Об универсальности или общечеловечности разума
Как представители рода Homo sapiens, мы все -
разумные существа. Разум, надо полагать, наша универсальная ценность,
общечеловеческая способность. Почему же он так часто нас не объединяет, а
разобщает, разводит по разным "видам": политическим лагерям,
идеологическим системам, религиозно-культурным сообществам и т. д.? Это тем
более удивляет, что по определению, данному ему еще древними греками, разум
обязывает человека "выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и
делать то, что следует" (Демокрит). Или разум (что-то в разуме) может быть
и неразумным? В духе Маркса, например: разум был всегда, но не всегда в
разумной форме. И действительно, обратившись к литературе, мы найдем, что разум
может быть путаным, разбросанным, жадным, ограниченным, слабым, худым,
диктаторским, но и гибким, тонким, глубоким, мужественным... Выходит,
амбивалентным, двусмысленно-разным.
Разный
разум - это прежде всего разные словесные или понятийно-терминологические
"оболочки" его содержательной субстанции. Неопределенность здесь
огромная даже среди профессионалов. Судите сами. Под разумом понимается:
способность логически и творчески мыслить, мышление как таковое; интеллект в
отличие от чувства; ум, умственное развитие (а это, оказывается, основа
сознательной, разумной жизни); ступень познания, отличная от рассудка; и еще
многое другое. Ясно, что до понимания здесь еще очень далеко. Но мы не будем
углубляться в данный аспект проблемы - он вполне самостоятельный. Выделим то,
что в разуме является наиболее ясным и инвариантным - его логику (логическую
стройность и организованность).
Хотя
логику тоже понимают по-разному. Как разумность (греч. logos - слово, мысль,
речь, разум), как внутреннюю закономерность (логика истории), ход рассуждения
(детская логика), как науку о законах и формах мышления. Нам, естественно,
больше подходит последнее понимание или определение, тем более что
профессионально его уточняют как науку "об общезначимых (курсив наш. -
П.К.) формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой
области знания" .
Логический строй, логическую изотропность мышления, в свете сказанного, можно
с полным основанием считать общечеловеческой ценностью. Но только, подчеркнем
это еще раз, универсальность или общечеловечность логики нужно и будем понимать
в одном, может быть и узком, но зато вполне определенном смысле - как
универсальность основных законов логики. Их не так уж и много, чаще всего
ограничиваются четырьмя: законом тождества, законом противоречия, законом
исключенного третьего и законом достаточного основания. Закон тождества
запрещает подменять понятия, т. е. нарушать определенность (устойчивость,
постоянство, содержательное "равенство") мысли о каком-либо предмете
в процессе рассуждения о нем. Закон противоречия (непротиворечия) говорит о
том, что две противоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время
и в одном и том же отношении. В трактовке Аристотеля: "Невозможно, чтобы
одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же
смысле". Закон исключенного третьего гласит, что в одно и то же время и в
одном и том же отношении истинной оказывается одна из двух отрицающих друг
друга мыслей. В соответствии же с законом достаточного основания, всякая
истинная мысль должна обосновываться лишь такими мыслями, истинность которых
уже доказана. Лейбниц Г.В., который и открыл этот закон, выразился на сей счет
так: "Все существующее имеет достаточное основание для своего
существования".
Несоблюдение или нарушение законов логики в процессе коммуникации делает
нас непонятными не только для других, но и для самих себя. И наоборот, при
соблюдении законов логики наш мыслительный процесс обретает должную
последовательность и стройность, наши мысли, доводы, аргументы становятся более
четкими и убедительными, повышается вероятность быть понятыми и принятыми
другими. Разумеется, логические законы - не гарантия и не панацея. Понимание и
взаимопонимание, успех коммуникации в целом зависят от многих факторов. Логика
- один, хотя и очень важный среди них. Это, скажем так, формально-правильная
сторона, а лучше - опора человеческой коммуникации. Здесь можно провести прямую
аналогию с правилами грамматики. Их соблюдение необходимо в любом литературном
творчестве, но вряд ли там они значимая составляющая.
Рассматриваемые нами законы логики элементарны. То есть они относятся к
основам, которые должен знать и, главное, соблюдать каждый независимо от
расовой, национальной, религиозной или любой иной принадлежности. Это как
дважды два - четыре. Во всех умах и культурах такое сложение-умножение
непременно дает четыре, а не, скажем, пять или семь.
Упор,
который создают логические законы для человеческой коммуникации, сам в свою
очередь подпирается предметной логикой практического бытия людей. Эти законы и
появились (закрепились) в сознании человека в результате аксиоматического
отражения каких-то постоянных зависимостей его практической деятельности. У
предметной логики человеческого бытия могут быть, да и есть свои культурные
нюансы. Где-то больше сотрудничества, синергии, а где-то - конкуренции,
стремления к индивидуальному успеху. Однако прямая противоположность, как у тех,
кто, скажем, разводит по разные стороны баррикад практику Запада и практику
Востока, ей просто противопоказана. "Все наоборот" - это для
Зазеркалья, а не для реального жизненно-практического мира человека.
Зазеркальная логика, стань она логикой практики, напрочь перечеркнула бы всякую
коммуникацию между людьми. Но ведь этого не происходит. Напротив, потенциал
общения в современном мире даже возрастает.
Конечно, можно все оспаривать. И вслед за О.Шпенглером, считавшем, что
каждая культура имеет свою собственную математику, настаивать на различных для
разных культур логиках (законах логики). Но, видимо, это идея слишком
радикальна, чтобы быть реальной, да и пример несостоявшегося заката Европы по
Шпенглеру заставляет нас быть в своих предположениях более сдержанными, не
столь категоричными.
В
основе универсальности и единства логики, логических законов лежит не только
сходная жизненная практика, но и номологическое (гр. nomos - закон) единство
мира. В конечном счете логика его и отражает. Закономерную внутреннюю
сцепленность или интегрированность мира трудно отрицать. В действительности
связаны, и очень прочно, даже полюса. Пропастей и пустот, не подвластных
действию законов, мир, в котором мы живем, скорее всего, не содержит. Да и как
бы мы о них узнали, если бы даже захотели. Ведь по-настоящему узнать - значит,
объяснить. А объясняем мы, лишь подводя под какие-то законы.
Номологическое единство мира можно, следуя Хабермасу, назвать
"мировой перспективой", в рамках которой самоопределяется важная для
коммуникативного взаимопонимания система отсчета, состоящая из
"существующих обстояний вещей"11.
Ближайшим образом опора на логическую универсальность (логическое
единство) разума оборачивается рационализацией, рациональной мотивированностью действий
и взаимопонимания субъектов коммуникации. В более отдаленной перспективе
рационализация освобождает коммуникативные интеракции, т.е. общение между
людьми, от всех форм принуждения, кроме одной - принудительной силы
аргументации.
Общечеловеческие ценности - из чего и как
они растут
Не отказывая в праве на существование
рассмотренным выше подходам и интерпретациям (в каждой из них есть свои
привлекательные стороны), мы в то же время намерены предложить собственную
точку зрения на формирование и обоснование общечеловеческих ценностей, их
социально-онтологического статуса. И не просто собственную, но иную. Надеемся,
не наоборот: любую иную, чтобы только собственную. На макро-, хотя, видимо,
точнее было бы сказать мегауровне социального бытия общечеловечность
зачинается, растет и вырастает в точках взаимопонимания двух и более культур,
цивилизаций. Это взаимопонимание как раз и принимает форму общечеловеческих
ценностей.
В так
понимаемых общечеловеческих ценностях нет и не может быть никакой предзаданности
или положенности, никакой внешней, направляющей и подтверждающей, инстанции.
Они устанавливаются на манер правил игры, но не до, а в процессе самой игры.
Игра здесь - диалог. И даже не диалог (гр. di - двойной: две цивилизации), а, в
перспективе, полилог (poly - много: более двух цивилизаций). От точки (точек) к
узлу (узлам) взаимопонимания - такова в первом приближении схема генезиса
общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности - яркий пример переворачивания
макро-микроуровневых детерминационных зависимостей истории. Взаимопонимание
является основой общечеловеческих ценностей (они им взращиваются) - это,
естественно, макроуровень. На микроуровне же все обстоит с точностью до
наоборот: общечеловеческие ценности выступают в качестве основы-единства
взаимопонимания (как сущностной характеристики индивидуально-человеческой
коммуникации). Иначе говоря, продукт производства макроуровня уходит в
основание, становится основой воспроизводственного процесса микроуровня.
Полилогическое взаимопонимание цивилизаций, конституирующееся как
общечеловеческие ценности, мощно подстегивается в последнее время рядом
факторов. Остановимся только на двух из них. Для прояснения вопроса этого
вполне достаточно.
Фактор
первый - экологический. За ним стоят уже обозначившаяся исчерпаемость многих
природных ресурсов, бурный рост населения Земли, предельно (на пределе) опасное
загрязнение окружающей среды, вирусная "бомбардировка" иммунной
системы человеческого организма, и многое-многое другое. Но в нашем контексте
важно подчеркнуть другое: экология высветила или обозначила перспективу
пределов человеческого развития в целом. Прежде всего, конечно, развития
материального, но и духовного тоже. По отношению к экологии можно судить об
исторической серьезности (зрелости и перспективности) любой цивилизации. Не
пройдя тест на экологию, можно не беспокоится уже обо всем остальном: конец в
любом случае один - печальный. Наши экологические опасения тем более оправданы,
что, с известными оговорками, экология может рассматриваться как парадигма всех
так называемых глобальных проблем: войны и мира, демографической геополитики,
терроризма и т. д. Хотя не будет преувеличением сказать, что глобальны все
фундаментальные проблемы человеческого бытия.
Фактор
второй - эпистемологический или когнитивный. Это историческая востребованность
сознания, сознательности, сознательного отношения к жизни. Дело в том, что
человечество, кажется, уже не может позволить себе роскошь - развиваться
стихийно, а следовательно безоглядно, нет - бесперспективно, так как
оглядываться теперь нужно больше на будущее, чем на прошлое. Право на ошибку
было у человечества, когда оно сидело в разных (многих) лодках. Ну, подумаешь,
одна перевернулась. Остальные же могут продолжать движение вперед. А теперь
лодка одна, притом явно не Ноева. И потому нет права на ошибку - перевернемся
сразу все и навсегда. Нужно переломить, срочно и решительно, сложившуюся
бездумную тенденцию развития - она ведет нас в тупик.
Основной итог нашего анализа общечеловеческих ценностей, видимо, таков: никто не сможет убедить нас, что их нет или не должно быть, что они нереальны, что это выдумка просветителей и гуманистов. Более того, именно современный мир стал ближе к ним. Ближе - по сравнению с предыдущими эпохами или стадиями развития. Планка общечеловечности уже не кажется сегодня непокоримой. Хотя по-настоящему мир общечеловеческой размерности только-только зарождается.
Социально-онтологический ресурс общечеловеческих ценностей, несмотря на
непроявленность многих его генетических и структурно-содержательных элементов,
вполне достаточен для формирования надежного коммуникативного взаимопонимания
между людьми.