Россия во второй половине XIX века

I. Причины и подготовка реформ Александра II.

II. Отмена крепостного права.

III. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.

IV. Контрреформы Александры III.

I. Причины и подготовка реформ Александра II.

 

Причины реформ.

1. Кризис феодально-крепостнического строя оказывал тормозящее влияние на развитие страны.

2. Кризис обострился в результате поражения России в Крымской войне. Уровень технического развития, снабжение, комплектование и вооружение армии не позволили России противостоять западным державам.

3. В течение первой половины XIX века государственными деятелями и представителями общественного движения неоднократно поднимался вопрос о необходимости отмены крепостного права. В ходе Крымской войны среди крестьян,как и во время Отечественной войны 1812 г. распространились слухи об освобождении после войны от крепостной зависимости. Многие крестьяне самовольно шли в ополчение и надежде на освобождение. Устремившихся в Крым пришлось усмирять силой.

4. Кризис феодального хозяйства, отставание России от западных стран, внешнеполитические неудачи порождали постоянное брожение умов, недовольства передовой части российского общества. В следствие названных причин Александр II вынужден был в речи перед представителями московского дворянства в 1856 г. заявить: Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.

Подготовка реформ.

В 1857 г. для разработки крестьянского вопроса был создан очередной Секретный комитет. Однако его предложения касались частных вопросов. В 1857-58 гг. царскими рескриптами создавались в губерниях губернские комитеты из местных дворян, которым было предложено обсудить условия освобождения крестьян. Из губернских проектов наиболее интересными были проекты ПЛ. Гагарина, Позена, Ю.Ф.Самарина, A . M . Унковского. Некоторые авторы, например Гагарин, соглашались дать крестьянам лишь личную свободу, но сохранить всю землю в собственности помещиков, освободить крестьян без земли. Другие, как проект Унковского, напротив, предусматривали освобождение крестьян с землей, но за выкуп. Проект Позена предлагал освободить крестьян с небольшими усадьбами, за пользованием пахотой, землей крестьяне должны были по-прежнему нести повинности: барщину и оброк.

Секретный комитет был преобразован в Главный комитет, который должен был обобщить работу губернских комитетов. В 1859 г. созданы Редакционные комиссии с целью - выработать единые для всей России «Положения» об отмене крепостного права. В этой работе принимали участие не только чиновники, но и общественные деятели. Я И. Ростовцев, Н А. Милютин и др.

II. Отмена крепостного права.

Отмена крепостного права

1. Согласно указанным документам, крестьянам даровалась личная юридическая свобода.

2. Земля объявлялась помещичьей собственностью.

3. Крестьяне получали при освобождении надел земли. Размер надела определялся «добровольными соглашениями помещика и крестьянина. Часто установленные нормы наделов были меньше той земли, которой крестьяне пользовались до реформы. В таком случае от крестьянских наделов отбирали в пользу помещика лишние земли. Эти участки, отошедшие помещикам, получили название «отрезков».

4. Вся земля объявлялась собственностью помещиков, за свои наделы крестьяне должны были заплатить выкуп.

5. До заключения выкупных сделок крестьяне считались на положении временнообязанных: несли в пользу помещиков прежние повинности, которые не отличались от крепостных. Временно обязанное со­стояние крестьян было отменено лишь в 1881 г., то есть через 20 лет.Но к тому времени 80 % крестьян уже заключили выкупные сделки.

6. Выкуп не был равен цене получаемого крестьянином надела. Целью выкупа было не просто заплатить стоимость потерянной помещиком земли, а обеспечить его такой суммой, что если помещик положит эту сумму в банк, то проценты на эту сумму по банковскому вкладу (они составляли 6 % годовых) должны быть равны прежнему оброку, уплачиваемому крестьянином за пользование земле. Выкуп, таким образом, был равен капитализированному оброку. В среднем выкупные платежи превысили стоимость земли по стране более чем в 3 раза.

7. Таких сумм у крестьян на выкуп не было. Государство взялось помочь крестьянам. Казна выплачивала помещикам 80 % размера выкупа. 20 % оставалось заплатить крестьянину. Но крестьяне должны были в течение 49 лет рассчитаться с казной за выплаченные ею 80% суммы. При этом на сумму долга крестьянина каждый год начислялось 6%. В результате крестьяне фактически выплачивали государству суммы, намного превышающие выкупные платежи за землю.

8. В деревне сохранена крестьянская община. Сельские старосты, избираемые крестьянами, были подчинены местной администрации. Община занималась сбором налогов, выкупных платежей с каждого крестьянского хозяйства на условиях круговой поруки. Выкупная земля оставалась в распоряжении общины. В связи с ростом семей община каждые 12 лет производила переделы земли. Крестьянин не мог продать свой надел и покинуть деревню без разрешения об­щины.

Положительные последствия освобождения крестьян

• Крестьяне получили имущественные и гражданские права, личную свободу

• В деревне происходит процесс расслоения крестьян: выделение богатых , сельских буржуа, и обнищавших пролетариев.

• Промышленность получила рынок наемной рабочей силы и средства для развития. Разложение натурального хозяйства сделало внутренний рынок более емким. Новый импульс получает промышленный переворот.

• Формируются новые классы общества: пролетариат и буржуазия

Недостатки реформы

· Условия выкупа земли были крайне тяжелыми, вели к массовому ра­зорению крестьянских хозяйств

· Лишь немногие из помещиков перестраивались на капиталистический лад. Остальные предпочитали вес­ти хозяйство по старинке, используя труд временнообязанных крестьян .

· Сохранение общины, помещичьего землевладения, было тормозом на пути быстрого развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

III. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Включали земскую, городскую, судебную, военную реформы. До крестьянской реформы крестьяне находились в личной и юридической зависимости от помещиков. После реформы помещики лишились административных и судебных функций в отношении крестьянского населения. Прежние органы управления и суда не были приспособлены к решению проблем много-миллионного освободившегося крестьянства, не соответствовали потребностям капиталистического развития. Поэтому встала необходимость реформы местного управления и суда.

В 1964 г. проведена земская реформа - созданы органы местно­го самоуправления в масштабе губернии и уезда. Земства были выборными и всесословными органами. Население уезда избирали раз в 3 года уездные земские собрания. Из представителей уездных земств формировалось губернское земское собрание. Высокий имущественный ценз обеспечил преобладание на выборах в земские собрания дворян.

Функции земств: развитие местного хозяйства, народное про­свещение, медицина, статистика, благоустройство, противоэпидемиче­ские мероприятия. Полномочия земств ограничивались рамками уезда или губернии, не касались политических и любых общегосударственных вопросов. Земства не обладали административной властью, ста­вились год контроль губернской администрации.

По образцу земской, в1874 г. проведена городская реформа. В городах на выборной основе создавались городские думы со сходной системой функций и полномочий.

Земская структура не получила завершения в форме выборных центральных органов власти.

В 1864 г. проведена судебная реформа. Прежние сословные суды упразднялись.

Новые суды строились на следующих принципах:

1. Независимость суда от администрации и полиции. Судья мог быть отстранен от должности только по суду. В суде проводилось предварительное следствие независимо от полиции.

2. Гласность. На судебные заседания был открыт доступ публике и прессе.

3. Состязательность процесса.

4. Введение присяжных заседателей от всех сословий.

5. Бессословность суда.

Судебная система приобрела следующую структуру:

• Мировой суд - для решения мелких уголовных и гражданских дел в уездах.

• Коренной суд - решал более серьезные дела. Делился на 2 ступени:

- окружной суд решал крупные уголовные и гражданские дела.

- судебная палата рассматривала государственные, политические и должностные преступления, апелляции по решениям судов низшей инстанции.

• Суды подчинялись Сенату.

IV. Контрреформы Александра III

В ходе осуществления буржуазных реформ противоборство либералов и консерваторов не прекращалось. Реформы не устраивали радикалов. На их требования более решительных преобразований правительство ответило репрессиями.

В 1870 г. была образована Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Во главе ее поставлен Лорис-Меликов. Он проводил гибкую политику. Борясь с радикальными течениями и организациями, он осуществляет либеральные меры по преодолению произвола местной администрации в отношении земств; смягчение цензуры, предложено создать Подготовительные комиссии» с участием выборных представителей от земств для работы над законопроектами по различным вопросам. Планы Лорис-Меликова получили название«конституции», так как делали шаг к ограничению самодержавия.

Однако после убийства Александра II 1 марта 1881 г. его наследник Александр III отправил Лорис-Меликова в отставку и отверг его проекты. Александр III обнародовал манифест «О незыблемости самодержавия», отразивший новый внутриполитический курс. Идеологами его были обер-прокурор Синода П.Победоносцев, публицист, издатель «Московских ведомостей» Н.Катков; новый министр внутренних дел Д.А.Толстой. Эти деятели отрицательно относились к преобразованиям Александра II, считая их источником революционного движения и угрозой государственному ст рою. Их политика была направлена на нейтрализацию последствий ре форм и получила название контрреформ

В 1882-1884 гг. проведены мероприятия в области печати и школы. Закрыты многие издания, уничтожена автономия университетов, повышена плата за обучение. Начальные школы передавались церковному ведомству.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников. Они выдвигались из числа дворян-землевладельцев . Их задачей было наблюдение за порядком и сбором податей. Они получили право штрафовать крестьян, сажать их под арест, подвергать телесным наказаниям. Их решения обжалованию не подлежали.

В 1890 г издается новое положение о земствах. Его цель - усиление сословного дворянского представительства в земствах и лишение представительства крестьян. Окончательное решение по кандидатурам крестьян принимал губернатор. В 1892 г. по принятому городовому положению усилена власть городского головы. Избирательного права в городскую думу лишились приказчики и мелкие торговцы и другие малоимущие слои города.

Административные меры подкреплялись экономической поддержкой дворянства. После реформы помещики, придерживавшиеся прежних методов ведения хозяйства, разорялись. В 1885 г. учрежден Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий (4,5% годовых) В 1882 г, образован Крестьянский банк. Он скупал по высоким ценам помещичьи земли и перепродавал сельским общинам или зажиточным крестьянам в кредит, начисляя 6,5 % годовых. Дворянам предоставлялись налоговые льготы.

Политика правительства была направлена на нейтрализацию революционного движения в стране. В 1881 г Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение, местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет, предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.

Политика Александра III позволила задержать разорение основной массы русского дворянства, подавить движение революционного народничества в стране, поставить под жесткий контроль либеральную оппозицию. Однако эта политика не могла решить острого крестьянского вопроса: проблему малоземелья, облегчения непосильных выкупных платежей, освободить крестьян от опеки общины. На комплекс пережитков феодализма наслаивались новые противоречия, связанные с развитием встране буржуазных отношений.

Последнее изменение: четверг, 31 августа 2023, 12:34