Нарастание противоречий в развитии советского общества (1965-1985 гг.)

Период1965-1985 гг. – один из наиболее сложных в истории нашей страны. С одной стороны – это годы пика военно-политической мощи Советского государства; с другой – начало затяжного социально-экономического и политического кризиса.
Застойные,кризисные явления в общественной жизни были обусловлены отказом от реформаторства и продолжением догматической и тоталитарной внутренней и внешней политики.
Следует отметить, что некоторое время после прихода к власти Л.И. Брежнева реформы продолжались. В экономике они были определены решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, направленными на совершенствование управления, хозрасчет и самостоятельность производителей. Ставилась задача интенсификации производства и внедрения достижений научно-технической революции.
Результаты развития народного хозяйства в 1966-1970 гг. были достаточно успешными.Производительность труда в самом запущенном секторе, – сельском хозяйстве, в среднем в год росла примерно на 6,5% (в 2 раза больше, чем в 1961-1975 гг.). Фонд оплаты по труду за 1965-1975 гг. вырос в 1,5 раза. В 1966-1970 гг. государство закупило почти на треть зерна больше, чем в предыдущее пятилетие.
Хозяйственная реформа развязала инициативу предприятий, стимулировала появление производственных объединений, где успешно решались вопросы технического перевооружения, социальные проблемы.
Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой». Однако экономическая реформа не нашла своего развития. В 70-80-е гг. обнаружилось затухание темпов социально-экономического роста. Так, темпы роста национального дохода составили в восьмой пятилетке –41%, в девятой 28%, в десятой – 21%, в одиннадцатой – 17%. Рост производительности труда упал с 37% в восьмой до 17% в десятой пятилетке. Тип экономического развития страны продолжал оставаться экстенсивным.
Еще со второй половины 50-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования, которым располагало наше государство, в значительной степени устарел. Он сложился еще в 20-30-е гг. в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. Возникшая в годы первых пятилеток строго централизованная система хозяйствования оказалась необходимой в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления экономики страны.
Однако в 50-е гг. сложилась иная ситуация. Резко изменились масштабы экономики. В 1966г. промышленность СССР имела более 300 отраслей. В стране действовали 47 тыс.предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.Число комбинаций различных хозяйственных связей исчислялись астрономическими цифрами, и система прямого административного воздействия, регламентирования стала давать сбои. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Во весь рост встал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий.
Новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Она была связана с овладением ядерной энергией, освоением космоса,развитием химии, автоматизацией производства. Однако практика планирования сдерживала заинтересованность предприятий в замене устаревших технологий новыми.
Произошли изменения и в кадровом потенциале. Вырос образовательный и профессиональный уровень рабочего класса, крестьянства, значительная масса высококвалифицированных специалистов уже не нуждалась в строгой регламентации сверху. Напротив. Жизнь требовала создать условия для более полного и эффективного использования опыта и знаний трудящихся, большей самостоятельности не местах.
Справедливости ради, надо сказать, что руководство страны принимало немало решений,направленных на усиление динамичности общественных процессов. ХХIV, XXV и XXVI съезды КПСС содержат немало призывов, директив, задач и установок.
В 60-80-е гг. была выдвинута задача интенсификации, эффективного хозяйствования;задача обеспечения благосостояния советских людей; принята Продовольственная программа и т.д. Но, как правило, решения эти оставались на бумаге. Сказывался разрыв между словом и делом, когда, как отмечалось на XXVII съезде КПСС (1986 г.), «призывов и разговоров было немало,а дела практически стояли на месте». Экономисты и политики заговорили о складывании так называемого механизма торможения.
В чем причины его появления? По мнению историков, главными причинами механизма торможения являются недостаточная включенность трудящихся в процессы управления, отчуждение их от собственности; ослабление социального творчества масс; деформация и снижение уровня политико-управленческой деятельности в обществе.
В политической и духовной сфере заметны были те же самые процессы. Как позже отмечала XIX партконференция (1988 г.) «…провозглашение демократических принципов на словах и авторитарность на деле, трибунные заклинания о народовластии, но волюнтаризм и субъективизм на практике,говорильня о демократических институтах и реальное попрание норм социалистического образа жизни, дефицит критики и гласности – все это довольно широко распространилось, укоренилось в жизни общества».
Одной из черт деформации советского общества стало формирование «теневой экономики». Она выступала как в форме подпольных производств, так и на базе легального производства за счет различных махинаций с госсобственностью.
Стабильность режиму Брежнева обеспечивал относительный рост благосостояния народа, обусловленный политикой сдерживания роста цен и подъемом заработной платы. Этому способствовала выгодная для СССР ценовая конъюнктура на мировом рынке энергетических ресурсов, прежде всего – нефти. По разным подсчетам, за десятилетие СССР получил от 200 до 300 млрд. нефтедолларов.
Кризис в экономике прикрывался за счет массированных закупок продовольствия и ширпотреба за границей на средства от распродажи именно топливных ресурсов страны. При этом потребности населения не могли быть удовлетворены полностью, и СССР занимал по уровню потребления на душу населения 77 место в мире.
Крайне противоречивый характер носила внешняя политика СССР. С одной стороны, были заключены соглашения, подводившие черту под периодом «холодной войны». Московский договор 1970 г. с Федеративной Республикой Германией, Заключительный акт общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., а также соглашения по военной разрядке с США (1971-1973, 1979 гг.) снизили уровень военного противостояния в Европе. Но, с другой стороны, во внешней политике господствовали «классовый подход», идеологическое противоборство,работа на «мировую революцию» (события в Чехословакии 1968 г., в Афганистане в1979 г.). Ошибки во внешней политике привели к конфронтации с Китаем, стоившей СССР многих миллиардов рублей. Все это привело к тому, что в первой половине 80-х гг. потенциал разрядки, накопленный СССР в 70-е гг., был утрачен. В этих условиях Запад усилил давление на СССР.
Внутриполитическое положение страны было обусловлено, прежде всего, очевидным для всех провалом курса на построение коммунизма в СССР. Взамен был выдвинут тезис о построении в СССР развитого социалистического общества (1971 г.), что ставило серьезных ученых в двусмысленное положение.
КПСС из политической организации окончательно превратилась в элемент государственной структуры, при которой декоративно присутствовали советы и другие представительные органы. В то же время расширялись аппаратные привилегии, о которых знало все население, что не способствовало единству общества. И хотя численно КПСС выросла с 12,5 млн. в 1966 г. до 19 млн. человек в 1985 г., ее авторитет падал. На этом фоне в Конституции СССР в 1977 г. было закреплено монопольное положение КПСС в обществе, – 6-ая статья определяла партию как ядро политической системы.
В общественно-политической жизни подъем, связанный с ХХ съездом КПСС и хрущевскими реформами, сменился апатией. Прекратилась реабилитация репрессированных, началось восхваление Сталина. Искусству, литературе, кино навязывались штампы и вкусы руководства. Усилились политические репрессии против оппонентов режима. Их подвергали заключению в тюрьмы, «психушки», высылали за границу.
В стране возникло движение диссидентов, провозгласившее своей целью борьбу за права человека, идейным лидером которого был академик А.Д. Сахаров. Участниками движения также были П. Марченко, Л. Богораз, генерал Григоренко, Н. Алексеева,В. Буковский, Амальрик, С. Киселев и др. Следует особо отметить творчество А.И.Солженицына, чьи произведения разоблачали преступления существующей политической системы.
Отсутствие в КПСС и государстве механизма подлинной демократии породило абсурдную ситуацию, когда обновление высшего руководства было поставлено в зависимость от естественного выбывания первых лиц. С 1982 г. по 1985 г. один за другим скончались три генеральных секретаря ЦК КПСС. В марте 1985 г. выдвиженца Брежнева К.У. Черненко сменил М.С. Горбачев, провозгласивший курс на перестройку советского общества.


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20