3.2.  Определение цены и объема производства фирмы - монополии
 

Оптимальный объём производства фирмы-монополиста  определяется согласно правилу равенства MR и МС, сформулированного в лекции 5. Графически эта ситуация отражена на рисунке 4.

 Рис 4

                 Рисунок 4

 

Кривые MR и МС пересекаются в точке L. Следовательно, по правилу MR = МС, оптимальный объём выпуска будет определён в точке QOPT. Если из этой точки восстановить перпендикуляр до пересечения с кривой спроса D, то мы получим значения оптимальной цены РOPT, так как в условиях несовершенной конкуренции вообще, и, монополии, в частности кривая спроса носит нисходящий характер и это означает, что каждому значению объёма соответствует определённая цена. Определение величины максимальной прибыли PrMAX  производится по формуле:

Pr = (P – AC)*Q

В данном случае размер максимальной прибыли будет соответствовать площади прямоугольника ACPOPT FK (отрезки FK или POPT АС соответствуют разности (Р – АС) в расчёте на единицу продукции, а отрезки POPT F и АС К– количеству этих единиц продукции). Изменение рыночных параметров приведёт к изменению соотношения между предельными издержками и предельной выручкой и, соответственно, к изменению поведения фирмы по максимизации прибыли в краткосрочном периоде.

 

В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

В отличие от совершенной конкуренции, долгосрочное равновесие в условиях монополии необязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек (LACmin). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже объема в точке LACmin, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой LAC.Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, нежели на краткосрочных.

 


Последнее изменение: четверг, 23 апреля 2020, 11:18