10.3. Дисконтирование. Определение стратегии отдельной фирмы.
3. Дисконтирование. Определение стратегии отдельной фирмы.
Закономерности формирования спроса на экономический ресурс в полной мере характерны и для спроса на капитал. Формирование спроса на капитальные товары непосредственно связано со стратегией принятия фирмой инвестиционного решения. Для этого в первую очередь необходимо учитывать размеры дохода от привлечения дополнительных единиц капитала, сроки получения такого дохода, его распределение во времени и возможности альтернативных вложений.
Одной из наиболее сложных проблем при формировании спроса на капитальные товары является сравнение затрат на покупку определённой единицы капитального товара с доходом, полученным от её использования. Проблема состоит в том, что два этих события существенно разорваны во времени, что, учитывая снижение стоимости денег с течением времени, требует специального экономического подхода. Такой подход называется дисконтированием.
Дисконтирование – метод сравнения разновременных денежных потоков путём их приведения (перерасчёта) к текущему периоду.
Наиболее важными показателями для принятия фирмой решения о приобретении дополнительных единиц капитальных товаров являются следующие:
а) PV – дисконтированная или текущая стоимость, т.е. первоначальная стоимость, которую необходимо заплатить за капитальный товар в настоящее время, чтобы получить определенный доход в будущем.
( 4 )
где R – предполагаемый доход в определенном периоде;
r – реальная ставка банковского процента (исчисляемая в долях)
n- порядковый номер периода.
б) ROR – норма отдачи от инвестиций.
ROR = (R-PS) / PS, ( 5 )
где PS- цена предложения (прейскурантная цена).
Норма отдачи от инвестиций называется также предельной эффективностью инвестиций (MEJ).
в) МЕС- предельная эффективность капитала (или норма отдачи от дополнительной единицы капитала)
МЕС = MRP/PS ( 6 )
Для определения спроса фирмы на дополнительную единицу капитального товара и принятия инвестиционного решения, необходимо учитывать следующиесоотношения:
1. Если РV > РS - имеет смысл покупать данную единицу капитала;
РV < РS - следует воздерживаться от приобретения данной единицы капитала;
PV = PS - фирма в своём решении о приобретении определённой единицы капитала будет руководствоваться иными мотивами, чем прибыльность.
Например: Фирма предполагает купить оборудование и полостью использовать его в течение 3-х лет. Целесообразна ли такая покупка, если цена единицы оборудования PS = 7600, ставка процента r = 10% ( 0,1 ), а доходы, предположительно, распределяются следующим образом: R1 = 2000, R2 = 4000, R3 = 3000.
Для принятия решения необходимо рассчитать дисконтированную стоимость PV.
Согласно формуле (4) PV = 2000/(1+0,1) + 4000/(1+0,1)2 + 3000/(1+0,1)3= 1818,2 + 3305,9 + 2253,9 = 7377,9
Следовательно, поскольку 7600 > 7377,9 (т.е. PS > PV), фирме следует отказаться от покупки данной единицы капитального товара.
Примечание: если в экономике развивается инфляция, то из ставки процента r следует вычесть темп инфляции, если же развиваются дефляционные процессы, то ставка процента растёт на величину дефляции.
2. Если ROR > r, то имеет смысл инвестировать;
ROR < r, то необходимо сокращать инвестиции;
ROR = r, то достигается оптимальный уровень инвестиций.
3. Если МЕC > г, то объём капитала ниже оптимального;
МЕС < г, то объём капитала выше оптимального;
МЕС = т, то объём капитала оптимален.
Принятие фирмой инвестиционного решения предполагает последовательный расчёт показателей: ROR – для определения необходимости осуществления инвестиций данной фирмой; МЕС – для определения необходимости инвестиций именно в капитальные товары; PV – для определения необходимости покупки данной единицы капитального товара.