Section outline
-
Не доступен
Теоретические сведения:
Организм животных постоянно испытывает необходимость в каких-либо веществах, продуктах, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство. Такая необходимость в чем-либо называется потребностью. Например, если мы с вами или наши собаки начинаем испытывать голод, то для его удовлетворения совершаем соответствующее пищедобывающее поведение — кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и стягивает со стола оставленный без присмотра батон колбасы. Или в другом случае, чтобы собаку заставить сесть, мы довольно сильно нажимаем ей на круп в области крестца, вызывая тем самым неприятные ощущения от давления и, естественно, потребность избавиться от него — в итоге собака садиться. Считается, что потребность является причиной поведения и беспричинного поведения не бывает.
Однако, возникающая потребность вызывает изменение поведения только достигая определенного уровня. Например, при начинающемся недостатке питательных веществ, понижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами. Незначительный — быстро восстанавливается за счет оперативных резервов организма, то есть гомеостатически, и внешне никак не проявляется. По мере истощения резервов, организм начинает испытывать специфическое чувство голода, которое заставляет его изменить поведение в сторону удовлетворения аппетита. При этом в центральной нервной системе развиваются такое состояние и такие процессы, которые организуют и поддерживают нужное поведение. Это состояние и соответствующая ему деятельность нервной системы называются мотивацией.
Состояние мотивации отражает выраженность и качество потребности и является психическим ее эквивалентом. Можно определить мотивацию и как осознанное желание.
Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения ведь стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки, необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности. А само научение, как и процесс поведения, становится целесообразным и биологически важным, необходимым организму, так как приводит к удовлетворению насущной потребности, способствует сохранению и поддержанию жизни. Без такой цели и поведение и научение становятся бессмысленными и ненужным, а бессмысленного и ненужного избегаем и мы и наши собаки.
Потребностей существует столько же много, сколько и попыток их классифицировать. Наиболее удачной считается классификация известного Российского ученого П.В.Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:
1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.
2. Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
3. Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.
Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего воспитания.
Как уже видно из приведенной классификации, наиболее важными являются витальные потребности, а среди них главенствующей — оборонительная. И на самом деле, если ты не спасешь свою жизнь, то уже никогда не поешь и не поиграешь. Но другие потребности находятся в достаточно сложных взаимоотношениях между собой. Например, при дрессировке мы как правило используем пищевую потребность нашей собаки, как универсальную причину поведения, а лабораторные исследования показали, что потребность в положительных ощущениях гораздо более важна. Например, в опытах на собаках одно и то же животное использовали для выработки инструментального пищедобывательного рефлекса и реакции самостимуляции зоны мозга положительных ощущений. Выработка инструментального пищевого рефлекса производилась на фоне повышенной пищевой возбудимости, вызванной соответствующей депривацией. Выработка пищедобывательного рефлекса происходила значительно медленнее по сравнению со становлением реакции самостимуляции. Если собаке предлагали выбирать, она выбирала самостимуляцию, а не удовлетворение пищевой потребности.
В другом случае было изучено влияние различных видов подкрепления на осуществление реакции экстраполяции направления движения при его равномерном прямолинейном движении. Было показано, что наибольшее число правильных решений сделали крысы, подкреплением которым служила возможность продолжить положительное самораздражение. При подкреплении самостимуляцией крысы оказались способными не только к многократному решению описанного варианта задачи, но и усложненного ее варианта.
Таким образом оказывается, что при подкреплении поведенческой реакции раздражением положительных зон мозга образование условных рефлексов облегчается по сравнению с образованием тех же рефлексов при пищевом подкреплении.
Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах. А именно в том, что различные мотивации:
1. Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители стимулы, в том числе и на индифферентные, то есть пока безразличные для животного. Возрастание моторной активности, например, особенно важно при использовании оперантного метода дрессировки и способов, связанных с отбором поведения.
2. Повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.
3. Приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. При этом мотивация так активизирует или тормозит, например, глаза и уши, что порог чувствительности понижается для значимых сигналов и повышается для незначащих. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения. То есть если у вашей собаки сейчас выражена (присутствует) игровая мотивация, а вы предлагаете ей кусочки пищи, то вряд ли она вас услышит.
4. Увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.
5. Вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.
6. Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.
В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.
С точки зрения использования потребности и мотивации в дрессировочном процессе, его можно представить в следующем виде:
1. Стадия создания целесообразных потребности и мотивации, то есть когда мы создаем причины, вызывающие нужное нам поведение собаки.
2. Стадия удовлетворения данной потребности: поданная команда разрешает совершить конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение потребности становится подкреплением этому действию.
3. Стадия снижения значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко вызывать определенное действие, если создана связанная с ней потребность. Однако, по мере тренированности (многократного повторения), команда приобретает свойство сама вызывать данную потребность. Так что необходимость в специальном создании соответствующей потребности со временем отпадает. Точно так же команда становится связанной со следующим за ней движением и после достаточно длительного повторения двигательная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей ее ранее потребности.
Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии заменяются на оборонительную, что гарантирует более стабильное воспроизведение необходимого действия. Дело заключается в том, что первично вызванные потребности (такие как пищевая, игровая, социальная) могут в результате конкуренции мотиваций проигрывать возникающим у животных спонтанным или навязанным окружающей средой мотивациям. Например, появление невдалеке бегущей кошки многих собак заставляет забыть на время о голоде. Тогда как оборонительная потребность, как наиболее важная для самосохранения, легко конкурирует с другими.
4. Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта.
В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реализуется только одна. Редко удается решать одновременно две задачи, тем более если для удовлетворения различных потребностей используются одни и те же исполнительные системы.
Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции мотиваций. Во время процесса конкуренции, организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения. Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой выраженности, чтобы выдержать борьбу с другими потребностями постоянно возникающими у собаки. Только тогда собака длительное время сохранит работоспособность и заинтересованность в работе и не будет отвлекаться на посторонние раздражители.
Наиболее частыми ошибками дрессировщика является недооценка величины потребности и конкуренции мотиваций. Например, вы знаете, что для того чтобы научить собаку не тянуть на поводке, необходимо подать команду «Тише!» и произвести тормозящий рывок поводком. Очень часто ваш рывок не достигает достаточной силы, чтобы вызвать соответствующую оборонительную потребность и собака продолжает тянуть не обращая на него внимания.
Примером для второй ошибки может служить вот такая ситуация: вы решили отработать навык подхода собаки к дрессировщику, отстегнули поводок и отпустили собаку на прогулку. После небольшой паузы вы подаете команду «Ко мне!» и показываете собаке кусочек пищи на ладони, предполагая, что она сейчас все бросит и прибежит к вам. Но ваша любимая собака оказывается достаточно сытой для того чтобы променять обследование поляны (удовлетворение потребности в новой информации) или игру с приятелем (удовлетворение игровой потребности), или просто побегать и порезвиться (удовлетворение потребности в физической нагрузке) на ваш кусочек.
Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку или не давать ей долго бегать и гулять для того, чтобы создать потребность в физической нагрузке. Иногда потребность можно вызвать непосредственным воздействием на животное, например игровую или оборонительную потребности. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности своей собаки. Для одних собак достаточно пропустить одно кормление, чтобы создать достаточную пищевую потребность, других необходимо не покормить целые сутки. Для того, чтобы вызвать оборонительную потребность у ротвейлера необходимо приложить достаточно большие усилия, а для малого пуделя хватит шлепка свернутой газетой.
Дрессировочные мотивации
В основе любого дрессировочного процесса должен, прежде всего, лежать постоянно подогреваемый у собаки интерес к работе и только потом — на втором месте должны стоять способы принуждения, и на третьем — применяемые в исключительно крайних случаях наказания. Заинтересовать собаку можно различными способами: игрой, пищей или просто похвалой. Вопреки расхожему мнению многих инструкторов не существует животных, которых было бы невозможно чем-либо заинтересовать, существуют отдельные особи к которым не нашли подхода из-за недостаточного усердия или недостатка опыта дрессировщика. Прежде чем начать дрессировку нужно точно подобрать тот способ мотивации, который будет наиболее эффективен для конкретной собаки. Какой способ применять, можно определить, наблюдая за собакой, проверяя, на что лучше реагирует собака: на любимую игрушку, на лакомство или на щедрую похвалу. В дрессировке можно выделить несколько мотиваций: игровую, пищевую, физическую и голосовую (звуковую).
Игровая мотивация. Дрессировку собаки нужно начинать с игры и тем самым привить ей интерес к работе. Во время игры у собаки проявляются такие качества как охотничий инстинкт (преследования), способность к апортировке и чувство собственника.
Именно в игре детёныши диких предков наших собак приобретали навыки, необходимые для добывания пищи и защиты от своих природных конкурентов. В щенячьем возрасте у собаки закладывается тот стереотип поведения, руководствуясь которым она будет действовать всю свою жизнь.
У щенка следует поощрять и развивать стремление бежать за предметом, носить его в зубах и бороться за обладание им. Чтобы получить игрушку собака должна проделать определенное действие необходимое вам — выдержать борьбу, пройти рядом с вами, преодолеть какое-то препятствие. Посредством игры можно также привить собаке основы апортировки (подачи предмета). Из игры собака должна выйти победителем, то есть хозяин должен сделать так, чтобы собака почувствовала свою победу. После борьбы или преследования предмета собака должна получить добычу, но не нужно отдавать добычу собаке в неограниченное пользование — давать собаке окончательно «насытиться» победой, иначе она на длительное время потеряет интерес к предмету. Нужно дать собаке немного поносить игрушку в зубах, после чего забрать и спрятать. Собака должна усвоить, что игрушка находится у вас и без вашего участия игра невозможна.
При правильном подходе с возрастом у собаки появится потребность в работе, ведь ей с детства внушали, что работа это весело и интересно. Но нельзя допускать, чтобы собака работала только когда ей захочется. На начальном этапе нужно выбирать наиболее удачное время для занятий, когда собака голодна и не устала. После еды с собакой заниматься бесполезно из-за того, что сытое животное не испытывает потребности в движении, ему требуется отдых и время для переваривания пищи. Голодный хищник ищет способ добыть пищу, он готов пробежать много километров в погоне за своей добычей, он полон сил и энергии.
Пищевая мотивация. Но игровая мотивация может быть неприемлема для отдельных недостаточно активных или не проявляющих интереса к игре с предметом животных. Что же тогда? Прибегать только к силовым методам дрессировки, превращая дрессировочный процесс в скучную, изнуряющую собаку и проводника муштру? Кроме игровой существует еще и пищевая мотивация. Суть её заключается в том, чтобы привлечь собаку к выполнению определённого действия при помощи лакомства. Лакомство-это не просто еда — банальная пища, это материализовавшаяся похвала, исходящая от хозяина и именно это важно. Кусочек из рук хозяина для собаки ценнее целой миски таких же кусков. В качестве лакомства можно использовать кусочки мяса или сыра, нарезанные так, чтобы собака могла их быстро съесть, долго не пережевывая. Лакомство должно лежать так, чтобы его можно было быстро и легко достать, и в то же время оно должно быть хорошо изолировано и не отвлекать собаку. Перед тренировкой нужно позаботиться о том, чтобы лакомства хватило на всё время занятий. Лакомство должно исходить от дрессировщика сразу после выполнения требуемого действия не в коем случае не до и не во время, иначе собака не поймет, чего от неё хотели. Заниматься нужно только с голодным животным, это особенно важно, когда дрессировка строится на пищевой мотивации. Лакомством также не стоит злоупотреблять, в противном случае собака будет работать только в присутствии пищи.
Физическая и голосовая мотивации. Кроме вышеперечисленных игровой и пищевой существуют ещё физическая и голосовая мотивации они играют чаще вспомогательную, чем основную роль в дрессировочном процессе. Под физической мотивацией понимают любое физическое воздействие, поощряющее (поглаживание, похлопывание), корректирующее или карающее. В редких случаях за основу приходится брать физическую мотивацию, когда невозможно добиться результатов другими способами, например, когда начали дрессировку уже взрослого, упрямого или агрессивного животного. Под голосовой мотивацией понимают голосовую интонацию, которой дрессировщик воздействует на собаку, воздействие может быть поощряющее или неодобрительное. Для некоторых собак, особенно привязанных к своему хозяину, его похвала является лучшим стимулом к работе.
Нужно помнить, что для достижения наилучшего результата в дрессировке, чтобы собака охотно и безотказно работала в любых условиях, необходимо совмещать способы мотивации. Например, если строить дрессировку только на игре, собака может выполнять навык неточно либо вообще отказаться от работы, когда это ей надоест. Если дрессировка построена только на пищевой мотивации, то собака будет работать только при виде лакомства, так как работают цирковые животные. Напротив применяя только физическую мотивацию можно добить от собаки полного отвращения к работе, собака будет работать вяло, с огромной неохотой и рано или поздно откажется работать.
От мотивации нельзя отказываться даже по окончанию дрессировочного процесса, такую часто встречающуюся ошибку делают дрессировщики, применяющие игровую или пищевую мотивацию, просто нужно уменьшить её частоту (давать собаке корм, отдавать игрушку после выполнения упражнения или же вообще в конце тренировки). И конечно нужно по мере необходимости поощрять собаку голосом. Конечно же после окончания дрессировочного процесса играют коррекционно-шлифовочную роль, например при подготовке к испытаниям.
Правильный выбор мотивации целиком и полностью зависит от дрессировщика. От правильно подобранной мотивации зависит успех или полный крах всей дрессировки. При неправильном выборе мотивации дрессировка может быть недостаточно эффективной или же вообще бесполезной.
Практическое занятие № 16. Выявление необходимых условий для формирования мотивации собак
Материально-техническое обеспечение:
Методические указания;
Собака;
Ход работы:
Выявить условия мотивации для конкретной собаки
Вопросы для самопроверки:
Дайте определение мотивации.
Дайте определение потребности.
Виды мотиваций в дрессировке
Классификация потребностей
Стадии мотивационного процесса.
Опредмечивание.
Понятие мотивации в дрессировочном процессе.
Практическое занятие № 17. Изучение фазы «способ действия» в мотивационном процессе
Методические указания:
Мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти (наследственной или приобретенной) следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.
Первое определение адресуется к возникновению мотиваций, второе же важно для нас тем, что объясняет целенаправленный характер поведения при удовлетворении потребностей, т. к. превращение возникшей потребности из побуждения в цель и составляет содержание процесса мотивации целенаправленного поведения. В нашем случае собака вспоминает, что можно съесть и как это можно добыть в данных конкретных условиях.
Доминирующая мотивация может реализоваться в целенаправленное поведение только в определенных условиях, одно из этих условий — наличие соответствующих стимулов — обстановочных и санкционирующих (разрешающих). Для нашей собаки это наличие еды и отсутствие препятствий перед ней, а также конкурентов (санкционирующим стимулом может быть и разрешающая команда хозяина «можно» и т. д.). Если обстановка благоприятствует, анализируется характер обстановочных стимулов (вероятностное прогнозирование) и выбирается одно из возможных решений: как добраться до пищи и что съесть вначале. Мы выбрали достаточно простой пример, когда перед собакой нет сложной задачи, но если поместить перед кормушкой какое-либо новое препятствие, уже возможны варианты поведения животного: перепрыгнуть, обежать препятствие и т. д.
Здесь следует оговориться. Потребности животных характеризуются своей собственной спонтанной активностью, мотивации накапливаются. При высоком уровне мотивации и отсутствии стимулов собака начинает сама активно искать необходимые стимулы (например, поиск пищи), в отдельных случаях поведение реализуется без стимулов или при наличии нехарактерных стимулов. Мы рассматриваем здесь мягкий вариант — наша собака не истощена, стимулы присутствуют, принимается решение и вырабатывается программа действий. На этой стадии существуют два уровня деятельности мозга, качественно отличающиеся друг от друга:
1. Способ принятия решения на уровне целенаправленного просчета вариантов программ поведения.
2. Способ принятия решения, характеризующийся «подсознательным» анализом ранее «отработанных» и в достаточной степени автоматизированных программ поведения.
Меньшую нагрузку собака испытывает, если имеет возможность решать задачи на подсознательном уровне, что она и предпочитает делать. Целенаправленный просчет вариантов поведения животное производит только тогда, когда не срабатывают автоматизированные программы поведения.
На стадии принятия решения и выработки программы действий формируется механизм предвидения результата поведения и удовлетворения потребности — так называемый «акцептор результата действия», позволяющий животному заранее, т. е. с опережением во времени, а также в процессе действий прогнозировать вероятность достижения полезного приспособительного результата, оценить его параметры и степень удовлетворения исходной потребности. Если мы поместили перед пищей у собаки препятствие, она решает его преодолеть определенным способом, т. к. затраты на его преодоление оправдываются качеством и количеством еды.
Собака начинает действовать, однако в процессе осуществления действия животное может произвести его коррекцию (прыгнуть не тем способом) в соответствии с вновь появившимися стимулами, изменившимися условиями и т. д.
Действие произведено. После того, как результат достигнут или не достигнут (т. е. собака добралась до еды и поела или не смогла добраться до пищи), она оценивает эффективность своей деятельности, т. е. насколько результат, полученный в конечном итоге, соответствует результату, который был запланирован заранее. Именно в этот момент наиболее активно функционирует механизм акцептора результата действия. Рассмотрим варианты:
1. Потребность в пище удовлетворена, пищевая мотивация исчезает.
2. Потребность в пище удовлетворена частично, действия совершаются еще раз и при необходимости повторяются вплоть до полного удовлетворения потребности.
3. Действие совершено, но потребность не удовлетворена, при повторении действия вновь отсутствует результат. Мотивация угасает, хотя потребность в пище объективно остается. Это возможно, когда на первых этапах дрессировки животное не получает подкрепления и, соответственно, теряет интерес к выполнению требуемого действия.
Следует иметь в виду, что действие собакой в любой момент может быть прервано, т. к. может смениться мотивация, например, появившийся хозяин собаки может отвлечь ее от еды — пищевая мотивация сменится игровой, или от миски собаку прогонит доминирующая особь — здесь будет оборонительное поведение.
Итак, мы рассмотрели поведение животного, которое определяется естественными биологическими или социальными потребностями. Помимо этих потребностей, формирующих соответствующие мотивации, в организме существует особого рода биологическая потребность в положительных ощущениях (эмоциях, субъективных переживаниях). У животных возможно формирование целенаправленного поведения, приводящего их в положительно окрашенное эмоциональное состояние, не имеющего результатом удовлетворение каких-либо из известных потребностей. Обычно эмоции и мотивации рассматривают как стороны одного процесса: неудовлетворение потребности, несовпадение результата действия с ожидаемым вызывает отрицательные эмоции, а удовлетворение потребности, совпадение результата с предполагаемым — положительные.
Первые этапы отработки любого навыка будут протекать практически всегда по описанным закономерностям, без учета которых возможны типичные ошибки дрессировщика.
Материально-техническое обеспечение:
Методические указания;
Собака;
Ход работы:
Создать ситуацию для выбора собакой «способа действия». Проанализировать результат.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение мотивации.
2. Дайте определение потребности.
3. Виды мотиваций в дрессировке
4. Классификация потребностей
5. Стадии мотивационного процесса.
Практическое занятие № 18. Формирование фазы неопредмечивания возбуждения в мотивационном процессе.
Материально-техническое обеспечение:
Методические указания;
Собака;
Ход работы:
Смоделировать фазу неопредмечивания возбуждения в мотивации.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое неопредмечивание возбуждения?
2. Понятие мотивации в дрессировочном процессе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Канистерапия в России и за рубежом.