2. Основные функции рынка.

Сущность рынка находит своё выражение в его главных экономических функциях, к которым можно отнести следующие:

Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».

Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция – это установление ценностных зквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда,  но и его полезности.

Контролирующая функция выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг 

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно  определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. 

Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве:

- выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объёме и какой структуре следует производить;

- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

- «санирующая» роль рынка – сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств. 

3.Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка).

Рынок берёт своё начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов – продавцов и покупателей. Развитие рынка предполагает, естественно, и развитие его субъектов –домашние хозяйства, фирмы, государство. Поведение субъектов рынка представляет собой парадигму рынка. 

Субъекты рынка могут выступать как:

Физические лица – это граждане страны, выступающие в качестве либо продавцов, либо покупателей товаров и услуг. Иностранные граждане должны иметь специальные права на занятие предпринимательской деятельностью, а как покупатель – действует на равных основаниях (кроме таможенных ограничений).

Юридические лица: в качестве юридических лиц могут быть представлены предприятия, организации, а также государства, продающие или покупающие товары и наделённые специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Объекты рынка: земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность, рабочая сила и т.п., то есть все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.

 

ПАРАДИГМА РЫНКА – совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов. Ключевые моменты парадигмы рынка структурированы в Таблице 2.

                                                                                                   Таблица 2

 

Парадигма рынка

 

Свобода поведения продавцов и покупателей

Свободное колебание цен

Ориентация на потребителя

Рыночные производители не должны быть ограничены в своих действиях юридическими актами; в свою очередь, покупатели также не должны быть ограничены в выборе товаров. Их действия могут определяться только предпочтениями и денежными возможностями.

На рынке не должно быть монополии. Достигается за счёт присутствия множества продавцов и множества покупателей, что препятствует сговору и установлению контроля над ценами. Если устанавливается господство монополии, государство должно устранить его посредст-

вом реализации системы

антимонопольных мер.

В обществе должны создаваться товары и услуги, необходимые потребителю и приобретаться они должны на рынке посредством купли-продажи. Ряд изделий и благ изготавливаются для собственного потребления, но они не являются товаром, а просто продуктом потребления

 

Последнее изменение: понедельник, 27 апреля 2015, 20:19