3. 7. Культура Нового времени. Западноевропейское Просвещение.
3. 7. Культура Нового времени. Западноевропейское Просвещение.
Четких границ между эпохой Возрождения и новым временем не существует. Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX.
Период нового времени охватывает два различных этапа:
1) почти весь XVII в. – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование научной картины мира;
2) завершается стадия мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, стремление к свободомыслию и просвещению;
Можно выделить следующие характерные черты культуры нового времени:
1) Антропоцентричный характер европейской культуры, где во главу угла ставится отдельная личность и в результате этого усиливалось внимание к внутренней душевной жизни человека. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности, права человека на удовлетворение «естественных» интересов, на удовольствия и радости, право на свободу. Свобода личности стала основной ценностью западной культуры. Нововведением европейской буржуазной культуры является общая ориентация на изменение привычного образа жизни и мыслей, стремление к предприимчивости и творчеству. В это время происходит разделение политической и духовной власти.
Эпоха Просвещения – это вторая половина XVII - XVIII вв.
В этот период человек обретает опору внутри себя, понимая свою самоценность. В начале XVIII в. процесс секуляризации – отделения государства от церкви – принимает широкие масштабы. Распространение идеалов протестантизма, развитие естествознания, интерес к научному и философскому знанию выдвигают новое отношение к Богу, обществу, государству, к другим людям, и к самому человеку.
Эпоху Просвещения можно назвать «золотым веком утопий». Просвещение включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему, преобразовывая политические и социальные устои. Просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривают Бога в качестве разумной первопричины мира, а естественные потребности человека в качестве регулятора социальных отношений в историческом процессе. Просветители выступали за равенство всех перед законом, лишения церкви светской власти, поддержки науки и техники, неприкосновенности собственности. Основной мыслью просветительских теорий была вера во всесилие разума. Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтесекье, К. А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г. Лессинг, И. Гердер в Германии.
В эпоху Просвещения развиваются все жанры литературы и искусства.
Барокко – странный, причудливый стиль, зародился в Италии, Франции, Германии. Этот стиль характеризуется сложной динамичной композицией, совмещением реального и фантастического. Стиль барокко сменяет рококо, зародившийся во Франции. Его характеризуют изысканные причудливые формы, стилизованный орнамент, легкость, игривость, создающие ощущение праздности, беззаботности. Он выражал вкусы части аристократии и дворянства. Наиболее полно отразил дух эпохи классицизм, что значит «образцовый». Этот стиль обратился к наследию античности как к норме и образцу. Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить возвышенные чувства и переживания. Во главе этого направления стоял Никола Пуссен. Сентиментализм провозглашал естественные чувства, ему свойственна чрезмерная чувствительность, сострадательность.
Эпоха Просвещения явилась начальным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы жизни. Цели и идеалы Просвещения – свобода, счастье людей, знаменитое вольнодумство, неприятие догм.
Иллюстративный ряд
И я в Аркадии. Никола Пуссен.
Смерть Германика
архитектура барокко
архитектура классицизма
Праздник любви. Антуан Ватто
Стиль рококо в интерьере