5.1.Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков.
1.Сущность рынка. Условия действия рынка. Виды и типы рынков.
Рынок представляет собой общественную форму системы отношений, возникающих между хозяйственными агентами по поводу обмена ценностями. Это многоплановый экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены.
Условия действия рынка
1.Самостоятельность экономических субъектов, их способность самим заключать контракты, принимать и размещать заказы, свободно расходовать хотя бы часть своих доходов;
2.Экономическая ответственность за использование ресурсов. Субъекты должны в полной мере ощущать ограниченность средств, находящихся в их распоряжении, и необходимость расплачиваться из них по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения. В этом смысл так называемого жёсткого бюджетного ограничения.
3 .Достаточное количество производителей и потребителей как условие их взаимного выбора и конкуренции. Количество производителей в разных отраслях будет разным, но не менее 5 – 7, при праве других предприятий выходить на рынок данной продукции.
4.Производство на неизвестный рынок, принципиальная неопределенность в смысле нахождения потребителя.
5.Право контрагентов самим устанавливать цены на продукцию.
На современном этапе экономического развития эти условия модифицируются и должны обеспечить:
- остановку монополизма;
- регулирование не цен, а спроса и предложения;
- обострение конкуренции не за счёт снижения издержек, а за счёт роста качества, технического уровня, улучшения послепродажного обслуживания и т.п.;
- усиление конкурентоспособности мелких и средних предприятий;
- разнообразие собственно рыночной инфраструктуры (информационные системы, маркетинг, финансовые институты и т.п.);
- государственное влияние через финансовую политику, регулирование кредитов и денежного обращения, систему государственных заказов.
þ В настоящее время в рамках государственных заказов обеспечивается около 33% производства в США и Японии и около 60% - в Нидерландах и Швеции.
Виды рынка – выделяются в зависимости от предмета обмена:
1.Рынки факторов производства (факторные рынки)
а) земельных участков и недвижимости;
б) труда;
в) ссудного капитала – рынок долгосрочных кредитов и капиталовложений (ссуды, ипотеки, кредитные ценные бумаги и ценные бумаги паевого участия);
г) денежный – в узком смысле относятся краткосрочные ссуды межбанковские, в широком – все деньги, выдаваемые в качестве краткосрочных кредитов
2.Товарные рынки:
а) потребительских товаров;
б) инвестиционный рынок.
Типы рынка:
Совершенный рынок– все участники торговых сделок действуют исключительно в соответствии с экономическими принципами и выполняются следующие условия:
а) гомогенность товаров;
б) отсутствие преференций пространственного, личностного и временного характера;
в) полная прозрачность рынка.
Несовершенный рынок– одно или несколько условий совершенного рынка не выполняются. Такими рынками являются большинство реально существующих рынков.
Принципы, позволяющие характеризовать экономику как рыночную:
- наличие в экономике разнообразных форм собственности;
- обеспечение свободы хозяйственной деятельности;
- формирование механизма свободного ценообразования;
- свободное маневрирование ресурсами;
- полнота и доступ информации о состоянии рынка всех хозяйствующих субъектов;
- наличие рыночной инфраструктуры;
- сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;
- последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;
- обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Многоплановость рынка как экономического процесса проявляется в множественной классификации рынков.
Классификации рынков
1.По территориальному признаку: Местный Региональный Национальный Мировой |
5.По субъектам, вступающим в обмен: Рынок потребителей Производителей Промежуточных продавцов Государственных учреждений |
2.По объектам обмена: Рынок средств производства Товаров и услуг Финансовый Интеллектуальной собственности |
6.С учётом ассортимента: замкнутый насыщенный смешанный
|
3.По степени соблюдения законности: легальный (официальный) нелегальный (теневой) чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный») |
7.По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение) дефицитный(спрос > предложение) избыточный (спрос < предложение)
|
4.По степени развитости экономической свободы: свободный регулируемый |
8.По товарам и товарным группам: Продовольственные товары Промышленные товары Услуги и т.п. |
Рыночный механизм, посредством которого реализуются закономерности рыночного развития, неоднозначен и проявляется как в позитивных, так и в негативных общественных явлениях, отражённых в Таблице 1.
Таблица 1
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ |
|
Плюсы |
Минусы |
Сбалансированность спроса и предложения |
Стихийность, нестабильность, чередование спадов и подъёмов |
Ориентация на потребителя |
Имущественное и социальное расслоение общества |
Стимулы качества и обновления продукции |
Безработица, эксплуатация, инфляция |
Стимулы эффективности, внедрения новой техники и технологии |
Денежный фетишизм |