3. 10. Серебряный век русской культуры. 

 С 90-х годов XIX в. русская культура переживала мощный интеллектуальный подъем. Это время было представлено не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и было названо серебряным веком. Произошел отход от канонов классического искусства и начался поиск новых форм, более утонченных и элитарных. Деятели серебряного века творили символами, считая, что их творчество могут понять только гении. В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Идеологом символизма считают Д.С. Мережковского, который выступал за «чистое искусство», мистический сюжет и мессианскую роль культуры. К символистам относились В. Брюсов, Ф Сологуб, З Гиппиус, А. Белый. На смену символизму приходит акмеизм (высшая степень чего-либо), представителями которого были поэты Н Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М Кузьмин. Акмеисты провозглашали возврат от символических образов к материальному миру, к точному значению слов. 

 Представители русского футуризма призывали к бунту против мещанской обыденности и к радикальному изменению языка (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский). Одним из важных культурных центров становится Абрамцево – усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. В 1843 г. Абрамцево приобрел С.Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и др. В 1870 г. после смерти Аксакова Абрамцево переходит к С.И. Мамонтову и становится одним из центров художественной жизни России. Здесь работали В. Васнецов, К. Коровин и многие другие художники. В усадьбе была открыта общеобразовательная школа для крестьянских детей, керамическая мастерская М. Врубеля, здесь при участии Ф. Шаляпина и К. Станиславского устраивались любительские спектакли.

 Наряду с Абрамцевым важную роль культурного центра играло творческое объединение поэтов-символистов и художников «Мир искусства» (1898-1924), созданное в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Деятельность центра протекала под лозунгом «искусство для искусства», для которого характерна утонченная декоративность, стилизация. Заслугой «Мира искусства» было создание новой книжной графики. На смену практической живописи передвижников, где все направлено против чего-либо, в защиту кого-либо, приходит беспредметная живопись, ориентированная на решение живописных проблем. Русское искусство серебряного века начинает опережать европейские художественные школы в своих новаторских исканиях. В России открываются выставки западноевропейских художников (импрессионистов, кубистов, фовистов и т. д).

 Заметным явлением в русской живописи стал авангард. Крупнейшие его представители:

– основоположник и теоретик абстрактного искусства В. В. Кандинский (1866-1944);

 К. С. Малевич (1878-1935) – открывший теорию супрематизма (высшей реальности – «Черный квадрат»);

 Для серебряного века характерно еще одно явление – меценатство. Российский предприниматель, купец П.М. Третьяков (1838-1898), собиратель произведений русской живописи, постоянный заказчик передвижников, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве. С.И. Мамонтов (1841-1918) основал в Москве частную русскую оперу. Поддерживал русских живописцев. Меценатом Московского художественного театра был промышленник С. Т. Морозов (1862-1905). 

 В архитектуре утверждается стиль модерн, в котором здание функционирует с позиции красоты. В оформлении используются: асимметрия, декоративная отделка в оформлении фасада. Русский модерн определялся творчеством Ф.О. Шехтеля.

 Значение серебряного века состоит в том, что впервые Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и музыке.

                                                                                                                                                                             Иллюстративный ряд

                                                                                                                                  Архитектура модерна                                                            архитектура модерна

                                                                                                                                                             Интерьер в стиле модерн

                                                                                                                                                              фасад

                                                                                                                    Петербургская мадонна.  В. Петров-Водкин                                                                 Петербургская мадонна. В. Петров-Водкин

                                                                                                                             Великий постриг. М. Нестеров                                                                Великий постриг. М. Нестеров

                                                                                                                              Демон сидящий. М. Врубель                                                                                Демон сидящий. М. Врубель

                                                                                                                              Композиция. В. Кандинский                                        Композиция. В. Кандинский

                                                                                                                   Видение отроку Варфоломею. М. Нестеров                                                                                  Видение отроку Варфоломею. М. Нестеров

Последнее изменение: четверг, 10 января 2019, 09:34