1.2 Менеджеры в системе управления
Менеджеры в системе упра вления.
Менеджер - (англ. manager -manage управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего организацией или ее подразделением. При этом термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта - профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект - хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную среду (производство, сбыт, финансы и др.). Чтобы выполнять свои функции менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению организацией. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на 2 группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
· умение обосновывать и принимать решения в ситуациях высокой динамичности и неопределенности;
· информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие;
· знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
· способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
· умение использовать средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. Это:
· высокое чувство долга и преданности делу;
· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
· умение четко выражать свои мысли и убеждать;
· уважительное отношение к людям, вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
· способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Вопросом определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется в настоящее время большое внимание. Разработана модель менеджера, в которой приводятся основные необходимые ему качества и влияющие на них факторы. С учетом специфики отрасли, места расположения фирмы, в которой будет трудиться менеджер, характеристики могут уточняться, расширяться.