1.5. Формы культуры. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют формы культуры:

а) элитарная культура создается элитой, т.е. той частью общества, которая наиболее способна к созданию духовных ценностей. Иначе элитарную культуру называют высокой культурой. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный класс. Элита обеспечивает обществу прогресс, поэтому и искусство должно быть ориентировано на интересы высшего общества. Основные элементы элитарной концепции культуры содержались в философских теориях Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Шопенгауэр в своих теориях делит человечество на две части: людей «гениев», способных к художественному творчеству, и людей «пользы», ориентированных на практическую деятельность. В культурологической концепции Ницше элитарная концепция проявила себя в идее «сверхчеловека». По мнению Ницше, этот человек наделен уникальным эстетическим чувством. Элитарная культура творится профессионалами и направлена на подготовленную публику.

б) массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) стали доступны всем социальным слоям. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура, но у нее самая широкая аудитория. Она удовлеторяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, потому образцы ее быстро теряют популярность.

в) народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Популярная культура отражает сегодняшний быт, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Аудиторией народной культуры всегда было большинство общества. Так было раньше, но ситуация меняется в постиндустриальном обществе.

Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, социальных, демографических, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – это в чем-то ограниченная культура определенной социальной группы или этноса (цыгане, заключенные, пожилые люди, дети). Субкультуры дают входящим в них людям доступные для них средства самопознания и самоутверждения. При этом особым образом осмысляется и мир в целом. Характерными чертами субкультуры являются:

а) «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т. д);

б) манера поведения (походка, мимика);

в) жаргон;

Контркультура – это совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящей этой культуре. Сторонники концепции контркультуры отрицают индивидуально-личностный принцип в качестве высшей ценности, отказываются от христианской строгости в области семейно-брачных отношений, снимают запреты с эротической сферы, возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпровождение. Носителями контркультуры оказалась молодежь индустриально развитых стран, а наиболее известные представители – «хиппи», «панки» – вошли в историю как яркие примеры молодежного протеста против ценностей взрослых.

Последнее изменение: среда, 3 октября 2018, 11:44