно от животных, подозрительных по заболеванию инфекционной болезнью, должен быть тщательно упакован в плотный деревянный или металлический ящик, чтобы предупредить возможность рассеивания инфекции в пути. Перед упаковкой материал необходимо завернуть в холст или мешковину, смоченную дезинфицирующим раствором (фенольного креолина, лизола, известкового молока), и уложить в ящик со стружками, мякиной или опилками.

     

    Части органов, жидкости, отправляемые в лабораторию почтой в фиксированном или консервированном виде, должны быть помещены в герметически закупоренную стеклянную посуду с притертой стеклянной, пластмассовой, резиновой или корковой пробкой. Пробка должна быть закреплена проволокой или бечевкой и залита менделеевской замазкой (сургучом, смолкой, парафином или воском), чтобы укупорка была непроницаемой для жидкости. Укупоренную посуду вкладывают в прочный плотный ящик и хорошо обкладывают ватой, паклей, стружками, опилками или другими упаковочными материалами.

    При пересылке почтой или с нарочным патологического материала от животных, подозрительных по заболеванию инфекционной болезнью, или явно инфицированного материала упаковка должна гарантировать доставку материала в целости и исключить возможность рассеивания возбудителей инфекции. На лицевой стороне посылки вверху должна быть надпись. "Осторожно - стекло" и "Верх".

    Стеклянную посуду, в которой заключен посылаемый материал с подозрением на наличие особо опасных болезней (сап, сибирская язва, эмфизематозный карбункул, бруцеллез, туляремия, перипневмония крупного рогатого скота, чума крупного рогатого скота, чума свиней, псевдочума птиц, ящур, бешенство), обязательно упаковывают в металлическую коробку, которую запаивают, пломбируют или опечатывают, а затем упаковывают еще в деревянный ящик.

    Если такой материал доставляют с нарочным, можно отправлять его в стеклянной, герметически закупоренной посуде без металлической коробки, но в деревянном ящике.

     На взятый патологический материал составляют сопроводительный документ.

     

    Практическое занятие №10. Взятие и пересылка патологического материала и направление его в лабораторию.

    Цель занятия:

    1.      Изучить правила взития патологического материала и направления его в лабораторию

     

     

    Материально-техническое обеспечение: набор инструментов, набор лабораторной посуды, упаковочный материал.

     

    Ход работы:

    1.      Взять образцы кала, мочи, шерсти животных, упаковать, составить сопроводительные документы.

     

    Вопросы для самопроверки:

    1.    Каковы правила взития патологического материала?

    2.    Как правильно упаковать патматериал для направления его в лабораторию?

    3.    Каковы правила направления патологического материала в лабораторию?