12.4. Структура и основные товаропотоки международной торговли
4. Структура и основные товаропотоки
международной торговли
Рассматривая отраслевую структуру международной торговли в начале XX века и конце, можно увидеть существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4.
В настоящее время наибольшее значение в международной торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.
Важная тенденция последних лет стало расширение такой торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, финансово-кредитного характера.
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них отводилось около 70% мирового экспорта.
Развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран.
В отличие от большинства развивающихся стран, для «новых индустриальных стран» в особенности четыре «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), характерен быстрый рост в экспорта.
Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония.
Таблица 2 [1]
Крупнейшие государства-экспортеры в 2009 г.*=4162
Страны |
Экспорт, млрд. долл. |
Доля в мировой торговле, % |
США |
512 |
12,3 |
Германия |
421 |
10,1 |
Япония |
397 |
9,5 |
Франция |
236 |
5,7 |
Великобритания |
205 |
4,9 |
Италия |
189 |
4,5 |
Канада |
165 |
4,0 |
Гонконг |
152 |
3,7 |
Голландия |
148 |
3,6 |
Бельгия/Люксембург |
131 |
3,1 |
Китай |
121 |
2,9 |
Сингапур |
96 |
2,3 |
Южная Корея |
96 |
2,3 |
Тайвань |
93 |
2,2 |
Испания |
73 |
1,7 |
*Источник: Всемирная торговая организация, Женева.
[1] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. С. 36.