4.3. Модели бюджетирования.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при построении соответствующей модели бюджетирования, должны быть разделены на основные внутрифирменные факторы, оказывающие влияние на построение модели бюджетирования, и факторы, имеющие значение при выявлении собственника на процесс бюджетирования.

Первый тип факторов включает в себя следующие виды ресурсов:

1) финансовые ресурсы, как собственные, так и заемные;

2) человеческие ресурсы, в плане как количества, так и качества;

3) бизнес - ресурсы, включающие отношение с покупателями и поставщиками, производственный процесс, долю рынка, репутацию и т.п.,

4) информационные ресурсы.

Факторы, имеющие значение при влияние собственника на процесс бюджетирования, состоят из следующих элементов:

1) цели собственника в бизнесе;

2) умение собственника сочетать личные цели с целями своего предприятия;

3) предпринимательские способности собственника фирмы.

При построении бюджета используются две основные модели:

- модель по функциям (функциональный бюджет)

- модель по факторам производства (по статьям).

Выбор соответствующей модели группировки доходов и расходов может осуществляться исходя из следующего:

- цели организации на соответствующем этапе ее деятельности;

- перспективы планирования (долгосрочная или краткосрочная);

- прогноза состояния внешней среды;

- отчетов о выполнении планов за предшествующие периоды.

Модель по функциям (функциональный бюджет) – это такой тип бюджета, в котором расходы и доходы классифицируются по функциям:

Доходы:

- выручка от продаж

- прочие доходы

Расходы:

- Себестоимость продаж

- ОПР

- Управленческие расходы

- Коммерческие расходы

- Прочие расходы

Основные процессы формирования функционального бюджета:

1. Планирование по целям подразделения, которое включает в себя следующие виды планирования:

- продаж;

- производства;

- снабжения;

- деятельности управленческих подразделений.

2. Планирование следующих доходов и расходов подразделений:

- бюджета продаж;

- бюджета производства;

- бюджета закупок;

- бюджета коммерческих расходов;

- бюджета управленческих расходов.

При этом подразделения подразделяются на центры ответственности, каждый из которых в зависимости от поставленных целей может быть центром доходов, центром инвестиций, центром прибыли и т.д. 

3. Формирование консолидированного бюджета, в котором сводятся все бюджеты по подразделениям.

4. Формирование отчетов подразделений:

- отчета о продажах;

- отчета по производству;

- отчета о закупках;

- отчета по коммерческим расходам;

- отчета по управленческим расходам.

5. Формирование консолидированного отчета.

6. Сравнение результатов по подразделениям с расчетом отклонений между планом и фактическими показателями.

7. Сравнение результатов в целом по организации с расчетом отклонений между планом и фактом.

8. Анализ степени достижения поставленных целей организации.

Функциональный бюджет выбирается предприятиями при формировании сводного бюджета. При этом подразделы сводного бюджета для отдельных подразделений составляются также по функциям с разделением затрат на переменные и постоянные.

В бюджете по факторам производства расходы и доходы классифицируются по источникам их возникновения.

Доходы:

- выручка от продаж

- прочие доходы

Расходы:

- Сырье и материалы

- Заработная плата с отчислениями на социальные нужды

- Содержание основных средств

- Работы и услуги и т. д.

- Прочие расход

Применение такой модели подразумевает следующие действия:

1. Определение стратегических планов организации с выделением направлений развития.

2. Определение основных целей и задач системы бюджетирования – расчет количественных показателей деятельности предприятия в целом и подразделений в том числе. Выделение основных планируемых ресурсов предприятия.

3. Формирование плана доходов и расходов.

4. Формирование отчета о доходах и расходах.

5. Расчет отклонений между плановыми и фактическими показателями в целом по предприятию и по каждому ресурсу.

6. Анализ достижения поставленных целей.

Данная модель используется на начальных этапах деятельности предприятия, когда основной упор в бюджетировании делается на формирование расходов.

Выбор соответствующей модели построения бюджета связан с порядком формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках. Сложившаяся практика построения бюджетов ориентирует российские предприятия формировать бюджет только по функциям.

Дополнительными моделями, используемыми при формировании бюджетов, являются:

Динамическая модель, принципом которого является непрерывное изменение через определенные промежутки времени, с отражение результата, эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Здесь прогнозируются финансовые операции на ближайший период времени (неделя, месяц, квартал). В конце каждого периода та часть бюджета, которая соответствует прошедшему периоду, удаляется, а новый раздел бюджета за аналогичный по продолжительности период добавляется.

Статическая модель – это бюджет, в котором запланированы конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. В нем доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. При сравнении данных статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами фактический объем реализации во внимание не берется. Статический бюджет отражает сам факт достигнутого результата. С его помощью сравнивают и анализируют только абсолютные значения показателей как в денежном, так и в процентном отношении. На западе под статическим бюджетом понимается бюджет, направленный на контроль предотвращения банкротства предприятия. Он формируется по следующим правилам: производится оценка имущества предприятия для измерения доли покрытия кредиторской задолженности в условиях фактической ликвидности предприятия. 

Модель гибких смет (гибкий бюджет) – это бюджет показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Он учитывает изменение затрат и доходов в зависимости от изменения уровня продаж и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. Гибкий бюджет включает доходы и расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в статистическом бюджете показатели планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. При использовании гибкого бюджета применяется факторный анализ результатов.

Бюджетирование в натуральном выражении – бюджет, сформированный в натуральных показателях, таких, как единицы готовой продукции, материалов, количество сотрудников, отработанные часы. Он является одной из составных частей системы контроля на предприятии.

Выбор дополнительной модели построения бюджета определяется также целями, стоящими перед предприятием. На практике дополнительные модели построения бюджетов используются как вспомогательные для выбора наиболее приемлемого варианта сводного бюджета.

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:20 PM