3.1. Теория кривых безразличия. Бюджетная линия.

При порядковом подходе для исследования поведения потребителей необходимо использовать понятия кривых безразличия и бюджетной линии.

Кривая безразличия является геометрическим местом точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать.

Набор безразличия– это варианты потребительского выбора, каждый из которых приносит один и тот же уровень удовлетворения. Ни один из наборов не имеет предпочтения перед другими.

Наборам безразличия, представленным в таблице 2, соответствует кривая безразличия, отражённая на рисунке 6. 

                                   Таблица 2

Набор

Товар X

Товар Y

А

8

3

В

6

4

С

5

5

D

4

7

 Рис 6

Рисунок 6 

Возникшая ситуация безразличия означает, что наборы равноценны с точки зрения потребителя.

Таким образом, кривая безразличия характеризует полезность наборов, которые для потребителя имеют одинаковую значимость. Каждая точка кривой iпоказывает количества товаров X и Y, сумма, которых для потребителя имеет одинаковую полезность.

Свойства кривых безразличия

1.Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон.

2.Абсолютная величина наклона кривых безразличия в любой точке есть отношение MUX  к MUY  .

 MUX/MUY  = MRS                   ( 4 ) 

где MRS – предельная норма замещения, т.е. норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим без выигрыша или потери для потребителя.

3.Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат и их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых.

4.Кривые безразличия не пересекаются, т.е. обладают свойством транзитивности.

5.Возможно построить (Рисунок 7) кривую безразличия, проходящую через любую корзину товаров или через любую точку пространства,

заключённого между осями QX и QY.

Рис 7

Рисунок 7

Набор из нескольких кривых безразличия называется картой безразличия, при этом кривая i2 предпочтительнее i1, кривая i3 предпочтительнее i2  и т.д., так кривые более высоких порядков обеспечивают потребителю больший уровень удовлетворения потребностей, т.е. он получит большую полезность от потребления товаров X и Y. 

   Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть ограниченность ресурсов.

В данном случае это размеры дохода, или бюджета потребителя. Для этого используется понятие бюджетного ограничения. Графически бюджетное ограничение отражается бюджетной линией (Рисунок 8)

 Рис 8

 Рисунок 8

Бюджетная линия, или линия потребительских альтернатив – демонстрирует все возможные комбинации приобретения товаров при заданном уровне потребительского бюджета (дохода) и цен на товары X и Y.

Уравнение бюджетной линии имеет вид

 B (I) = PX*QX + PY*QY                      ( 5 )

где B (I)  - бюджет ( доход ) потребителя, PXPY – цены на товары X и YQX ,QY – объёмы потребления товаров X и Y.

Наклон бюджетной линии определяется следующим образом 

                                       Наклон B (I) = - PX/PY            ( 6 )

  Если кривые безразличия отражают наши потребности, то бюджетная линия – наши возможности. И каждый потребитель стремится к тому, чтобы наши потребности совпадали с нашими возможностями! J 

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении.Графически равновесие потребителя отражено на рисунке 9

 Рис 9

 Рисунок 9

Точка F - точка потребительского равновесия. 

 F = MUX/MUY= PX/PY                    ( 7 )

Иными словами, в точке потребительского равновесия F наклон кривой безразличия равен наклону касательной к ней бюджетной линии.  Таким образом здесь будет соблюдаться изученное ранее, ( см. формулу ( 3 )правило потребительского равновесия или максимизации полезности.

Последнее изменение: среда, 22 апреля 2020, 13:20