Section outline
-
Выделено Не доступен
Теоретические сведения:
Нервную систему собак характеризуют не только такие качества, как сила, скорость и возбудимость, но реакции поведения.
Реакции поведения - стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.
Поведение собаки - это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения.
Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций: пищевая, защитно-оборонительная, апортировочная, ориентировочная, поисковая, привязанности, половая, родительская, игровая, подражательная и общения. Эти реакции составляют основу жизни животного и используются или учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения - составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями.
Основные реакции поведения и их характеристика
Пищевая реакция
Пища - основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у нее чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретенные в связи с приемом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом.
Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, а также позволяет методически грамотно выполнять приемы дрессировки.
Оборонительная реакция
Эту реакцию определяет большая группа врожденных и приобретенных двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно-оборонительной. Она дает возможность собаке по определенным сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно-оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врожденных защитно-оборонительных реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности проявления защитно-оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трех формах: активно-оборонительной, пассивно-оборонительной и смешанной (злобно-трусливой).
Активно-оборонительная реакция формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно-оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе.
Пассивно-оборонительная реакция формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно-оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей; уклоняется от ударов, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку.
Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке.
Злобно-трусливая реакция поведения формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки.
Злобная реакция поведения чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно-оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке и применению собак на службе, особенно для разыскных и сторожевых целей. Иногда приходится выбраковывать собак, имеющих чрезмерно злобную реакцию.
Ориентировочная реакция поведения
Врожденная реакция на новые или необычные раздражители и раздражители большой силы, проявляется в виде ориентировочно-установочного рефлекса «Что такое?» и исследовательских рефлексов обнюхивания, прислушивания, облизывания и т. д. Ориентировочные рефлексы — источник образования новых условных рефлексов собаки. С накоплением большого количества условных рефлексов ориентировочная реакция проявляется умеренно и в конечном итоге соединяется с условными рефлексами, обеспечивающими ориентирование собаки в сложной обстановке. Ориентировочная реакция в зависимости от сложившихся условий может заменяться другими реакциями: пищевой, активно-оборонительной, пассивно-оборонительной и чаще всего поисковой реакцией.
Поисковая реакция
Врожденная реакция поведения. Она обеспечивает выживание организма собаки. В процессе жизни и дрессировки собаки эта реакция обусловливается огромным количеством условных рефлексов и образует условно-рефлекторные комплексы с другими реакциями поведения. Работа собаки по чутью связана с проявлением обонятельно-поисковой реакции. При внимательном наблюдении во время ее постановки на запаховый след можно легко заметить и выделить составные элементы обонятельно-поисковой реакции: отыскивание на участке местности запахового следа, оставленного при передвижении человека, животного; определение направления движения человека или животного; преследование человека, животного до обнаружения и задержания.
В практике дрессировки известны случаи, когда собаку не могли приучить работать по следам. При исследовании было обнаружено, что у таких собак нет отдельных элементов обонятельно-поисковой реакции. Такие собаки непригодны к дрессировке для розыскной службы и не могут быть использованы в работе по чутью.
Реакция привязанности
Это сложные условно-рефлекторные акты животного, проявляющиеся в виде ласки, нежности, ожидания, покорности, подражания, послушания, радости, защиты и охраны человека. Эта реакция формируется при длительном совместном пребывании и взаимодействии человека и собаки. Реакция привязанности лежит в основе установления контакта дрессировщика с собакой, без которого невозможна дрессировка и использование собаки на службе. Хороший контакт дрессировщика с собакой — главное условие ее безотказной работы. У собак есть и другие реакции поведения, но они не представляют практического интереса и не используются в дрессировке собак.
Апортировочная реакция
В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы).
Преобладающие реакции поведения и их характеристика
При изучении особенностей проявления основных реакций поведения у собак можно заметить, что в зависимости от условий их формирования у каждой в отдельности эти реакции проявляются с различной силой активности. У одних собак, например, сильнее выражена пищевая, ориентировочная, поисковая; у других — активно-оборонительная, привязанности, а у отдельных собак над всеми видами реакций поведения преобладает пассивно-оборонительная. Реакция, которая у собаки проявляется постоянно в сильной степени на специальные раздражители, называется преобладающей.
Преобладающие реакции поведения у собак иногда проявляются в смешанной форме: пищевая с активно-оборонительной или ориентировочная с пассивно-оборонительной, и малоопытному дрессировщику трудно в них разобраться, особенно когда все реакции выражены сильно или слабо, что зависит от типа высшей нервной деятельности и индивидуальных особенностей собаки. Поэтому для выявления преобладающей реакции поведения приходится прибегать к специальным способам и приемам определения и оценки этих реакций поведения.
Преобладающие реакции поведения определяют при закупке и отборе собак в служебную дрессировку, а также в начальном периоде и в конце курса дрессировки. Есть несколько способов выявления и определения преобладающих реакций поведения у собак. Ускоренный экспресс-способ используется при закупке собак для служебных целей. Он ставит задачу выявить форму проявления защитно-оборонительной реакции на сильные звуковые раздражители, выстрелы и действия постороннего человека, имитирующего нападение на собаку.
Методика определения преобладающих реакций поведения у собак в полевых условиях. Чтобы определить, какая реакция у собаки является преобладающей, на нее действуют различными раздражителями в специально созданной обстановке и по определенной методике.
Для выявления пищевой реакции используется корм, который дается в кормушке по 0,5 литра на одну собаку. Собака должна быть в полуголодном состоянии. Поэтому исследования проводятся до кормления собаки или через 3-4 часа после дачи корма.
Для определения защитно-оборонительной реакции используют двух помощников, одетых в форму, непривычную для собаки, которые определенными действиями (подход, дразнение, имитация нападения, нанесение ударов, попытка отобрать пищу) позволяют выявить характер и форму проявления этой реакции.
Ориентировочная реакция определяется степенью проявления ориентировочных рефлексов на незнакомую для собаки местность и изменения обстановки: выход помощников, посторонние запахи, дача пищи и другие обстоятельства.
Реакция привязанности определяется при уходе дрессировщика от собаки и подходе к ней. По особенностям поведения и степени выраженности контакта у собаки в процессе обращения дрессировщика с ней определяют силу реакции привязанности к дрессировщику.
Поисковая реакция может исследоваться пуском собаки в свободном состоянии на участок местности, где помощником заранее проложен невидимый запаховый след небольшой давности. В оценке обонятельно-поисковой реакции учитываются ее отдельные элементы: поиск запахового следа, ориентирование на местности по запаху и др.
Для исследования преобладающих реакций поведения у собак в полевых условиях руководитель подбирает участок местности, распределяет обязанности между участниками, ставит перед ними задачи и инструктирует их о порядке и последовательности действий. Руководитель располагается в таком месте, откуда наблюдает за действиями помощников, дрессировщика и поведением собаки, делает записи в ведомости о результатах наблюдения и дает заключение о преобладающей реакции поведения.
По сигналу руководителя дрессировщик ставит собаку на цепь и уходит в указанное место, чтобы собака не могла его видеть. Из-за укрытия выходит первый помощник, спокойно подходит к собаке, называет кличку, делает попытку дать лакомство и скрывается за укрытием. Как только собака успокоилась, с противоположной стороны участка выходит второй помощник с прутом в руке. Он создает шорохи, делает дразнящие движения и быстро направляется к собаке, имитируя нападение, нанося легки удары прутом по телу собаки, и бегом скрывается за укрытием. Затем выходит дрессировщик, спокойным движением ставит перед собакой кормушку с пищей и уходит за укрытие на прежнее место.
Как только собака начинает поедать корм, снова выходит второй помощник, подбегает к собаке, имитирует нападение на нее и делает попытку отнять кормушку. После двух таких попыток возвращается на место. Дополнительный выход помощника делается для окончательного уточнения преобладания пассивно-оборонительной реакции у собаки или злобно-трусливой в присутствии дрессировщика (рис. 16). Собака с преобладанием пищевой реакции при даче помощником лакомства ласкается, на дразнение проявляет злобную реакцию, на пищу набрасывается и поедает с жадностью, не обращая внимания на подход помощника, при попытке забрать кормушку защищает пищу или быстрее начинает поедать ее.
Собака с преобладанием активно-оборонительной реакции недоверчива к посторонним людям. При появлении помощника проявляет злобность, набрасывается, пытается схватить и вести борьбу, лакомство не берет. Еще активнее становятся ее действия при выходе второго помощника, который дразнит собаку. В момент поедания корма она немедленно переключается на помощника, стремясь схватить его. После ухода помощника к пище сразу не возвращается, смотрит в его сторону.
Проявление активно-оборонительной реакции в комплексе с пищевой наблюдается при одинаковой степени развития оборонительных и пищевых рефлексов. Собака активно набрасывается на помощника и одновременно стремится поедать корм.
Собака с преобладанием пассивно-оборонительной реакции в новой обстановке трусливо оглядывается по сторонам, при появлении помощника стремится убежать, при дразнении отбегает в противоположную сторону или прижимается к земле. Пищу поедает урывками или совсем отказывается от нее.
Собака с преобладанием ориентировочной реакции на новой местности обнюхивает землю, оглядывается по сторонам, прислушивается. При приближении помощника тянется вперед, принюхивается, ласкается, пищу ест не сразу, при дразнении активно-оборонительной реакции и трусости не проявляет. Надо помнить, что ориентировочная реакция предшествует другим реакциям и сравнительно быстро сменяется ими. При преобладании ориентировочной реакции она протекает застойно и доминирует над другими реакциями.
Реакция привязанности активно проявляется у большинства собак. Собака с преобладающей реакцией привязанности устремляется и рвется в сторону дрессировщика, смотрит на место, где он укрылся. При приближении помощников реагирует на их действия, но когда те уходят, быстро переключается снова в сторону дрессировщика. Пищу поедает охотно в присутствии дрессировщика, а при удалении его прекращает поедание и внимательно следит за его действиями.
При оценке поисковой реакции определяет степень выраженности зрительной, слуховой и обонятельной реакции.
Обонятельно-поисковая реакция при исследовании оценивается по элементам, которые руководитель и дрессировщик обязаны заметить при подходе собаки к запаховому следу на участке местности. Обнаружив запаховый след на расстоянии, собака переключает внимание в сторону следа, принюхиваясь, подходит к нему, пересекает, определяя направление движения помощника. Собаки, работавшие по запаховому следу, после определения направления движения идут по трассе следа. Молодые собаки пересечение запахового следа обозначают ориентировочным рефлексом «Что такое?» и продолжают движение.
Преобладание той или иной реакции поведения определяет выбор и способы применения безусловных раздражителей при дрессировке собак. К концу дрессировки поведение собак заметно меняется. Они становятся более спокойными, внимательными к сигналам дрессировщика, послушными, легкоуправляемыми. Изменяется и характер проявления основных реакций. У большинства собак начинают преобладать активно-оборонительная и обонятельно-поисковая реакции. Эти реакции поведения закрепляются и совершенствуются при дальнейшей тренировке собаки.
Аналитическая и синтетическая деятельность нервной системы
Способность нервной системы воспринимать и анализировать раздражители, действующие на организм, называется аналитической деятельностью, а объединение результатов анализа соответствующего ответного действия — синтетической. Аналитическая и синтетическая деятельность осуществляется всей нервной системой, но главная роль отводится коре полушарий головного мозга. Аналитические и синтетические процессы в коре головного мозга протекают одновременно с участием сложных явлений движения и взаимодействия процессов возбуждения и торможения, обеспечивающих высшую нервную деятельность животного.
Анализ — разложение, расщепление, расчленение предмета или явления на его составные части. Методом анализа пользуются для исследования отдельных свойств, составных частей чего-нибудь, определения состава вещества и т. д. Анализ является функциональным началом нервной деятельности любого организма. У животных аналитическая деятельность осуществляется с помощью сложных нервных образований, называемых анализаторами, которые включают в себя рецепторы, нервные пути, проводящие импульсы от рецепторов в центральную нервную систему, и чувствительные нервные центры в коре головного мозга. Они обеспечивают непрерывную связь организма с окружающей средой и играют важную роль в его жизнедеятельности. Импульсы, поступающие через анализаторы в центральную нервную систему, поддерживают ее тонус на высоком уровне. Если выключить работу анализаторов и прекратить доступ к мозгу информации из внешнего мира, животное неизбежно впадет в состояние непрерывного сна и может погибнуть. У различных видов животных анализаторы развиты неодинаково. Например, у собак наиболее развит обонятельный анализатор, менее — слуховой и зрительный, слабо развит вкусовой анализатор.
Функциональные возможности анализаторов собаки (см. тему 1.2).
При дрессировке собак действующие раздражители и обстановка воспринимаются рецепторами различных органов чувств. Поступившая информация направляется по разным нервным путям в соответствующие отделы головного мозга. Например, помощник является единым раздражителем, а воспринимается органами чувств собаки в расщепленном виде: органом зрения — внешний вид, органом обоняния — запах, органом слуха — голос, органом зрения и кожными рецепторами — характер действия помощника. Способность нервной системы к элементарному анализу через рецепторы органов чувств называется первичным анализом.
Благодаря высокой специализации органов чувств воспринятые сигналы подвергаются дальнейшему качественному и количественному анализу. Этот анализ осуществляется в среднем, промежуточном мозге, мозжечке и ретикулярной формации. В этих отделах головного мозга каждый поступивший сигнал, в свою очередь, подвергается расщеплению на присущие ему свойства и качества. Например, общий запах помощника расщепляется на бытовой, индивидуальный и другие сопутствующие запахи. Такая способность подкорковых отделов головного мозга к более глубокому анализу поступивших сигналов называется вторичным, или промежуточным, анализом.
Наиболее тонкий анализ осуществляется в клетках коры головного мозга. Высокочувствительные нейроны объединяются в сенсорные зоны, расположенные в определенных областях головного мозга. Вместе с развитием чувствительных зон в коре больших полушарий совершенствовались и специализировались рецепторные аппараты органов чувств.
Улавливание, тончайшее восприятие, различение и выделение отдельных существенных признаков из огромной информации о свойствах и качествах раздражителя является сложной и высшей формой анализа. Такой анализ раздражителей, осуществляемый в коре головного мозга, называется высшим, или окончательным. Например, тонкая дифференцировка запахов при одорологической идентификации возможна благодаря высокой аналитической деятельности обонятельного анализатора собаки.
Синтетическая деятельность нервной системы
Синтез — соединение различных элементов, частей и явлений в единое целое. Методом синтеза пользуются для обобщения данных, добытых анализом. Синтез в организме — функциональное завершение аналитической деятельности нервной системы. Синтетическая деятельность неразрывно связана с аналитической и осуществляется последовательно. Прямым продолжением анализа органов чувств является первичный синтез. Он осуществляется путем соединения всех раздражений в каждом органе чувств в обобщенные сигналы о характере действия раздражителя. Например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и др. В центральной нервной системе в результате первичного анализа из обобщенных сигналов формируется первичное ощущение: приятно или неприятно. Это грубое ориентирование организма о результатах действия раздражителя есть выражение первичной синтетической деятельности нервной системы.
Более конкретные ощущения воспринятых сигналов от действия раздражителя формируются в промежуточных отделах головного мозга, которые определяют их биологическую значимость для организма «опасно» или «неопасно» и соответствующий характер ответного действия. Такое обобщение информации называется вторичным, или промежуточным, синтезом. Промежуточный синтез — результат промежуточного анализа и внешне проявляется в формировании определенных ощущений на отдельные свойства и качества раздражителя. Из ощущений формируются определенные эмоции и соответствующие сложные безусловные реакции поведения. Окончательный анализ осуществляется клетками коры головного мозга и является продолжением промежуточного синтеза и завершением окончательного анализа поступивших раздражений в нервной системе. Явление синтеза можно наблюдать в процессе образования и упрочения условных рефлексов в навыки. Уже само формирование временной связи между двумя очагами возбуждения в коре представляет собой простейший пример коркового синтеза. Этот процесс синтеза становится более сложным при образовании двигательных условных рефлексов, где наблюдается замыкание дополнительных временных связей с корковыми центрами других двигательных реакций. Например, на команду «Апорт» вырабатывается и объединяется целая серия самостоятельных условных рефлексов отыскания, захвата, подноски предметов. Наиболее сложная синтетическая деятельность проявляется при образовании условных рефлексов второго и более высокого порядка.
В коре головного мозга происходит не только конечный синтез одновременно поступивших сигналов, но и всей последовательно поступившей информации из окружающей среды. Результат такой синтетической деятельности — способность коры объединять простые рефлексы в сложные и формировать из них длинные цепи поведенческих реакций, составляющих целостное поведение животного.
Сложность синтетической деятельности коры головного мозга состоит в том, что она не только анализирует и обобщает деятельность всех отделов головного и спинного мозга, но и осуществляет собственный тончайший синтез на всю поступившую информацию, формируя точные ответные действия в строгом соответствии с изменениями свойств и качеств каждого раздражителя. Такая синтетическая деятельность нервных центров коры головного мозга получила название высшего синтеза.
Способность собак к дрессировке объясняется синтетической деятельностью коры головного мозга. Выработка условных рефлексов на базе безусловных — есть элементарная форма синтеза, т. е. соединение условного сигнала с проявлением соответствующего безусловного рефлекса.
Синтетическая деятельность проявляется в процессе образования условных рефлексов на сложные и комплексные раздражители, часто применяемые во время дрессировки и тренировки собак. Благодаря синтезу образуется обобщенный условный рефлекс на все элементы запахового следа человека, на действия помощника, дрессировщика, на обстановку. В результате синтеза корой головного мозга образуются условные рефлексы на время, место, пространство и длинную цепь последовательных событий.
Учитывая синтетическую деятельность коры головного мозга, дрессировщик должен обращать внимание на связь применяемых сигналов с действием раздражителей из окружающей среды, которые могут вызвать образование нужных и ненужных условных рефлексов. Например, приучение собаки к задержанию помощника с односторонней стрельбой вырабатывает у нее нежелательную связь: бежать в направлении звука выстрелов.
Синтетическая деятельность коры головного мозга позволяет объединить множество простых условных рефлексов в сложные навыки и совершенствовать их до динамических стереотипов. В результате происходит объединение условных рефлексов и навыков, выработанных за курс дрессировки в индивидуальный опыт, характеризующий степень подготовленности собаки.
И наконец, выработка ситуационных условных рефлексов, обеспечивающих безотказность работы собаки в сложных условиях, также возможна в результате синтетической деятельности коры головного мозга.
В заключение нужно отметить, что аналитическая и синтетическая деятельность тесно связаны между собой и протекают в нервной системе практически одновременно. Это можно наблюдать при дрессировке собак. Например, образование любого условного рефлекса осуществляется на основе анализа и синтеза всех воздействующих в это время раздражителей на нервную систему. Благодаря анализу выделяются биологически нужные и совпадающие раздражения, а случайные и одиночные — отсеиваются.
Синтетическая деятельность обеспечивает соединение совпадающих во времени раздражений и связь очагов возбуждения, возникших в коре головного мозга.
Подготовленная разыскная собака должна работать по запаховому следу любого человека. В этом проявляется синтетическая обобщенная деятельность коры. Когда же собака прорабатывает конкретный запаховый след, она должна отличить и выделить его из множества других запаховых следов. В этом проявляется аналитическая деятельность коры головного мозга. Аналогичные примеры синтеза и анализа в коре головного мезга можно привести при выборке вещей по заданному запаху, обнаружении наркотиков, взрывчатки и т. д. Это обязывает специалистов служебного собаководства знать и умело использовать общие закономерности процессов анализа и синтеза, составляющих основу высшей нервной деятельности.
Типы высшей нервной деятельности у собак
Наблюдая за поведением собак, можно заметить, что они по-разному реагируют на появление человека и его действия. Одни из них быстро и сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Другие» возбудившись при виде человека, быстро успокаиваются после его удаления. Третьи реагируют медленно, слабо возбуждаются и медленно успокаиваются. Некоторые собаки от действия раздражителей начинают прятаться. Неодинаковую рефлекторную деятельность у собак можно наблюдать не только в поведении, но и в процессе их дрессировку тренировки и применения. Она проявляется в различной скорости образования и упрочения условных рефлексов, в различной скорости выработки тормозных рефлексов, в различной трудности формирования навыков в виде динамических стереотипов и в различной работоспособности собак при равнозначных условиях обстановки.
Классификация типов высшей нервной деятельности
На основании длительного изучения в лабораторных условиях индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности собак И. П. Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности и научно обосновал их классификацию. В основу классификации он положил типовые различия в поведении собак на одни и те же раздражители, связанные со свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, которые различаются по силе, уравновешенности и подвижности.
Сила нервных процессов определяется работоспособностью клеток коры головного мозга, т. е. их способностью выдерживать сильную и длительную нагрузку процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть сильными и слабыми. При сильных процессах возбуждения собака выдерживает действие раздражителей большей силы или продолжительности. При слабых процессах возбуждения на подобные действия раздражителей у собак проявляется запредельное торможение и нарушается рефлекторная деятельность. Собаки с сильными тормозными процессами выдерживают напряжение сильного и продолжительного торможения, а при слабых тормозных процессах у нее проявляется срыв в сторону возбуждения.
Уравновешенность нервных процессов зависит от соотношения сил возбудительного и тормозного процессов. Они могут быть одинаковыми по силе, уравновешенными или, если один из них заметно преобладает над другим, неуравновешенными. Собаки с сильными нервными процессами при преобладании процесса возбуждения отличаются большой возбудимостью. Нервные процессы у них явно не уравновешены, возбуждение преобладает над торможением.
Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью их возникновения и сменой возбуждения торможением и наоборот. Это определяется быстротой изменения реакций поведения при действии разными раздражителями. Нервные процессы могут быть подвижными или малоподвижными. Высокая подвижность процессов обеспечивает хорошие рабочие качества собаки.
Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов в комплексе определяют типологические особенности нервной системы собаки, которые проявляются в способности ее к дрессировке и работе.
Всевозможные комбинации этих основных свойств нервных процессов определяют большое разнообразие типов высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основании исследований из числа возможных комбинаций выделил только три типа сильных и один слабый. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный, возбудимый — холерик и слабый, тормозной — меланхолик.
Последующими исследованиями установлено, что нервные процессы могут быть уравновешенными не только по сила, но и по подвижности, выявлена связь силы нервных процессов с реактивностью нервной системы: чем ниже предел возбуждения нервных клеток, тем выше их чувствительность. Установлены случаи преобладания не только возбуждения, но и торможения. Яркая выраженность четырех типов у собак встречается редко, а чаще всего бывают переходные формы типов и различные варианты их комбинаций.
Принадлежность собаки к тому или иному типу высшей нервной деятельности определяется врожденными свойствами нервных клеток коры головного мозга. Опытными данными многих исследователей установлено, что типологические особенности высшей нервной деятельности у собак существуют уже в щенячьем возрасте, но совершенствование нервных центров при соответствующей тренировке позволяет усилить процессы возбуждения и торможения, уравновесить и развить до некоторой степени их подвижность. Например, систематической тренировкой тормозного процесса можно уравновесить поведение возбудимой собаки холерического типа. Постепенным приучением щенка к сильным раздражителям можно усилить возбудительный процесс в нервной системе.
Высшая нервная деятельность у собак формируется под влиянием человека. Поэтому тип ее, наряду с факторами наследственности, приобретает индивидуальные особенности, которые проявляются в реакциях поведения. Можно привести немало примеров, когда у собак, имеющих один и тот же тип высшей нервной деятельности, формировались противоположные по характеру реакции поведения.
В лаборатории И. П. Павлова были взяты щенки одного помета, и часть из них выращивалась на свободе, а другая — в кабинах. Через два года обнаружилось резкое различие в их поведении. Щенки, выращенные на свободе, были смелыми, озорными, быстро привыкали к людям и обстановке. Иначе вели себя щенки, выращенные в неволе. Они прятались от экспериментатора, боязливо озирались, ложились на землю, дрожали, проявляли трусость, что считается характерным для слабого типа высшей нервной деятельности. На самом деле все щенки данного помета принадлежали к сильному типу. Знание типов высшей нервной деятельности имеет важное значение не только теоретическое, но и практическое. И руководитель, и дрессировщик обязаны знать типологические особенности дрессируемых собак, чтобы умело применять раздражители при выработке условных рефлексов.
Практическое занятие № 4. Сочетание типа темперамента и типологических особенностей ВНД
Методические указания:
Определение типов высшей нервной деятельности
Практическое определение типа высшей нервной деятельности собаки является нелегким делом. Трудность состоит в правильном подборе раздражителей при исследовании силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения.
Сила процесса возбуждения определяется степенью выраженности основных реакций поведения, активностью двигательных реакций, скоростью образования положительных условных рефлексов, стойкостью образовавшихся условных рефлексов к торможению и угасанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительно применяемые раздражители и работоспособностью собаки.
Сила процесса торможения определяется уравновешенностью основных реакций поведения, скоростью образования отрицательных (тормозных) условных рефлексов, стойкостью образовавшихся тормозных условных рефлексов к растормаживанию, способностью нервной системы выдерживать сильные или продолжительные тормозные напряжения и работоспособностью собаки, где требуются выдержка и сложная дифференцировка раздражителей.
Уравновешенность нервных процессов определяется балансом или преобладанием силы процесса возбуждения над процессом торможения, уравновешенностью поведенческих реакций, силой проявления положительных и отрицательных условных рефлексов, способностью к дрессировке и рабочими качествами при служебном использовании.
Подвижность нервных процессов определяется быстротой смены или застойностью основных реакций поведения, скоростью перестройки условного рефлекса при смене сигнальных раздражителей, способностью переключаться от возбуждения к торможению и обратно, скоростью образования навыка в виде динамического стереотипа, быстрой приспособляемостью к изменяющимся условиям внешней среды, легкостью образования ситуационных условных рефлексов, степенью работоспособности собаки в сложной обстановке. Исследование особенностей вышеперечисленных свойств нервных процессов проводится в начале курса дрессировки после установления контакта дрессировщика с собакой и выявления у нее преобладающих реакций поведения. Наблюдение за поведением собаки и оценка особенностей основных реакций поведения дают предположение судить о ее типе высшей нервной деятельности. Из примера, приведенного в начале главы, о поведении собаки можно предположить, что первая группа собак принадлежит к холерическому типу, вторая — к сангвиническому, третья — к флегматическому, а четвертая — к меланхолическому.
О типах высшей нервной деятельности можно судить по характеру проявления основных и преобладающих реакций поведения. Реакции поведения до некоторой степени зависят от типа высшей нервной деятельности и в большинстве случаев являются внешним выражением типологических особенностей свойств нервных процессов. Известно, что активно-оборонительная реакция у собак сильного типа проявляется интенсивнее, чем у собак слабого типа. Кроме того, у них одновременно сильно проявляются пищевая, поисковая и другие реакции, в основе которых лежат положительные условные рефлексы. Основа формирования пассивно-оборонительной реакции — слабый тип высшей нервной деятельности. У собак со слабыми нервными процессами, как правило, развивается пассивно-оборонительная реакция, но это не значит, что собака с такой реакцией всегда принадлежит к слабому типу нервной системы.
Окончательное заключение о типе высшей нервной деятельности делают в процессе дрессировки путем исследования условных рефлексов по определенной методике. Для этого предусматривается контрольное наблюдение за скоростью образования, а потом и угасания двух-трех положительных и отрицательных рефлексов. В конце исследования проверяется действие сильных раздражителей на условно-рефлекторную деятельность собаки.
Заключение о принадлежности собак к определенному типу высшей нервной деятельности делается руководителем-инструктором по результатам проверки основных и преобладающих реакций поведения и на основании наблюдений за поведением собаки в конце первого периода дрессировки.
Для собаки холерического типа характерно сильное возбуждение на первого и особенно на второго помощника, после ухода которых она некоторое время остается в возбужденном состоянии. Успокоившись, быстро переключается и сильно возбуждается на выход дрессировщика, на пищу и на все посторонние раздражители, действующие из окружающей среды.
В процессе дрессировки условные рефлексы, связанные с развитием злобы, отработкой хватки, ведением борьбы и задержанием убегающего помощника, вырабатываются максимально быстро и доминируют над другими рефлексами.
Первоначальные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика образуются достаточно быстро, а дальнейшая выработка и формирование из них сложных навыков протекает весьма затруднительно по причине отвлечения собаки на посторонние раздражители. С большим трудом достигается выработка навыков прекращения нежелательных действий собаки, выдержки и дифференцировки условных раздражителей. При выборке вещей, человека и следа по запаху собака часто сбивается, допускает ошибки.
Нежелательные связи на вещи дрессировщика, на место образуются легко, а затормаживаются с большим трудом. На выстрелы, вспышки осветительных ракет и другие сильные раздражители собака реагирует возбуждением, но условно-рефлекторная деятельность после этого не нарушается.
Для собаки сангвинического типа характерно сильное возбуждение в основном на действия второго помощника, после ухода, которого она быстро успокаивается и свободно переключается на выход дрессировщика, дачу пищи и на другие раздражители, применяемые при проверке. В ходе проверки отмечается сильная выраженность всех основных реакций поведения, легкая и быстрая их сменяемость.
В процессе дрессировки первоначальные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика вырабатываются быстро, из них легко образуются и формируются сложные связи. При отработке выдержки и дифференцировки можно добиться высокой точности и четкости.
Нежелательные связи легко затормаживаются. Выработанные навыки отличаются динамичностью. Выстрелы, вспышки осветительных ракет и другие сильные раздражители не вызывают у собаки торможения и нарушения условно-рефлекторной деятельности.
Для собаки флегматического типа характерна медлительность возбудительных реакций на действия помощника. Возбудившись на первого помощника, она с трудом переключается на второго и еще медленнее на выход дрессировщика и дачу им пищи. Слабая выраженность и застойность реакций наблюдается и при действии других раздражителей.
Выработка первоначальных условных рефлексов достигается с большим трудом. Собаки медленно поддаются дрессировке: формирование сложных навыков идет затруднительно, образовавшиеся навыки отличаются стереотипностью и большой стойкостью к затормаживанию, выдержка и дифференцировка хотя и вырабатываются легко, но добиться высокой точности и четкости трудно. На выстрелы и вспышки осветительных ракет собаки реагируют слабо. Условно-рефлекторная деятельность не затормаживается и не нарушается. Применение других сильных раздражителей вызывает иногда проявление пассивно-оборонительной реакции и уклонение от болевых раздражителей.
Для собаки меланхолического типа характерны выраженность ориентировочных реакций на новое место, запахи, выход и уход помощников и внезапная заторможенность реакций возбуждения на более сильные или энергичные действия помощников. У собак со слабыми процессами возбуждения выражена общая пассивность поведения, со слабыми процессами торможения — беспричинная подвижность и суетливость на действие раздражителей. Применение сильных раздражителей в обоих случаях вызывает у них торможение, осторожность и боязливость, проходящие через некоторое время после их применения или при смене обстановки. Для собак этого типа характерно слабое проявление основных реакций поведения, а пассивно-оборонительная реакция проявляется иногда в трусливой форме.
При дрессировке собаки, выработанные условные рефлексы отличаются большой неустойчивостью, они легко затормаживаются или слабо проявляются, что затрудняет дальнейшее формирование у нее стойких навыков.
Выстрелы и вспышки ракет вызывают у собаки заторможенность и нарушение условно-рефлекторной деятельности, применение сильных раздражителей в ходе дрессировки — срывы, неврозы или образование трусливой реакции.
Исходя из особенностей типа высшей нервной деятельности, для каждой собаки организуется индивидуальный подход в основном и заключительном периодах дрессировки. Тип высшей нервной деятельности учитывается в организации ее дальнейшей тренировки и использования на службе.
Цель занятия:
Изучить типы темперамента и типологических особенностей ВНД собак
Материально-техническое обеспечение:
Методические указания;
Собака;
Ход работы:
1. Изучить степень выраженности основных реакций поведения;
2. Изучить типологические особенности дрессируемых собак;
Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику холерическому типу собак;
2. Дайте характеристику сангвиническому типу собак;
3. Дайте характеристику флегматическому типу собак;
4. Дайте характеристику меланхолическому типу собак;
Самостоятельная работа обучающихся
1. Понятие мотивации, роль внутренних и внешних факторов при формировании мотивационного возбуждения.
Исследование связей между типом конституции и рабочими качествами в породе ротвейлер