То, что мы называем экзистенциально-функциональными нишами общественного бытия, в марксистской философии трактовалось в рамках исторического материализма в рамках темы «Социальные / и / исторические / формы общности людей», или в рамках темы, аналогичной, в частности,  «Социальная структура общества».

Такой  подход был в свое время и целесообразен, и плодотворен, правда, возможно за счет неимения лучшего. Много было путаницы, в частности с отдельными формами общественного сознания. Нам представляется, что вводимый термин экзистенциально-функциональные ниши общественного бытия более соответствует философскому содержанию вообще-то знакомых составляюших его понятий, функционирующих активно уже на обыденном уровне. Философский подход подчеркивает их специфически философскую, универсальную, стратегическую значимость.

Основные элементы, составляющие эти  ниши, таковы:

· труд,

· занятость,

· семья,

· брак,

· быт,

· воспитание (социальная, в основном, функционализация и иерархизация),

· социальный контроль,

· социальная гигиена,

· социальное партнерство (социальная трансгрессия, социальная мобильность и диверсификация),

· этнические факторы,

· демографические факторы,

· возрастные факторы,

· половая дифференциация,

· геополитические факторы (включая патриотизм или манипулирование втемную извне),

· энергетическая вооруженность,

· технологическая обеспеченность,

· инженерная  подготовленность,

· образование,

· наука,

· искусство,

· нравственность,

· справедливость,

· валеологическая сфера (медицина, физкультура, гигиена),

· досуг,

· язык,

· речь,

· власть (легитимная – государство, паралегитимная, реальная, в том числе криминальная, отвергаемая законом),

· религия,

· идеология,

· пропаганда,

· менталитет,

· жизнеобеспечение,

· игра (взаимное имиджмейкерство, ролевой фактор),

· искания знания (информационные потребности),

· вооруженная стража (армия, полиция, милиция, жандармерия, самозащита),

· самоуправление,

· банки, включая социальное и индивидуальное накопление ценностного капитала,

и т.п.

Несть предела называнию важных явлений социального сосуществования индивидов. Определим же философский смысл некоторых из них, наиболее популярных, можно сказать, классических.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20