Россия на рубеже XX-XXI вв.



После распада социалистической системы и распада Советского Союза радикально изменилась геополитическая ситуация в мире. США оказались единственной сверхдержавой, не имеющей адекватного политического и военного противовеса, и могли диктовать свою волю в большинстве регионов мира.Однако события, происходившие на развалинах СССР, приковывали к себе внимание всего человечества.
Углубление экономического кризиса, многочисленные «горячие точки», перераставшие в локальные военные конфликты, социальная напряженность в регионах бывшего СССР угрожали и России и всему миру. В стабильности на пространстве Евразии был заинтересован весь мир.
Перед новой Россией стояли задачи реформирования экономики страны, вывода ее из затяжного кризиса; строительство демократической государственности; сохранение России как федерального союза сотен наций и народностей, входящих в ее состав; наконец, проведение успешной внешней политики, позволяющей России занять достойное место в мире.
Осенью 1991 г. Президент сформировал Правительство во главе с Е.Г. Гайдаром. Новые министры (А. Шохин,А. Чубайс, А. Нечаев и др.) были высокообразованными экономистами, сторонниками политики так называемой «шоковой терапии», что предполагало достижение макроэкономической стабилизации, т.е. равновесия между платежеспособным спросом и товарным предложением. Намечалось единовременно разморозить цены, освободить от ограничений доходы, проводить жесткую кредитно-денежную политику, в сжатые сроки осуществить приватизацию государственной собственности. 2 января 1992 г.был дан старт реформам. Правительство освободило большинство цен от государственного контроля. Резко был ограничен доступ к дешевым банковским кредитам, сократились расходы на содержание армии, социальные нужды. Реформаторы предполагали пятикратный рост цен, однако те подскочили к концу 1992 г. в100-150 раз. Моментально обесценились вклады населения в Сбербанке, что вызывало недовольство и неприятие реформ гражданами страны.
С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всему населению России. С осени 1994г. начался второй этап приватизации – свободная купля-продажа частных и акционированных предприятий по рыночному курсу.
Началось преобразование колхозов в производственные паевые товарищества и фермерские хозяйства. Указом27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» провозглашались принципы многообразия форм собственности на землю, равноправия различных форм хозяйствования.
Реформаторы совершили много ошибок. Прежде всего, они рассчитывали на многомиллионные кредиты Запада (Россия в 1992 г. вступила в Международный валютный фонд), чего не произошло, якобы, из-за неустойчивой политической ситуации в России. Приватизация государственной собственности пошла в интересах чиновников и властных структур, а также мафиозных групп. Более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Повышение заработной платы не успевало за ростом тарифов на перевозку товаров,цен на сырье и энергоресурсы. Надежды на сдерживание инфляции рухнули.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился смещения Гайдара. Они считали возможным и необходимым плавный и сбалансированный переход к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
Переход к рыночной экономике оказался очень сложным, проходил медленными темпами, при всеобщем недовольстве населения итогами приватизации и на фоне острейшей борьбы различных политических сил. Тем не менее, страна сделала главный шаг на пути реформ.
Уже к 1995 г. рыночные механизмы, финансовая и денежная системы в России стабилизировались.Увеличились объемы добычи нефти, выплавки чугуна. Удельный вес сферы услуг в экономике страны вырос с 37% в 1980 г. до 51% в 1996 г. Обеспеченность населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой резко возросла. Так, на сто российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в1998 – 29. Финансовый кризис 1998 г. (результат половинчатой политики Черномырдина) во второй раз обесценил сбережения российских граждан. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявил и о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, возникла нехватка отдельных товаров. Последовала «министерская чехарда». В августе 1999 г. новым председателем правительства был утвержден В.В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.
Экономические проблемы страны на время изменили позиции России в мире. Если в начале ХХ в. страна входила в пятерку промышленно развитых держав, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она занимала 55-ое место, а по промышленным показателям – 95-ое место в мире.
Главной проблемой политического развития России в 90-е гг. являлось жесткое противостояние двух высших институтов основных ветвей власти: исполнительной – в лице Президента и его аппарата, и законодательной – в лице руководства Верховного Совета России.На стороне парламента в этой борьбе выступил вице-президент А.В. Руцкой, а также поддержавший органы законодательной власти председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин. Исполнительная власть была ограничена, а по ряду вопросов даже отстранена органами представительной власти. Президенту Ельцину неоднократно пытались объявить импичмент.
Летом 1993 г.Конституционное совещание подготовило текст Конституции. Контрреформаторские силы (Фронт национального спасения, движение «Трудовая Москва» и др.)инициировали многочисленные митинги и марши протеста, зачастую сопровождавшиеся столкновениями с силами правопорядка и человеческими жертвами.
Политический кризис достиг своего пика осенью 1993 г., когда Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и Съезда народных депутатов и о формировании двухпалатного федерального собрания (Государственной Думы и Совета Федерации).
Указ вызвал ожесточенное сопротивление депутатского корпуса. Последовали события 4 октября, когда с помощью спецподразделений пришлось штурмом брать «Белый дом». Страна была на грани гражданской войны.
В соответствии с ранее принятыми решениями 12 декабря состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу России, а также референдум по проекту Конституции, который был одобрен большинством граждан России. 11 января 1994 г. новый парламент приступил к работе.
Верхней палатой парламента стал Совет Федерации. С середины 90-х гг. в него входили главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Получалось, что в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти, что нарушало принцип разделения властей.Позже такой порядок формирования Совета Федерации будет изменен.
Таким образом, в острой политической борьбе в 90-е гг. была сформирована новая российская государственность в лице правительства, парламента и судебной системы.
Одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед страной в начале 90-х гг., было строительство обновленной Федерации. Усилившиеся национальные движения Татарии,Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию по выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы, распущен Верховный Совет.
Все это заставило центральную власть ускорить заключение Федеративного договора. Он был подписан31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.
Конституция 1993 г.закрепила основные принципы федеративного устройства: государственная целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.
Принятые в некоторых республиках государственные акты противоречили Конституции и федеральным законам и нарушали принципы федеративного устройства России. Правительство Ельцина вынуждено было пойти на ряд уступок.
В результате, в 90-е гг.удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства.
Внешняя политика России выстраивалась параллельно с определением национальных интересов страны.
Поначалу внешняя политика обеспечивала задачу получения международной финансово-политической помощи реформам. Россия взяла курс на установление союзнических отношений с США и развитыми капиталистическими странами. Россия добилась расширения «большой семерки», объединяющей ведущие западные страны до «восьмерки».
Но политика уступок,готовности к компромиссам была воспринята на Западе как слабость России. К 1996г. внешнеполитическая стратегия страны претерпела изменения. Российское руководство объявило о приверженности идее многополярного мира, в котором ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера. Стремление России отстоять свои национальные интересы, занять достойное место в мире встречает зачастую сопротивление Запада и заставляет Россию искать надежных союзников и партнеров.
С середины 90-х гг.усилились политические позиции России на Востоке, особенно после принятия ее 1998 г. в международную организацию стран Азиатско-Тихоатлантического бассейна. Укрепились отношения России со странами так называемого ближнего зарубежья (так называют страны Содружества Независимых государств, СНГ). Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993 г.), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993 г.), Договор о коллективной безопасности (1992-1994 гг.),Договор России и Белоруссии о формировании единого союзного государства (1998г.).
Внешняя политика России в90-е гг. имела как достижения, так и промахи. Россия преодолела прежнюю изолированность от западных стран, активно включилась в деятельность ведущих международных организаций. Заняла центральное место в СНГ. В то же время,западные страны, стремясь расширить НАТО за счет принятия в него бывших советских республик, пренебрегают позицией России.
Все это требует корректировки внешней политики России в целях защиты ее национальных интересов.
В марте 2000 г. Россия обрела своего второго Президента – В.В. Путина. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти в рамках демократической, продолжающей реформы России. Задачи нового Президента – укрепление авторитета государства в жизни общества, обеспечение гражданского согласия и единства России, сильная социальная политика, укрепление обороноспособности страны и ее роли на международной арене. Деятельность Президента Путина находит поддержку в российском обществе и способствует повышению интереса к России в мире.


Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20