6. Система антимонопольных мер.

Всевластие монополиста в силу наличия барьеров вхождения на рынок может быть ограничено лишь государством, проводящим сознательную антимонопольную политику. Нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

В России таким органом является Федеральная антимонопольная служба и её территориальные управления – ФАС России, которая непосредственно подчиняется Председателю Правительства РФ.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов и других нормативно-правовых актов федерального уровня.

Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностейВо-первых, в ФЗ «О защите конкуренции» необходимо юридическими категориями передать экономическое содержание данного закона, иными словами форма закона должна быть юридической, а содержание формы должно быть экономическим. Во- вторых, невозможно законодательным актом ликвидировать объективный экономический процесс, не нанося ущерб обществу.

Для решения первой проблемы необходимо создать новые понятия - юридические по форме и экономические по содержанию. В мировой практике применения антимонопольного законодательства используется с этой целью понятие «релевантного рынка», т.е. рынка приспособленного к действию антимонопольного законодательства. Определение такого рынка в законодательстве России – «товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами».

Понятия «монополия» в законе отсутствует – его заменителем выступает «предприятие, занимающее доминирующее положение». Существует лишь «монополистическая деятельность» и «естественная монополия».

Для решения второй проблемы законом предусматривается система мер по предотвращению злоупотреблений предприятием своим доминирующим положением, но не ликвидации монополии, так как наличие доминирования (монополизма) не является нарушением антимонопольного законодательства.

Основной целью антимонопольного законодательства является защита конкуренции, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущение, ограничение и устранение конкуренции со стороны государственной власти.

С этой целью антимонопольный орган:

- анализирует товарные рынки,

- выявляет степень их концентрации,

- определяет предприятия, занимающие доминирующее положение,

- анализирует состояние конкуренции на товарных рынках

- предлагает меры по развитию конкуренции.

Концентрация рынка – степень преобладания на рынке одной фирмы или нескольких больших фирм. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) Индекс рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа Нет крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке: 

      Форм 1                    ( 1 ) 

где Yi  - рыночная доля i-той фирмы; n – число фирм, для которых высчитывается этот показатель;

б) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

Форм 2           ( 2 )

 

где Yi - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке; n - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

 

в) Могут применяться и иные показатели рыночной концентрации, например, индекс Линда (в Европе). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (m) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в "ядре" рынка. Индекс Линда для 2-х крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:

 

JL= (K1/K2)∙100 %  ( 3 )

где Кm – доли крупнейших компаний;

- для  3 крупнейших фирм:

 Форм 4

                                                                                                                                                                                                 ( 4 )

- для 4 крупнейших компаний:

Форм 5 

                                                                                                                                                  ( 5 )

г) Индекс Лернера (L) базируется на том, что при максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны между собой посредством эластичности спроса по цене, монополист будет назначать цену, опираясь на показатель эластичности спроса.

L = (Pm  - MC)/ Pm  =  -1/Ed  ( 6 ) 

где Pm — монопольная цена; МС — предельные издержки; Еd — эластичность спроса по цене.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при      70% < CR < 100;         2000< HHI < 10 000,

- умеренный - при  45% < CR < 70%;       1000 < HHI < 2000,

- низкий - при                     CR < 45%;                   HHI < 1000.

Индекс Линда используется в качестве определителя "границы" олигополии следующим образом: рассчитывается JL для K = 2, K = 3 и так далее до тех пор, пока не будет получено первое нарушение непрерывности показателя JL. "Граница" считается установленной при достижении значения индекса минимального значения по сравнению с последующим (если JL при К=9 больше чем при К=8, то восемь фирм составят олигополию).

Значение индекса L колеблется от 0 до 1. Чем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции, тем больше значение индекса. Для чистой монополии (с нулевыми предельными издержками) индекс Лернера примет значение, равное единице.

В законодательстве России в основном используются CR и HHI.

Система антимонопольных мер, применяемых для борьбы с монополиями, включает

- запреты на действия, которые нарушают конкуренцию;

- предупредительные меры по недопущению монополизации;

- применение штрафных санкций к монополиям за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами);

- контроль концентрации производства на товарных рынках. Контроль концентрации осуществляется через согласие или запрет на сделки по приобретению голосующих акций, основных средств производства или нематериальных активов, при создании, присоединении и слиянии предприятий на товарных и финансовых рынках.

Основанием для проведения в действие антимонопольной политики является концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы и переплетение ведущей фирмы с конкурентами.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в госконтроле за ценообразованием на их продукцию и за объемом их производства.

 

 

 

 

Последнее изменение: четверг, 23 апреля 2020, 12:08