Другой примечательный конкретно-онтологический подход к структуре бытия в его диалектике – субстанциональный.

При анализе субстанции (единого во многом) бытия и на Востоке, и на Западе выделены были три основных составляющих, субстрата бытия, вокруг которых было много споров, но часто эти три составляющих сводились только к двум типа: «материя и душа», «бытие определяет сознание», и также к спору о том, что из этой диады первично, и на каком основании так считается. Между этими началами есть нечто единое, есть и как минимум три большие, подчас загадочные разницы. Эти три субстанции вида: тело, жизнь, дух.

Под телом (древнегреческ. ςαρξ – физичесое тело, в отличие от ςώμα – тело живого субъекта, сотнесенное с душой), вещностью, вещественностью (древнегреческ. hyle, произносится хюле или гиле; латинск. materia; церковнослав. прах, тлен), телесностью, материальностью в современной философии обычно понимается субстрат физического тела, вещество, материальная, эссенциальная, протяженная, имеющая массу вещь как нечто объективно физическое, сводящееся к субстанции, единому во многом. Дву- и более-смысленность термина тело в русском языке автором статьи в «Новой философской энциклопедии» представлена по применению содержательно. Но это же можно сказать и о понятии вещи. Древний гилозоизм в современной русской речи сохраняется и вряд ли удастся упорядочить применение таких амбивалентностей.

Наиболее характерными видами телесной субстанции в истории философии, которые были названы мудрецами древности, являются: дхармы (одно из толкований, в Индии); дао (одно из толкований, в Китае); вода (Фалес Милетский); земля и вода (Парменид); воздух (Анаксимен, Эмпедокл); апейрон (Анаксимандр); огонь (Гераклит Эфесский); атом (Демокрит); модуль, число, пропорция (Пифагор, а также древние китайцы в ассортименте, например, пятичленка: земля, вода, воздух, огонь и средина/навоз).

В современной картине универсума в качестве конечной субстанции обнаружен импульс (Утияма Рёю. К чему пришла современная физика. М.: Знание, 1986. С.179-208). Но мы видим, что некоторые мыслители признавали одно и только одно начало – монисты, другие признавали два – дуалисты, третьи еще больше – плюралисты.

Под жизнью (древнегреческ. bios; латинск. vita для животных, vegetatio для растений; церковнослав. плоть), вегетативностью, витальностью в философских системах обычно понимается способность субстанции к рекреации, креативности, – к восстановлению, размножению, самовоспроизводству. «Жизнь, – пишет Л.И.Корочкин, – специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов:

1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; самовоспризведением в соответствии с этой программой». Философский аспект проблемы жизни ставит много естественнонаучных проблем, которые подчас еще даже не сформулированы с полной определенностью.

Так, например, не определены еще основания жизни как по происхождению, так и по содержанию  энергетических источников, каналов поддержания, центров координации, импульсов и закономерностей. Много вопросов по философской сущности жизни возникает даже в очень простых ситуациях. Например, если функционирование жизни связано с определенной организацией материи, то это еще что такое? А что такое организация

А отчего весной расцветают цветы и начинаются кошачьи концерты, собачьи свадьбы, глухариные тока и т. п.?

Вот ещё удивительные феномены к вопросу о свойствах витальности:

размельченный морской еж способен вновь частично собраться в прежний организм;

хвосты ящериц, клешни крабов, раков способны отрастать, регенерировать утраченные фрагменты, конечности, видимо, под воздействием какого-то внешнего суперпрограммного фактора стоящего над индивидуальным организменным развитием;

существует вроде бы и закон всемирного тяготения, но растения растут ввысь вопреки его предписаниям валиться под собственной тяжестью, а подсолнечник и многие другие гелиотропы очень пластично поворачиваются вслед солнцу, чего нельзя сделать с помощью физических, гравитационных усилий, не навредив);

хрупкие шампиньоны вздымают мощный пласт асфальта и пробивают в нем выходы (собственное наблюдение);

с элегантной легкостью достаточно громоздкие представители кошачьих буквально без разбега взмывают на невиданную физическую высоту и приземляются довольно точно;

возможно, даст себя проявить на этапе большего продвижения в разрешении проблемы сущности жизни заманчивый, но пока гипотетический, если не мифический феномен левитации...

Носителя витальности у человека обычно (не будем настаивать, что это правильно, но смотря в рамках какой концепции или ради какой потребности рассматривать) принято называть душой. Следует отметить, что так называемая душа, (древнегреческ. psyche, латинск. anima) в том числе человека, скорее всего является носителем или выразителем именно в разной степени развитой и представленной витальности. Витализированную телесность человека иногда именуют соматикой.

Нам представляется важным напомнить, что отдельные особи вида человек обладают феноменальной витальной живучестью: судя по легенде о живучести тела убиенного Григория Ефимовича Распутина (Новых), его тело обладало таковой.

Другим примером для размышлений на эту тему являются эпические циклы поверий и представлений о вампирах, вурдалаках и т.п. Возможно, здесь имеются в виду обездушенные и лишенные черт, которые мы относим к духу (см. ниже), тела людей и животных, организм которых наблюдаемо ведет одно только  витальное функционирование.

Для различных сообществ да и для всего человечества в целом задача укрепления и универсализации витальной живучести (хотя бы на вампирском, или как еще можно сказать, на уровне зомби) стала поистине феноменально: остро стоит замена органов, крови еще вполне душевно и духовно состоятельных людей. Здесь возникают сопутствующие философские ситуации, например, проблема эвтаназии.

Под духом (древнегреческ. pneuma – собственно дух, noos, или nous – мысль, разум в широком смысле; латинск. spiritus – дух, mens – мысль, мозг; церковнослав. твар, творение), тварностью во многих философских, христианских, теологических, мистических системах понимается достаточно автономная бестелесная, не имеющая массы, мыслящая, всё пронизывающая и не знающая темпоральных ограничений крупица и искра высочайшего вселенского началия.

А.Л.Доброхотов в той же «Новой философской энциклопедии» определяет дух как: «1) высшая способность человека, ... играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души; идеальная, правящая универсумом сила к которой человек может быть акивно и пассивно причастен».

Почему играет роль? Кто режиссер? Почему только человека способность? А до человека? Но сели человек   возник, значит, она была тоже? В какой форме. Почему дух связан с душой, да еще и человека?..

Да сочтутся эти и фонтан других замолчанных вопросов не за придирчивую укоризну автору: статья, как никогда на эту тему, содержательна и взвешена, заслуживает самой высокой оценки. Но не решить нам всех проблем. Всех проблем. Всех проблем.

В христианстве духовное начало, имеющее отношение к человеку, иногда изображается в виде ангелов-хранителей человека (отдельно от души!), которые, по словам Иисуса «на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»  (Мф. 18:10).

Таким образом, возникает соображение, что ангелы в смысле субстанции еще бесплотнее, безвременнее и безобъемнее, чем вегетативные, витальные принципы.

Не поэтому ли в Средние века иногда проводились научные конференции на тему: сколько ангелов может разместиться на минимальной, нулевой, площади, например на кончике иглы, или, к примеру, может ли всемогущий Вседержитель (Цбаот, Саваоф) создать такой камень, который сам поднять не сможет.

От имени и по поручению предлагается такой ответ: Уже создал, поднимать не будет, на то есть херувимы и прочие работники, продолжение, овеществление и представительство Его могущества.

Но часто именно дух путают с чем-то пониже, то есть с душой, или синтезируют из них нечто свое, концептуальное, называя всё это или духом. или душой. или психикой. В принципе с философской точки зрения  целесообразно, если не необходимо, дух, определяемый тварностью, отличать от души, определяемой витальностью и вегетативностью, а субстанциально – сводить его к бестелесным и бесплотным, но для наглядности изображаемым очень симпатичными существами, началам – ангелам.

Их бесплотность, безвещественность действительно роднит их с импульсами, измерение которых состоит из элементарных измерений единицы длины (в лучшем случае пространства) в единицу времени.

Соматика человека является, пожалуй, виртуальным сосудом, который наполняется всеми тремя субстанциальными началами.

Эти три философски значимых начала являются диалектически неразрывными, но автономными, имеющими собственную, а не атрибутивную человеку и иже с ним,  сущность.

При этом у разных мыслителей эти структуры представлены в разных пропорциях: то вообще трактуется, что человек произошел от обезьяны, а обезьяна из коацерватной лужи, то, наоборот, что тело – темница души, а душа – темница духа. Где же правда?

Действительно, в человеке в той или иной степени присутствуют обычно три начала:

тело – физические качества;

жизнь – витальные качества (душа, психика?);

духовность – трансцендентные и (или) трансцендентальные качества, то есть качества, привносимые из внешних для тела и организма человека и полагаемых высшими, источников.

Соотношение между ними в разных философских системах трактуется по-разному.

Так, по Платону, тело – темница души, душа – темница духа, стремящаяся ввысь, вширь, слиться с универсумом в нирване или в навозе. Взаимоотношения между этими парами по Платону, напоминают взаимоотношения мустанга и ковбоя, или, как распространено считать,  лошади и всадника.

Главная задача человеческого бытия – определить его смысл.

Считается практически единодушно, что, если человек знает пути очищения в себе высшего духовного начала и его развития, то он свят или на пути к святости, если он этим совсем не интересуется, то он грешен.

Но практически любой человек чувствует святость у других. Но решение проблемы святости сопряжено со многими трудностями. Есть религиозные секты, которые признают спасителем мира даже Иуду. За что? Он унизился сам до предательства, возвысив, тем самым, божество. Наши цари иногда тоже себя унижали, подписывая указы уничижительными титулами, ползая на коленках до Александровской слободы Владимирской области. Иисус провозгласил, что Отцу нашему Небесному один раскаявшийся грешник дороже 99 праведников. Почему так высоко ценимы бывшие грешники? За способность постичь суть бытия? А если симулируют?..

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:21 PM