Перестройка в СССР (апрель 1985 – август 1991 гг.)

I. Причины "Перестройки"
II. Попытка реформирования советской системы
III. Крах СССР


I. Причины "Перестройки"

"Перестройка" – это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. Перестройка в СССР имела серьезные предпосылки. Важнейшей из них было состояние экономики. Стагнация, нарастание научно-технического отставания от Запада,провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен.
В 1981 г. абсолютные объемы производства в некоторых отраслях снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рот производительности труда. Серьезные недоработки накапливались и в агропромышленном секторе, сохранялась зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом. Потребительский рынок не обеспечивал население товарами широкого ассортимента и хорошего качества.
На экономической ситуации неблагоприятно сказывались и внешние факторы. Усиление гонки вооружений (на нужды военно-промышленного комплекса расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделенных промышленности), разорительная и непопулярная в народе война в Афганистане (ежегодные расходы СССР на эту войну составляли в среднем3-4 млрд. руб.) и резкое понижение мировых цен на нефть к началу 80-х гг. все это поставило экономику СССР в крайне тяжелое положение.
Обозначился и кризис в социальной сфере. В начале 80-х гг. темпы прироста национального дохода в сравнении с 1966-1970 гг. даже по официальным данным уменьшились в 2,2 раза,реальные доходы на душу населения в 2,8 раза.
Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х – начале 80-х гг. в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачева, Е.К.Лигачева, Э.А. Шеварнадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), выступивших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не столько их возрастом и более высоким уровнем образования,сколько тем, что эти руководители выдвинулись на волне ХХ съезда КПСС и не были участниками сталинского террора.
Можно предложить следующую периодизацию перестройки:
1-ый этап – с апреля 1985 г. по конец 1986 г.;
2-ой этап – с января 1987 г. по апрель 1988 г.;
3-ий этап – с апреля 1988 г. по март 1990 г.;
4-ый этап – с марта 1990 г. по август 1991 г.
Такая периодизация позволяет проследить динамику перестроечного процесса, основные этапы.
Большую роль сыграло отставание от США в гонке космических вооружений. Неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий Западу почти проиграно (о близости экономического кризиса говорили факты: с 1971 по 1985 гг.налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям).
Другой причиной был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами «теневой» экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества.

II. Попытки реформирования советского общества

Начало перестройке положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны.
Политическая номенклатура сумела на короткое время увлечь массы идеями «обновления и очищения социализма», придания ему «новых» форм. В экономике были предприняты меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности и широкой замене руководящих кадров. Эти шаги, поддержанные широкими массами, не могли не дать определенной отдачи. За 1985-1986 гг. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели одиннадцатой пятилетки в 1,3 раза, в сельском хозяйстве – в 2 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. Увеличились капиталовложения на развитие социальной сферы.
Эти первые результаты породили эйфорию у руководства. В принятой XXVII съездом КПСС «новой» редакции партийной Программы (из нее были убраны провалившиеся задания по построению основ коммунизма к 1980 г., и провозглашен курс на «совершенствование социализма») содержалась новая весьма смелая задача – предоставление каждой семье отдельной квартиры или дома к 2000 г. Серьезных предварительных расчетов,обоснований такой задачи сделано не было. Декларативный характер программы перестройки стал преобладающим. Отсутствие конкретного механизма реализации задач привело к обратному результату.
В целом же народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, используя методы приказного нажима, штурмовщины, корректировки планов. Оставшаяся непоколебимой административно-командная система управления народным хозяйством и огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. человек) глушили позитивные новации.
В самом начале перестройки по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеполитическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть. Больно ударила по экономическим планам Горбачева Чернобыльская авария. Одновременно развернулась во всей красе административных методов антиалкогольная кампания, обогатившая«теневую» экономику. В итоге программа ускорения осталась на бумаге.
Наиболее реально перестройка проявилась на первом этапе во внешней политике, где была выдвинута идея нового политического мышления. Под ним понималось переосмысление современного мира и проведение политики с позиций общечеловеческих ценностей. Новое мышление исходило из реальностей ракетно-ядерного века, из фактов эпохи научно-технической и технологической революций, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым.
Сам климат отношений Восток-Запад стал радикально меняться. Исчезла непосредственная угроза термоядерного конфликта. На Западе вспыхнули широкий интерес и симпатии к СССР, лично к Горбачеву.
Начальный этап перестройки показал Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономической и политической системы. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа. Второй вариант предполагал одновременно демократизацию и экономические реформы.
Был избран второй вариант развития СССР. Так начался второй этап перестройки.
В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни.
В июне 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была принята программа первой за годы перестройки экономической реформы.Двумя краеугольными камнями реформы стали законы о государственном предприятии и о кооперации. Целью ее провозглашался переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам руководства. Но механизм этой реформы явно не соответствовал этой цели.
Важную роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическую жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика «гласности». Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения которых невозможно было сломать тоталитарный режим.
С самого начала гласность была ограничена вполне определенными рамками. Горбачев неоднократно подчеркивал от имени партийного руководства: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа». Лидеры правящей партии были обеспокоены тем, что «под видом гласности предпринимаются попытки атаковать КПСС». Но остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.
С 1987-1988 гг. массы людей стали осознавать, что виновата сама система организации общества, что корни ее лежат не в сталинизме, а в самой марксистско-ленинской доктрине (являющейся, по выражению А. Ципко, не более чем утопией, но утопией, способной поломать жизнь).
Но именно это обстоятельство вызвало резкое противодействие у приверженцев коммунистической идеи. В марте1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено обширное письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой под названием «Не могу поступиться принципами». В нем открыто осуждалось «заимствование на Западе»антисоциалистической по своей сути политики гласности и «перестройки»,сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма.
Пауза с ответом Андреевой порождала впечатление возврата к старому. Но 5 апреля 1988 г. «Правда»опубликовала редакционную статью, которая по существу явилась решительным ответом Н. Андреевой. В ней была дана резко отрицательная оценка попытке оправдания сталинского террора и тоталитарной системы. Выступление «Правды»стало сигналом к активизации борьбы за перестройку и ознаменовало начало третьего этапа перестройки (с апреля 1988г. по март 1990 г.).
Характерной чертой этого этапа стало вовлечение в политическую жизнь широких народных масс. Из коридоров Кремля и зданий партийных органов политическая борьба выплеснулась на улицы.
Ярким событием этого периода стала XIX Всесоюзная конференция КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Выборы делегатов проходили частично на альтернативной основе, сопровождались дискуссиями. На конференции был поставлен вопрос о политической реформе,направленной на создание правового государства, развитие парламентаризма в рамках Советов, прекращение подмены хозяйственных и государственных органов КПСС. Решениями Конференции были внесены изменения в Конституцию СССР,предусматривающие введение нового элемента государственной структуры – Съезда народных депутатов СССР.
В этот период перестройки формулируется многопартийность. Начиная с «Демократического союза» во главе с В.И. Новодворской, в 1989-1990 гг. организуются радикальные политические силы(«Демократическая Россия»), либерально-центристские (типа «Демократической партии России» во главе с Н.И.Травкиным), а также анархисты и националисты. КПСС раскололась на ряд течений,начиная с «Демократической платформы» и кончая сторонниками ультрабольшевизма.
В этих условиях Горбачев начал проводить тактику лавирования между консерваторами и реформистами,пытаясь сдерживать крайности.
В условиях, когда экономика еще не стала саморегулируемой, ведя лишь разговоры о рыночной системе хозяйствования, и уже отказавшись от механизма партийного руководства, партия не смогла справиться с инфляционными процессами. Начало падать производство,снижался жизненный уровень, нарастал товарный дефицит.

III. Крах СССР

Разрушение мировой социалистической системы в 1988-1990 гг. привело к разрыву экономических связей в рамках СЭВ. Для латания дыр в экономике использовались западные кредиты. Внешний долг СССР возрос в несколько раз.
Резкое ухудшение экономического положения СССР совпало с ростом национального движения. В советских республиках формируются партии, выступающие за выход из СССР(«Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, Народные фронты в Латвии и Эстонии).Первой в марте 1990 г. свою независимость провозгласила Литва. Возникли очаги национального напряжения: Грузия и Абхазия, Северный Кавказ, Ошская область в Киргизии. Начался распад СССР.
Одновременно усилилось давление на Горбачева со стороны консерваторы в КПСС. Стремясь удержать власть и поддержать стабильность, Горбачев провел через Съезд народных депутатов решение об учреждении поста президента СССР. В марте 1990 г. он стал первым президентом СССР.
Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Завершился он распадом СССР.
Постоянные колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в«буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали его за нерешительность и непоследовательность.
Избранный весной 1990 г.председателем Верховного Совета России Б.Н. Ельцин в конце 1990 г. предложил М.С. Горбачеву выработать совместную программу экономических реформ, т.к. предложенный Н.И. Рыжковым план перехода к рынку в мае 1990 г. был отвергнут.
В итоге этих договоренностей были разработаны две программы: Рыжкова-Абалкина, продолжавшая традиции административно-командной системы, и Шаталина-Явлинского, которая предлагала радикальный переход к рынку. Горбачев заявил о поддержке программы Шаталина-Явлинского.
Однако на деле был принят компромиссный вариант, выхолостивший реформистские идеи. Но и этот вариант не был доведен до конца. В декабре 1990 г. был отстранен с поста председателя Совета министров Рыжков. Возглавивший затем правительство СССР В.С. Павлов своей политикой привел страну к введению талонов на продукты питания и новому спаду производства.
На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев откровенно пошел на сближение с консерваторами. Об этом свидетельствовали попытки военного подавления народных выступлений в декабре1990 г. в Баку и в январе 1991 г. в Вильнюсе, а также отставка Э.А. Шеварнадзе,заявившего об угрозе диктатуры в стране. В ответ весной 1991 г. прошла волна митингов в защиту демократии и реформ, организованных «Демократической Россией».
Особенно осложнилось положение в союзных республиках. Процесс суверенизации привел к разрыву экономических связей, что ухудшило их экономическое положение. Даже в тех республиках, где после выборов Верховных Советов в 1990 г у власти остались коммунисты, требовали выхода из СССР. Для стабилизации ситуации в марте 1991 г.был проведен референдум, на котором большинство населения высказалось за сохранение СССР,
В то же время было очевидно,что в рамах союзного договора 1922 г. существование Союза ССР становилось невозможным. 23 апреля по инициативе Горбачева в Новоогареве (под Москвой)состоялась встреча руководителей 11 республик (отсутствовали представители Прибалтики и Грузии), на которой была достигнута договоренность о принципах нового союзного договора и создана комиссия по его подготовке.
Работа по подписанию нового договора шла в обстановке обострившегося противостояния консерваторов и реформаторов.
Горбачеву также с помощью политических маневров и компромиссов приходилось отбивать нападки консерваторов в КПСС. Правые круги в партии готовились к новому съезду, на котором собирались отстранить Горбачева от руководства КПСС.
Тем временем набирал силу новоогаревский процесс. Был подготовлен проект союзного договора, который готовы были подписать 9 республик. Датой подписания было назначено 21 августа1991 г. Новый договор предусматривал создание действительно федеративного государства – Союза Суверенных Государств, ликвидацию многих центральных структур, планировались кадровые перестановки, затрагивающие интересы многих высоких чиновников.
18 августа Президент СССР М.С. Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму (хотя в этой истории еще есть белые пятна). Вице-президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в СССР, в который вошли Янаев, премьер Павлов, министр обороны СССР маршал Язов,председатель КГБ СССР Крючков, зампреда Совета обороны Бакланов, министр внутренних дел СССР Пуго, председатель Крестьянского союза Стародубцев,президент Ассоциации государственных предприятий Тизяков.
ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение.
Фактически заговорщиков поддержал председатель Верховного Совета СССР (с марта 1990 г.)А.И. Лукьянов, который, однако, не вошел в ГКЧП.
Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России.
Уже к вечеру 19августа тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома России, а к вечеру20 августа на площади перед зданием Верховного Совета России в заслонах стояли50 тысяч человек.
Активную роль в организации отпора путчу сыграла новая буржуазия – руководство бирж, коммерческих структур.Они оказали финансовую и техническую помощь руководителям России, а их сотрудники были активными участниками «живого кольца» у «Белого дома».
В результате путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено.
События 19-21 августа 1991г. удивительным образом повторили корниловский мятеж августа 1917 г. Члены ГКЧП стремились действовать в рамках закона, избегая кровопролития и могли реально добиться своей цели.
Августовский путч и контрпереворот Б.Н. Ельцина по сути подвели черту под существованием СССР.
В декабре на встрече в Минске Б. Ельцина, Л. Кравчука и В. Шушкевича, а затем в Алма-Ате всех руководителей бывших республик было прекращено действие союзного договора 1922г. СССР закончил свое существование, а президент Горбачев ушел в отставку. На месте Союза возникло Содружество Независимых Государств (СНГ).
Крушение административно-командного социализма и ликвидация СССР были вызваны комплексом социально-экономических причин. Прежде всего, требовали легализации рыночные отношения, развивавшиеся на «теневой» криминальной основе. Тоталитарная политическая система не была способна обеспечить условия для прогресса экономики. На окраинах страны высокий уровень экономического развития и накопления с помощью «теневых» операций больших богатств усиливали стремление к выходу из СССР у части политиков и создавали предпосылки для подъема национальных движений.
И хотя руководство страны во главе с Горбачевым стремилось сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль коммунистической партии, их надежды не оправдались.Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства неизбежно привели к его гибели.


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20