СССР после смерти И.В. Сталина: выбор модели развития

I. Начало хрущевской "Оттепели" (1953-1958 гг.)
II. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1959-1964 гг.



I. Начало хрущевской «Оттепели» (1953-1958 гг.)

Первая попытка реформирования командно-административной системы в 1950-1960-е годы тесно связана с окончанием в марте 1953 года сталинского периода в истории СССР, когда управление страной сосредоточилось в руках трех политиков:Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П.Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
Вследствие сложной борьбы на политическом «олимпе» к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953году был арестован и расстрелян Л. Берия по абсурдному обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью восстановления господства буржуазии». В январе 1955 года попал в отставку Г. Маленков. В 1957 году была изгнана из высшего руководства «антипартийная группа» в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 году стал еще и Председателем Совета Министров СССР.
Ликвидация тоталитарного режима культа личности с его отчуждением от народных масс, курс на демократизацию общества обусловили важные коррективы экономической и социальной политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшению условий жизни людей. Происходил поиск путей совершенствования управления производством,ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоление отставания. И подъема сельского хозяйства, оздоровления деревни.
Во второй половине 50-х – 60-е годы складывались, а точнее, могли сложиться принципиально отличные от довоенных условия для социально-экономического развития колхозов и совхозов. Это было время попыток реально переосмыслить прошлое, обеспечить крутой подъем сельского хозяйства, но также и время дерзких, граничащих с фантастикой перспективных программ и обещаний, вспышек успеха и постепенного скатывания к застою.
Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича – догнать и перегнать США по промышленному сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году – основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только богатство американской экономики, а самое главное – СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том,что перед ним стояло много новых задач. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни, как на селе,так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.
Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшихся в абсолютном приоритете некоторых целей,которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н.С. Хрущевым было произведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Н.С. Хрущев надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.
Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве.
В аграрной политике особенно ярко проявилась импульсивность, импровизационность деятельности Хрущева. С особым нажимом проводилась, например, "кукурузная кампания". Волюнтаризмом были отмечены и такие шаги, как фактическая ликвидация приусадебных хозяйств колхозников, вызванная стремлением сосредоточить животноводство в коллективных хозяйствах, с тем чтобы одним разом догнать США по производству молока и мяса на душу населения. Не лучшим образом повлияло на развитие деревни и решение о ликвидации МТС, имущество которых было продано колхозам и совхозам. Все эти ошибки привели, в конечном счете, к аграрному кризису конца 50-х -–начала 60-х гг. Сама же программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС, декларировала построение коммунизма в СССР в обозримо короткие сроки, что дезориентировало общество.
Третья реформа Хрущева коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущев ликвидировал систему «трудовых резервов», то есть,сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль,предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.
В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) – наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) – когда положительных результатов было меньше. Первый период относился ко времени, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй – когда он господствовал.
Первым планом развития страны, который базировался, в основном, на индустриализации,стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития станы, серьезные нарушения равновесия в экономике, от которых страдало советское общество. За 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.
Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров,который никто не изучал.
Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.
В 60-х годах Н.С. Хрущев стал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.
Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу. Даже в высшем руководстве страны не чувствовались авторитарные методы руководства.
В этих условиях было трудно и рискованно сохранять преемственность со сталинским прошлым. Менялось соотношение между полномочиями центра и периферии в сторону последней.
Разногласия по поводу вводимых изменений и их пределов постепенно подрывали сплоченность послесталинского руководства. Жизнь настоятельно требовала принять глобальное решение – сообщить народу об ужасных последствиях сталинского произвола,которые еще довлели над страной. Этому противилась группа старейших сталинцев:Ворошилов, Молотов, Каганович, Маленков. Они не оправдывали террор прошлого, но считали, что такие ошибки были неизбежны при решении столь больших и сложных исторических задач.
Задачу политической реабилитации жертв сталинских репрессий взял на себя на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев. Съезд проходил с 14 по 25 февраля 1956 года.
25 февраля на секретном заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях».
ХХ съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел и окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на сопротивление сталинцев,«секретный доклад» был зачитан на открытых собраниях на предприятиях, в учреждениях и в ВУЗах. Сама брошюра с докладом выпущена не была, но материалы,попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы. Это потрясло мир.Обнародование доклада в СССР вызвало бурную реакцию. Серьезные инциденты произошли в Грузии и Прибалтике. Стали восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались незаконно осужденные, им возвращались утерянные права.
После ХХ съезда прекратился массовый террор, быстрее пошла реабилитация жертв сталинских преступлений. В обществе наметился поворот к демократии и реформам.
Однако критика культа личности носила персонифицированный характер, критиковать можно было персону, но не систему. В конечном итоге это привело к тому, что подлинно научный анализ деформаций общества задержался почти на тридцать лет, что стало одной из причин, ввергнувших общество в состояние застоя.
Уже в 1956 г. Хрущеву пришлось столкнуться с проблемами, возникшими в связи с событиями в Венгрии и Польше, которые, казалось бы, подтверждали правоту его оппонентов, выступавших против разоблачения культа личности Сталина.
Критика сталинизма, прозвучавшая на ХХ съезде КПСС, вызвала шок в мировом коммунистическом движении и активизировала те силы, которые стремились к пересмотру изжитых временем положений марксизма, критически относились к советскому опыту.
В июне 1957 г. Хрущев столкнулся с прямой попыткой сместить его. Главное обвинение, предъявленное ему, заключалось в непродуманном, волюнтаристском характере действий, подорвавших авторитет КПСС и мирового коммунистического движения.
Группу противников Хрущева возглавил Маленков. На заседании Президиума ЦК КПСС Маленков, Молотов, Каганович, Булганин, Ворошилов, Первухин и Сабуров приняли решение о смещении Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако времена,когда важнейшие политические решения принимались узким кругом руководителей,уходили в прошлое. Хрущев напрямую обратился к Пленуму ЦК КПСС, основу которого составляло среднее звено партноменклатуры, не желавшее возвращаться в прошлое,к временам деспотизма. Это позволило Хрущеву одержать победу на июньском (1957г.) Пленуме ЦК КПСС.
Инициаторы антипартийной группы – Маленков, Молотов, Каганович – были выведены из состава членов Президиума ЦК и из состава ЦК КПСС, что стало концом их политической карьеры.

II. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1959-1964 гг.

Большие надежды возлагал Н.С. Хрущев на XXII съезд КПСС,который состоялся в период с 17 по 31 октября 1961 г. Он представил новую программу партии (прежняя была разработана в 1919 г.) и заявил, что к 1980 г. в СССР будет создана «материально-техническая база коммунизма». На съезде Никита Сергеевич предпринял новое наступление на Сталина, которое снова приобрело личный характер. Часть делегатов поддержала его, а другая часть предпочла отмолчаться. Доклад Н.С. Хрущева в полной мере отвечал устремлениям интеллигенции,бывшим репрессированным, молодежи.
В марте 1962 г. Н.С. Хрущев провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Это была прелюдия к самой необычной хрущевской реформе.Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Ее аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству – каждый со своим первым секретарем. Такая реформа была чревата конфликтами, т.к. вела к смешению их функций, прав и обязанностей.
Очень важным новым пунктом, включенным на XXII съезде партии в Устав КПСС, был пункт, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трех сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Хрущев стремился как можно больше привлечь граждан к участию в работе органов власти.
Хрущев хотел добиться реабилитации видных деятелей партии, репрессированных в1936-1938 гг.: Бухарина, Зиновьева, Каменева и других. Однако всего ему добиться не удалось, т.к. в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущев вынужден был перейти к обороне.
Положение Хрущева стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений ХХ съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.
Внешняя политика в хрущевское десятилетие была не менее противоречивой. Укрепив свое положение на мировой арене после окончания второй мировой войны, СССР считал своим долгом оказывать поддержку всем революционным, антиимпериалистическим движениям.
Немало энтузиазма вызвала победа кубинской революции, поддержка которой со стороны Советского Союза привела в 1962 г. к острому Карибскому кризису с США,поставившему мир на грань ядерной войны. И хотя кризис удалось преодолеть,недоверие к политике США и их союзников сохранялось, что подталкивало СССР к наращиванию оборонного потенциала. Аналогичная тенденция наблюдалась со стороны США и стран блока НАТО.
Нарастали внутренние противоречия в международном коммунистическом движении, о чем свидетельствовал перманентный конфликт с Союзом коммунистов Югославии, конфликт с Китаем и КПК и рядом компартий западных стран.
Таким образом, в «десятилетие Хрущева» разрушить «железный занавес» не удалось. Это отражалось на повышении уровня и качества жизни советских людей, тем более, что процесс реформ шел неровно.
Все это в общей сложности привело к падению авторитета Хрущева в обществе. При этом именно в 1962-1963 гг. стала расти идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. Можно сказать о начале формирования культа личности Хрущева. В апреле 1964 г. было пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза. А уже в октябре того же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря и члена Президиума.
Подводя итоги, необходимо уяснить, что главным в этом десятилетии явилось такое изменение психологического состояния общества, которое делало уже невозможным возврат к прежним способам управления страной. При этом, сама система, ее основные характеристики и ориентиры не только не видоизменились, но даже не ставились под сомнение. Конечным результатом этого противоречия явился серьезный конфликт Хрущева с возглавляемой им системой, которую он из самых лучших побуждений пытался заставить исполнять совершенно не свойственные ей функции.
Тем не менее, зрело понимание необходимости ликвидации бюрократической системы управления народным хозяйством, отказа от догматизации теоретической мысли и устаревших представлений о социализме, возникших еще в 30-40-ее гг., которые наряду с серьезными недостатками функционирования социалистической демократии формировали механизм торможения социально-экономического развития страны.


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20