1.4. Аналитические регистры налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Если бухгалтер организации самостоятельно разрабатывает формы регистров, то он должен помнить, что в них обязательно должны содержаться следующие реквизиты:

1) наименование;

2) дата составления;

3) за какой период составлен регистр;

4) наименование хозяйственной операции;

5) измерители операции в натуральном и, если возможно, в денежном выражении;

6) подпись ответственного лица за составление регистра.

МНС России рекомендовало систему налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами 25 главы НК РФ, которая предусматривает 5 групп аналитических регистров налогового учета:

- регистры промежуточных расчетов;

- регистры учета состояния единицы налогового учета;

- регистры учета хозяйственных операций;

- регистры формирования отчетных данных;

- регистры учета целевых средств некоммерческими организациями;

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы. Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации. То есть их значение хоть и участвует в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. К регистрам промежуточных расчетов относятся:

1. регистр – расчет «Формирование стоимости объекта учета».

2. регистр – расчет «учет амортизации н/а»

3. регистр – расчет стоимости списанных сырья и материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. регистр – расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. регистр – расчет стоимости сырья / материалов, списанных в отчетном периоде.

6. регистр учета сомнительной и безнадежной Д задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. регистр – расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. регистр – расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего года.

12.  регистр – расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. регистр – расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15.  регистр – расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. регистр – расчет коэффициента для пересчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменение состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К регистрам учета состояния единицы налогового учета относятся:

1. регистр информации об объекте основных средств.

2. регистр информации об объекте нематериальных активов.

3. регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

4. регистр информации о приобретенных партиях сырья / материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

5. регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

6. регистр информации о движении приобретенных сырья / материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

7. регистр учета расходов будущих периодов.

8. регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

9. регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

10.  регистр учета расчетов с бюджетом.

11.  регистр движения резерва по сомнительным долгам.

12.  регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

13.  регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущем периодах. К ним относятся:

1. регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

2. регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

3. регистр учета поступлений денежных средств.

4. регистр учета расхода денежных средств.

5. регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6. регистр учета расходов на оплату труда.

7. регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры формирования отчетных данных используются для получения информации о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

1. регистр – расчет «Учет амортизации основных средств».

2. регистр – расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3. регистр учета прочих расходов текущего периода.

4. регистр – расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества».

5. регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6. регистр – расчет учета остатка транспортных расходов.

7. регистр учета внереализационных расходов.

8. регистр – расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг.

9. регистр – расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

10.  регистр учета доходов текущего периода.

11.  регистр учета убытков обслуживающих производств.

12.  регистр – расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств».

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями формируются для обобщения информации по целевым средствам, другому имуществу, работам, услугам, которые получены в рамках благотворительной деятельности. К ним относятся:

1. регистр учета поступлений целевых средств.

2. регистр учета использования целевых поступлений.

3. регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Перечень не является полным. В частности, в нем отсутствуют регистры, которые требуют дополнительного уточнения порядка их ведения (в том числе в связи с возможными изменениями текста норм главы 25 НК РФ). Перечень приведенных показателей не является исчерпывающим. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным главой 25 НК РФ.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21