СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.

I. Проблема происхождения славян.

II. Проблема происхождения слова Русь.

III. Взаимотношение славян с соседями.

IV. Жизнь, быт, основные занятия, родоплеменные отношения Восточных славян.

V. Язычество Восточных славян.

I. Проблема происхождения славян.

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой группе, которая включала германские, кельтские, иранские, греческие и другие народы. Около 4-5 тыс. лет назад индоевропейцы обитали в северо-восточной части Балканского полуострова и Малой Азии. На рубеже III и II тыс. д.н.э. в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. В первой половине II тыс. д.н.э. борьба за стада и пастбища ведет к широкому расселению пастушеских племен по Восточной Европе. При переходе к земледелию и оседлому образу жизни расселение прекращается.
Одной из проблем является вопрос, с какого времени начинать историю славян, т.е. когда предки славян выделились из индоевропейской группы. Наиболее распространенный взгляд ведет её с XV-XII в. д.н.э. В это период праславяне заселили территорию от Северного Поднепровья на Востоке до Одера на Западе, от Карпат до Припяти на Севере.
Другие исследователи (В. Гензель) считают, что праславяне образовались в период 900-700гг. д.н.э.
Третьи полагают, что это произошло около 1200-750гг. д.н.э.

Источники дают праславянам разные имена. Некоторые историки видят их в скифах-пахарях Геродота, живших в Северном Причерноморье. Но это очень спорно.
Первые определенные исторические сведения о древних славянах, называемых венедами, содержаться в трудах греко-римских авторов первых веков н.э.
Славянство вендов доказывает три обстоятельства.
1. Свидетельство готского историка Иордана (VI в. н.э.), который называл славян венедами.
2. В средние века германцы, финны и другие народы называли славян - венедами
3. Данные археологии.
Впервые этноним венеды встречается в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего1, погибшего при извержении Везувия в 79 г.н.э. Он называет венедов в числе племен, заселявших территорию восточнее Вислы. К концу I в.н.э. относ
ятся сведения о венедах римского историка Публия Корнелия Тацита2 (55-120г.н.э.). Готский историк Иордан в VI веке н.э. так же называл восточных славян венедами. Он размещает венедов от Балтийского побережья до Карпат.
Однако, относя этноним венеды к славянам, большинство исследователей полагает, что это не самоназвание славянского этноса. Славяне никогда не именовали себя венедами.

Начиная с VI в.н.э. исторические сведения о славянах становятся более значительны и многообразны. Теперь славяне выступают уже под своим именем. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий Схоластик, Маврикий Стратег) описывают славян Подунавья и Балканского полуострова и называют их антами. Это обусловлено историческими событиями VI-VIII вв., когда славяне вторгаются в пределы Восточной Римской империи.


Другой проблемой является вопрос о славянской прародине, т.е. территории на которой славяне сформировались в особую этническую группу.
Древнерусский летописец Нестор – автор «Повести временных лет» (XII в.) располагал славян по нижнему течению Дуная и Панонии. Поводом для их широкого расселения с Дуная было нападение волохов (римлян).
Летописный рассказ о расселении славян с Дуня стал основой, так называемой, дунайской (или балканской) теории. Ее придерживались историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Среди современных историков эту концепцию поддерживает В.П. Кобычев.
Большинство современных историков склонно искать славянскую прародину в Среднем Поднепровье и Припяти (среднепровенская теория) и междуречье рек Вислы и Одера (висло-одерская теория).
Академик Б. Рыбаков объединил обе теории. Он полагал, что славянский этнос на протяжении двух тысячелетий был сосредоточен на одной территории. От Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южно Буга. Только в раннем средневековье славяне стали выходить за пределы своего древнего ареала.

Другим спорным вопросом является время разделения славян на три ветви (западную, южную, восточную). Одни исследователи полагают, что таковым является период IV-II вв. до.н.э. Другие это относят к IV в.н.э. Третьи называют VI-VII вв.н.э.

Таким образом, формирование славянского этноса было длительным процессом. Многое в нем остается неясным и спорным.

II. Проблема происхождения слова Русь.

Существует множество исследований и гипотез относительно возникновения наименования Русь, русских.
Одна из версий выводит наименования «Русь» от имени правого притока Днепра реки Рось.
Другая группа гипотез выводит наименование «Русь из иностранных источников.
В основе другой версии лежит факт образования всех древнерусских городов на реках. Реки играли большую роль в жизни наших предков. Они в условиях бездорожья были идеальными транспортными артериями. В праславянском языке река называлась, руса (rusa). Река Неман в старину называлась Рось, есть р. Рось в Новгородской области и д. т. От праславянского корня «рус» образовано слово русалка.
История знает примеры, когда племена и народы назывались по месту их обитания. Например, самоназвание приморских чукчей – ан калын (морские жители), бедуины – «жители пустынь», индейцы сенека ‑ нунда‑вэ‑о‑но (великий народ холмов). Таким образом, возможно обобщенный этноним «русы» издревле значило «живущие на реках, речной народ».

III. Взаимоотношения славян с соседями

Восточно-европейская равнина заселялась не только славянами, но и угро-финскими племенами, из числа которых сформировались позднее такие народы как мордва, удмурты, карелы, финны, эстонцы. Территория нынешней Костромской области была заселена угро-финским племенем меря. Язык мерян запечатлен в современных названиях некоторых рек (Шача, Меза, Москва, Ока), городов (Нерехта). Эти племена были непосредственными соседями славян. Как и славяне в VII в.н.э. они узнали железо, но так как населяли лесную зону, то основой хозяйства у них осталось подсечное земледелие. Поэтому угро-фины несколько отстали в хозяйственном и социальном развитии от славян.
Разрозненные и слабые финские племена не смогли оказывали сопротивления славянским переселенцам. Они жили вперемешку со славянами и часто ассимилировались, т.е. ославянились, как, например, меря и весь, мещера, мурома.
На юго-восточном побережье Балтики, по Неману и Висле со славянами соседствовали балтийские племена: литвы, латины, пруссы, ятвяги. Под напором славян они были оттеснены к побережью Балтики.
Периодически славяне подвергались ударам кочевников.
1. В IV в.н.э. из районов Азовского моря на запад проследовали орды гуннов.
2. В V-VII вв. славяне подверглись опустошительному набегу аваров. Их нашествие разрушило племенной союз дулебов.
3. В VI-VII вв. началось продвижение хазар из районов Северного Кавказа и Приазовья на Нижнюю Волгу. Там основан Хазарский каганат со столицей Итиль, просуществовавший до Х в. Начиная с VIII в. хазары сталкиваются с восточными славянами. По сведениям летописца ими были покорен племенной союз полян.
4. В VIII в. из Приазовья на Балканы и на Среднюю Волгу двинулись болгарские племена, основавшие два болгарских царства.
5. В VIII в. по причерноморским степям на запад проследовали угры, основавшие Венгрию.
Наибольшее влияние на славян оказали Византия, Хазария и скандинавские племена, получавшие на Руси название варягов.
Византийская империя выступала основным торговым партнером славянских племен. Сюда славяне направлялись, чтобы реализовать военную добычу или собранную с подвластного населения дань. Торговля с Византией способствовала разложению родового строя у славян. Со своей стороны славяне являлись неспокойными соседями. Например, князь Олег совершил в 907 и 911гг. походы на империю. Князь Игорь также дважды воевал с Византией. Долгое время с империей воевал князь Святослав.
Хазарский каганат в VII-VIIIвв. Распространил свое влияние на некоторые восточнославянские племена. Северяне и вятичи платили хазарам дань. Хазарское господство, как и византийское соседство доставляло некоторые экономические выгоды. Открывался доступ к богатым ближневосточным, черноморским и каспийским рынкам. Развитие торговли способствовало возникновению первых русских городов: Киева (на месте хазарской крепости Савматас), Тмутаракани, Новгорода.

 

IV. Жизнь, быт, основные занятия,родоплеменные отношения восточных славян.

С древнейших времен до VII в.до н.э. славяне находились на родовой ступени развития (общество, для которого характерно преобладание родовой социальнойорганизации). В основе родового строя лежало объединение родственников, где отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, что не исключало иерархии членов рода по возрасту и физической силе. Во главе рода стояли старейшины. Они решали споры, являлись хранителями родовых традиций. Отношения с чужеродцами регулировал институт кровной мести. Вопросы, касающиеся всего племени, решал совет старейшин. В случае военной опасности выбирался военный вождь – князь. Его власть прекращалась с устранением опасности.

Основными занятиями славян в это время было подсечное или залежное земледелие, охота,рыболовство, бортничество, лесные промыслы.

С VII в. до н.э. начинается постепенный процесс разложения родового строя. Это связано с появлением железных орудий труда. Происходит переход от подсечного земледелия к пашенному1 (плужное), что влечет подъем производства. Трудные условия ведения хозяйства: необходимость расчищать пашни и т.д. не допускали чрезмерного дробления сил. Поэтому сохраняется община, которая постепенно трансформируется из кровнородственной в соседскую общинувервь (при сохранении общинной собственности на землю, хозяйство вели отдельные семьи, получившие у древнихславян название «дым» или «рало»). Типичной формой славянских поселений становятся небольшие деревни.

В VII - VIII вв. власть военных вождей становится постоянной. Совершаются грабительские набеги на соседние племена с целью наживы. Формируются регулярные военные дружины. Славяне переходят на стадию военной демократии.

V. Язычество Восточных славян

“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего не христианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или до мусульманская религия татар. Славяно-русскую часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия ее формирования (IX - X вв.), когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было "волхвы" или "волшебники". В составе всего жреческого сословия было много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители", те, которые должны были предсказывать и своими магическими действиями создавать необходимую людям погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, "волхвы-хранильники", руководившие сложным делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов могут изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы по пережиточным сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях "с золотой сохой" и многочисленными символическими узорами. Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от "ведать" знать), чаровницы, "потворы".
Около полутора столетий (IX-X вв.) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.

К концу X в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшинства и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в IV в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX-X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

Знак Даждь - бога

МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

Фигуры Макошь, вырезанные из кости

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

Симаргл

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь.

В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.

 

Последнее изменение: воскресенье, 18 ноября 2018, 11:37