3. 7. Культура Нового времени. Западноевропейское Просвещение.

 Четких границ между эпохой Возрождения и новым временем не существует. Эпоха нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX.

  Период нового времени охватывает два различных этапа:

1) почти весь XVII в.  господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование научной картины мира;

2) завершается стадия мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, стремление к свободомыслию и просвещению;

Можно выделить следующие характерные черты культуры нового времени:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры, где во главу угла ставится отдельная личность и в результате этого усиливалось внимание к внутренней душевной жизни человека. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности, права человека на удовлетворение «естественных» интересов, на удовольствия и радости, право на свободу. Свобода личности стала основной ценностью западной культуры. Нововведением европейской буржуазной культуры является общая ориентация на изменение привычного образа жизни и мыслей, стремление к предприимчивости и творчеству. В это время происходит разделение политической и духовной власти.

 Эпоха Просвещения – это вторая половина XVII - XVIII вв.

В этот период человек обретает опору внутри себя, понимая свою самоценность. В начале XVIII в. процесс секуляризации – отделения государства от церкви – принимает широкие масштабы. Распространение идеалов протестантизма, развитие естествознания, интерес к научному и философскому знанию выдвигают новое отношение к Богу, обществу, государству, к другим людям, и к самому человеку.

 Эпоху Просвещения можно назвать «золотым веком утопий». Просвещение включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему, преобразовывая политические и социальные устои. Просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Они рассматривают Бога в качестве разумной первопричины мира, а естественные потребности человека в качестве регулятора социальных отношений в историческом процессе. Просветители выступали за равенство всех перед законом, лишения церкви светской власти, поддержки науки и техники, неприкосновенности собственности. Основной мыслью просветительских теорий была вера во всесилие разума. Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтесекье, К. А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г. Лессинг, И. Гердер в Германии. 

 В эпоху Просвещения развиваются все жанры литературы и искусства.

Барокко – странный, причудливый стиль, зародился в Италии, Франции, Германии. Этот стиль характеризуется сложной динамичной композицией, совмещением реального и фантастического. Стиль барокко сменяет рококо, зародившийся во Франции. Его характеризуют изысканные причудливые формы, стилизованный орнамент, легкость, игривость, создающие ощущение праздности, беззаботности. Он выражал вкусы части аристократии и дворянства. Наиболее полно отразил дух эпохи классицизм, что значит «образцовый». Этот стиль обратился к наследию античности как к норме и образцу. Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить возвышенные чувства и переживания. Во главе этого направления стоял Никола Пуссен.  Сентиментализм провозглашал естественные чувства, ему свойственна чрезмерная чувствительность, сострадательность.

 Эпоха Просвещения явилась начальным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы жизни. Цели и идеалы Просвещения – свобода, счастье людей, знаменитое вольнодумство, неприятие догм.

                                                                                                                                                                        Иллюстративный ряд                                                                                                                                 

                                                                                                                     И я в Аркадии. Никола Пуссен.            И я в Аркадии. Никола Пуссен.

                                                                                                                             Смерть Германика

                                                                                                                                                              Клятва Горациев.

                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                          архитектура барокко                                  архитектура барокко

                                                                                                                                                                                  архитектура классицизма

                                                                                                                                                                                                                архитектура классицизма

                                                                                                                                                                                     Праздник любви. Антуан Ватто                        Праздник любви. Антуан Ватто

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                               Стиль рококо в интерьере                                      стиль рококо в интерьере

                                                                                                                                                                                                                

Последнее изменение: четверг, 27 декабря 2018, 12:25