ТЕМА. Протосоциология

Социология как наука оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Полития»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый слой (плутократия), средний класс и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что и в современности это теоретическое положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу сопровождался углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в Древнем Риме. Что же касается характера самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились в вопросе эволюции общества и прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Макиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека.  Люди не склонны к сотрудничеству, полагал Т. Гоббс. Каждый предпочитает искать общество тех, кто ему выгоднее. Наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. Человеческое общество – это производное от интересов, потребностей и взаимоотношения людей.

Каждый стремиться добиться больших почестей для себя. Человеку не свойственна любовь к ближнему. Врожденное качество – стремление к разъединению, к борьбе, конкуренции, а значит, к вражде. Естественное состояние человечества – вражда всех со всеми (человек человеку, волк).  Создать общество людей побуждает страх. Он сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Страх объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности.  Страх Гоббс понимает как ожидание будущего зла. Страх заставляет искать социальных гарантий, избегать риска, искать помощи других.

Объединившись, люди стараются извлечь выгоду для себя. Общество будет стабильным, если слава и почет достаются всем. Но так не бывает. Если почет воздается всем, значит, он не воздается никому. Поскольку в основе почета лежит превознесение одного над другими.

Не добившийся почета считает себя обойденным и поэтому общество перестает быть выгодным.    Основная идея Т. Гоббса состоит в том, что можно устроить полноценное общество, если оно будет помогать каждому человеку извлекать собственную выгоду из коллективного дела. Разные люди видят выгоду в разном.

Люди не смогут создать полноценного общества, если юридические законы им не выгодны. Граждане будут подчиняться им принудительно. Еще хуже если законы имеют избирательную силу, когда одним позволено нарушать закон, а другим нет. Поэтому нужны законы признаваемые всеми, которые для всех одинаковы.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Ш. Монтескье (1689-1755) “Персидские письма”. Он стал одним из основателей географической школы, которая рассматривает географическую среду (климат, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Он выводил из географических условий характер, нравы и обычаи народов.

Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и другие параметры определяют характер народа, поведение на международной арене.


Последнее изменение: четверг, 22 ноября 2018, 21:21