3. 8. Русское Просвещение.
3. 8. Русское Просвещение.
Русское Просвещение можно разбить на два этапа: самый конец XVII в., представляющий собой переходную эпоху, и XVIII в., собственно Просвещение, начало которого ознаменовали реформы Петра I, продолженные Екатериной II. Огромная заслуга Петра I в том, что он привил мысль о необходимости образования. Во времена его правления открываются учебные заведения: навигационная и артиллерийская школы, медицинская, цифирные школы в губерниях. В 1708 г. был введен гражданский шрифт. В середине XVIII в. формируется система закрытых учебных заведений для дворянских детей.
Начало Просвещения во многом связано с именем ученого и литератора М. В. Ломоносова, по инициативе которого был основан Московский университет (1755). В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей – Кунсткамера. Итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук. Европеизация коснулась и быта: летоисчисление от Рождества Христова (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя. Преобразования коснулись лишь дворянства, почти не затронув простой народ. Таким образом, в эпоху Петра начался раскол общества и культуры на западную европейскую и народную, крестьянскую культуру.
Известными просветителями были: А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, В.Н. Татищев, А.Н. Радищев.
Правление Екатерины II называют «золотым веком» в русской истории. За 34 года ее правления строились по плану города, здания, мостились улицы, в стране открывались новые учебные заведения, проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей». XVIII – начало XIX в. характеризуются двумя большими достижениями мирового уровня: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Архитектурный стиль барокко России XVIII в. определяли зодчие: В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском Селе). В стиле строгого классицизма творили зодчие: В.И. Баженов (Большой Кремлевский дворец, ансамбль Царицыно). Архитектура высокого классицизма нашла отражение в замыслах русских зодчих: О. И. Бове, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова.
Высокого развития достигает портретное искусство, а работы выдающихся художников того времени известны далеко за пределами России. Это – Ф. С. Рокотов, Д. М. Левицкий, В. Л. Боровиковский.
Иллюстративный ряд
Портрет Петра I
Портрет Екатерины II. Д. Левицкий
Портрет Урсулы Мнишек. Д. Левицкий.
Портрет М. И. Лопухиной. В. Боровиковский
Портрет А. П. Струйской. Ф. Рокотов
Портрет Меншикова