Культура России XVIII – начала XX вв.

I. Культура России в XVIII в.
II. Культура России в XIX в.
III. Культура России в начале XX в.


I. Культура России в XVIII в.
На культуру России в XVIII в. сильнейшее влияние оказали реформы Петра I, который стремился приблизить культуру России к культуре европейских стран. Для проведения его преобразований нужны были образованные люди, и поэтому началось быстрое развитие светского просвещения.
Основные отличия Русской культуры конца XVII от культуры начала XVIII века
1. Ускорение темпов культурного развития, связано с изменением экономического развития, появление элементов капиталистического уклада в экономике России.
2. Светское направление становится ведущим, завершается диктат церкви
3. Накопленные знания начали обобщаться и превращаться в научные взгляды и представления.
4. В общественной жизни впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостничества. А.Н. Радищев призывал к уничтожению крепостного гнета.
5. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной, рост международного авторитета России повлек за собой повлек за собой установление постоянных контактов со странами Европы.
Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. основана школа математических и навигационных наук. В 1715 г. в Москве была открыта Морская академия. Вслед за ней – Артиллерийская, Инженерная , Медицинская, Горная. Обучение дворян стало обязательным. В 1714 г. Было открыто 42 цифирные школы. В 1708 г. введен гражданский шрифт. В 1702 г. издается первая печатная газета “Ведомость”.
Важнейшим результатом реформ Петра было открытие в 1725 г. Академии наук. В первой четверти XVIII века начато изучение природных условий России. Открыты месторождения полезных ископаемых на Урале, Донбасе и др.
Экспедиция В. Беринга достигла проливов между Америкой и Евразией. С.П. Крашенниников описал Камчатку, братья Лаптевы открыли море.
М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) один из основоположников физической химии, высказал некоторые представления об атамарном строении вещества. Ему принадлежат труды в области гуманитарных наук. “Российская грамматика” и др.

Ломоносов М.В.
В XVIII веке новое развитие получает архитектура. В области градостроительства был совершен переход от радикально-кольцевой к регулярной планировке для которой характерны геометрическая правильность, установление единых правил и приемов застройки. Все нашло отражение при строительстве С-Петербурга.
Крупнейшим мастером барокко в России являлся Ф. Растрелли. Им был возведен Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском селе и Петергофе. В XVIII веке архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, В.И. Баженов – Каменноостровский дворец и др.

Каменноостровский дворец
В живописи совершен переход к светскому искусству. Ведущим жанром творчества был портрет. Художники А.М. Матвеев, Ф.С. Рокотов. Наряду с портретной живописью распространяется графика – Зубов, мозаика – Ломоносов, пейзаж – Щедрин.
В 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле появился первый русский профессиональный театр. Положено начало балетному искусству.
В 1701 г. была открыта Навигацкая школа, а с 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. Появились новые учебники, такие как «Арифметика» Л. Магницкого (1707 г.).
Во второй половине XVIII в. русская культура развивалась в рамках общеевропейского стиля – классицизма, опиравшегося на достижения античности. В литературе в стиле классицизма творили А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, в живописи – А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «прощание Гектора с Андромахой»), Г.И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»). Для полотен этих художников характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образцов. В архитектуре в стиле русского классицизма работали В.И. Баженов (дом Пашкова), И.Е. Старов (Таврический дворец), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле). В скульптуре примером классицизма является памятник Петру I работы Э.М. Фальконе.
В 1770-е гг. на смену классицизму постепенно приходит сентиментализм, для которого характерны эмоциональное восприятие мира, повышенный интерес к человеческим чувствам. В литературе он связан с творчеством Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). В архитектуре он сказался в парковых ансамблях, для которых характерно создание уединенных уголков, удаленных от основного здания павильонов. Живопись того времени в основном представлена портретами, в которых сочетались черты сентиментализма и реализма (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского).
В 1756 г. в Петербурге появился первый государственный театр, созданный ярославскими актерами во главе с выходцем из Костромы Ф.Г. Волковым.
Центром просвещения к концу века стал созданный в 1755 г. Московский университет. В губернских городах создавались четырехклассные народные училища, в уездных городах – двухклассные. Солдатские дети обучались в солдатских школах, дворяне – на дому или в шляхетских корпусах. Всего к концу века имелось 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся – достаточно низкий уровень для огромной страны.

II. Культура России в XIX в.

С начала XIX в. в русской культуре происходят определенные изменения. В литературе на смену сентиментализму очень быстро пришел романтизм. Его представителями были В.А. Жуковский, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Но если у Жуковского был насыщен меланхолическими мечтаниями, то у Пушкина и Лермонтова – героикой борьбы за идеалы свободы. И Пушкин, и Лермонтов в дальнейшем стали на путь реализма. Дальнейшее развитие реализма связано с именами Н.В. Гоголя, а позднее – Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
В театре в 1820-е г. начинается вытеснение классицизма романтизмом и реализмом. Яркие драматические образы были созданы актерами Александринского театра В.А. Каратыгиным и П.С. Мочаловым, исполнение которых отличалось бурной эмоциональностью. Реалистическое направление в драматургии было связано с именами А.С. Грибоедова («Горе от ума»), А.С. Пушкина («Борис Годунов»), Н.В. Гоголя («Ревизор»). В жанре реалистической драмы работали московский Малый и петербургский Александринский театры. В Малом театре выступал выдающийся актер, сын крепостного крестьянина М.С. Щепкин. Во второй половине века в репертуаре Малого театра ведущее место заняли пьесы А.Н. Островского. Среди его актеров выделялись П. Садовский, М. Ермолова, в Александринском театре – П. Стрепетова.
В музыке начинается использование народных мелодий и национальной тематики. Эта тенденция проявилась в операх М.И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Русалка» (по одноименной трагедии Пушкина). Временем расцвета русской музыки стала вторая половина века. В 1862 г. в Петербурге сложился кружок композиторов, который принято называть «Могучей кучкой» (М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков). Их оперы проникнуты высоким патриотическим духом, в них широко использованы сюжеты русской истории, национальные мелодии («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, создавший целый ряд музыкальных произведений, опер и балетов (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).
В живописи наметился отход от классицизма (академизма), оплотом которого была Академия художеств. Представителями академизма были Ф. Бруни, создатель гигантского полотна «Медный змий» на библейский сюжет, и К. Брюллов, автор картины «Последний день Помпеи».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f0/Karl_Briullov,_The_Last_Day_of_Pompeii_(1827%E2%80%931833).jpgОднако К. Брюллов уже тяготел к реализму, что видно в этой картине. Он также написал много портретов своих современников – деятелей русской культуры (И.А. Крылова, В.А. Жуковского, и др.). Выдающимися портретистами были О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. О.А. Кипренский искал в человеке возвышенное начало, передавал в его портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний. Хорошо известен его портрет А.С. Пушкина (1827 г.). Для В.А. Тропинина характерны непосредственность изображения, он показывал человека на фоне окружающей обстановки, за его обычным занятием. Мастером бытового жанра был А.Г. Венецианов, создавший серию картин, изображавших крестьян и их жизнь («Гумно», «На пашне», «На жатве»). Значительное место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. В течении 20 лет он создавал картину «Явление Христа народу».

http://allart.biz/up/photos/album/H-I/Ivanov%20Alexander%20Andreevich/the_appearance_of_christ_to_the_people.jpgОсновная идея этого произведения – убежденность в необходимости нравственного обновления людей. Решительный поворот живописи к реализму представлен в творчестве П.А. Федотова. В его бытовых картинах показан с неприглядной стороны быт дворянско-чиновничьего мира («Сватовство майора», «Свежий кавалер», и др.). В 1863 г. ряд молодых художников, учеников Академии художеств, отказались от участия в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышли из Академии. В 1870 г. они создали Товарищество художественных передвижных выставок, стремившееся к реализму в искусстве. В число «передвижников» вошли И.Н. Крамской, В.Н. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Чаепитие в Мытищах»), В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин. Позднее к ним присоединились художники младшего поколения: И.Е. Репин («Бурлаки на Волге»), А.И. Куинджи, И.И. Левитан. В батальной живописи прославился В.В. Верещагин. Известны серии его картин об Отечественной войне1812 г., о русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг., «туркестанская коллекция» о завоевании Средней Азии. Показывая героизм солдат, в то же время Верещагин подчеркивал неприглядные стороны войны, осуждал ее.
В архитектуре в начале XIX в. классицизм переходит в ампир (классицизм, ориентированный на наследие императорского Рима, демонстрирующий возвышенную роль государства и прославляющий военные победы). В этом стиле обычно строились общественные здания – правительственные учреждения, театры, храмы. Так, А.Н. Воронихин возвел в Петербурге Казанский собор, К.И. Росси – Главный штаб, Михайловский дворец, Александринский театр в Петербурге, А.Д. Захаров – здание Адмиралтейства. Во второй половине века в связи с быстрым развитием капитализма понадобились иные здания – заводы, вокзалы, банки. Использовался стиль модерн или неорусский стиль. В последнем возведены храм Спаса на крови на месте гибели Александра II, торговые ряды в Москве (ныне ГУМ) (архитектор А.Н. Померанцев), Исторический музей (В.О. Шервуд). В скульптуре большим событием общественного значения стало открытие в 1880 г. в Москве памятника А.С. Пушкину работы А.М. Опекушина.
Научными центрами в XIX в. оставались Московский и Петербургский университеты, но теперь главную роль играли не только они. В Казанском университете работали математик – создатель неэвклидовой геометрии Н.И. Лобачевский, выдающиеся химики Н.Н. Зимин и А.М. Бутлеров. С Дерптским университетом связаны имена создателя Пулковской обсерватории астронома В.Я. Струве и хирурга Н.И. Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии, впервые применившего наркоз при операциях. Значительных успехов достигли географические исследования. В 1803 – 1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание, во время которого было открыто множество новых островов в Тихом океане. В 1819 – 1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев провели на шлюпах «Восток» и «Мирный» экспедицию по направлению к Южному полюсу, в ходе которой была открыта Антарктида. Морские экспедиции О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля в Ледовитом и северной части Тихого океана в 1815 – 1829 гг. установили точные очертания берегов Северной Азии и Северной Америки. Центром географических исследований стало учрежденное в 1845 г. Русское географическое общество.
Успехи в области математики, физики, химии способствовали важным техническим достижениям. Б.С. Якоби много сделал в области создания электродвигателя и гальванопластики. В 1832 г. П.Л. Шиллинг сконструировал первую линию записывающего электромагнитного телеграфа между Петербургом и Царским Селом. Выдающийся металлург П.П. Аносов положил начало металлургии высококачественной стали и раскрыл утерянный секрет изготовления булата. В 1830-е гг. на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные механики братья Е.А. и М.А. Черепановы построили первый русский паровоз и небольшой участок внутризаводской железной дороги.
Во второй половине XIX в. прогресс русской науки стал еще более заметен. Химик Д.И. Менделеев в 1869 г. создал периодическую систему химических элементов. Основоположником новой школы органической химии был А.М. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел. И.М. Сеченов в 1863 г. опубликовал труд «Рефлексы головного мозга», положив начало русской физиологической школе. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов. Крупный вклад в биологию был сделан И.И. Мечниковым, который разработал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии. Основателем почвоведения был автор труда «Русский чернозем» В.В. Докучаев.
Для исследования Средней и Центральной Азии русское географическое общество снарядило ряд экспедиций П.П. Семенова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского. Оно же организовало этнографические и антропологические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая в Юго-Восточной Азии, Австралии и на островах Океании.
С развитием естественных наук связан ряд технических открытий и изобретений. Наиболее значительными из них были создание электрической лампы накаливания А.Н. Лодыгиным и дуговой лампы П.Н. Яблочковым, изобретение в 1895 г. радиосвязи А.С. Поповым.
Широкое развитие получили гуманитарные науки: история, философия, филология, правоведение. Историк С.М. Соловьев с 1851 г. регулярно каждый год публиковал очередные тома «Истории России с древнейших времен». В год смерти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложение до 1775 г. Его ученик В.О. Ключевский создал пятитомный «Курс русской истории», а также ряд трудов по истории сословий, историографии и источниковедению.

III. Культура в России в начале XX в.

Начало XX в. обычно называют «серебряным веком» русской культуры. Это было время появления разнообразных направлений, поиска новых средств художественной выразительности. Возникают направления символистов, акмеистов, футуристов, и др. Символизм сложился во Франции в 1890-е гг., для него характерно стремление выразить мысль через «символ», метафору, иносказание. В России основателем символизма был поэт В.Я. Брюсов. Символистами были такие писатели и поэты, как К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый. Символизму противостоял акмеизм, стремившийся к конкретной предметности, но тоже уклонявшийся от социальных проблем и стремившийся к «чистому» искусству. Акмеистами были Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам. Футуристы стремились создать искусство будущего, отрицали традиционную культуру, требовали абсолютной свободы творчества. К этому течению принадлежали поэты В.В. Хлебников, И. Северянин; с футуризмом связано начало творчества В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака.
Развивалось театральное искусство. В 1898 г. в Москве К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр. На его сцене шли современные пьесы А.П. Чехова и А.М. Горького, но он ставил также пьесы А.Н. Островского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, зарубежных драматургов Гамсуна, Ибсена. На сцене Русской частной оперы, созданной предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым, в операх Римского-Корсакова выступал Ф.И. Шаляпин.
Музыкальное искусство отмечено творчеством А.Н. Скрябина, создателя симфоний, сонат, этюдов. К этому же времени относится начало творческого пути выдающегося пианиста, композитора, дирижера Большого театра С.В. Рахманинова.
В живописи большое место продолжали играть «передвижники». К новому поколению этих художников принадлежали братья А.М. и В.М. Васнецовы, С.А. Коровин, И.И. Левитан, И.И. Бродский, В.А. Серов. Серов создал серию исключительно ярких по своей реалистичности портретов современников, в том числе императоров Александра III и Николая II. Глубокой поэтичностью отличаются полотна братьев Васнецовых на исторические и сказочные сюжеты. Лирическое направление в пейзажной живописи достигло высокого развития в творчестве Левитана. В конце 90-х гг. возникло объединение художников «Мир искусства». В него вошли А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере; к этому объединению примыкали Серов, Коровин, Левитан. Они стремились к поиску новых средств и форм выражения, к «искусству для искусства», их произведения отличались яркой декоративностью, тонким чувством стиля. Появились и модернистские направления – объединение «Голубая роза», для художников которого был характерен символизм; «Бубновый валет» (И.И. Машков, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов), использовавший идеи импрессионизма.
В архитектуре ведущим становится стиль модерн, которому присущи свободное развитие объемов, применение мозаики, витражей, керамики. Совершенствовалась строительная техника, шире стали применяться железобетон, сталь, стекло, облицовка гранитом. В духе древнерусской и византийской стилизации продолжали возводить храмы, в духе неоклассицизма и неоготики – сооружения общественного назначения.
В начале XX в. русскими учеными был сделан ряд важных открытий. Так, Н.Е. Жуковский положил основание современной аэродинамике, создав труды по теории авиации, изобрел аэродинамическую трубу и в 1904 г. под Москвой основал Аэродинамический институт. Преподаватель математики и физики в калужской гимназии К.Э. Циолковский в опубликованной в 1903 г. работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» заложил фундамент теории движения ракет. Выдающийся ученый академик В.И. Вернадский получил мировую известность трудами, давшими начало множеству новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Академик И.П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за исследования в области физиологии пищеварения, И.И. Мечников – в 1908 г. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Гуманитарные науки в это время чаще стали использоваться в общественной жизни, им была свойственна еще более сильная, чем раньше, политизация. Так историк П.Н. Милюков стал лидером партии кадетов, М.Н. Покровский примкнул к большевикам. Широкую известность сохраняли В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, занимавшиеся проблемами истории крестьянства, феодализма на Руси. В философии широкую известность получили «религиозные философы» - Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Их взгляды были отражены в сборнике «Вехи» (1909 г.), в котором они призывали русскую интеллигенцию к религиозности, покаянию, отказа от разрушительных революционных идей.
Новым культурным явлением стало кино. В 1905 г. в Петербурге уже было не менее 100 кинотеатров, а к 1914 г. в стране их было 4 тыс., их ежедневно посещали до 2 млн. зрителей. Создавались отечественные как документальные, так и художественные картины. Большой вклад в развитие русского кино внес отставной казачий офицер В.А. Ханжонков, создавший свою кинофабрику. Он выпустил фильмы на мотивы басен Крылова, фильмы о Степане Разине и обороне Севастополя в 1854 – 1855 гг. В 1908 – 1917 гг. в России было снято свыше 2 тыс. художественных фильмов.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21