СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика

I.Причины и сущность новой экономической политики.

II. Идеологическое осмысление Нэпа.

III. Противоречия и кризисы Нэпа.

IV. Образование СССР

V. Внешняяполитика СССР в 20-е годы.


I. Причины и сущность новой экономической политики

К концу 1920 г. Советская Россия переживала острый экономический кризис, вызванный большими потерями за годы I мировой и Гражданской войн, общий экономический ущерб от которых оценивался в размере более 50 млрд. золотых руб. Крупная промышленность России в это время производила продукции почти в семь раз меньше, чем в 1913 г., грузооборот железных дорог уменьшился более чем в четыре раза. Велики были людские потери:в боях, от ран, голода,болезней, красного и белого террора погибли не менее 10 млн. человек.

Миллионы крестьян, принявших участие в Гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой «военного коммунизма». Но правительство по-прежнему настаивало на сохранении чрезвычайных мер по отношению к крестьянам, постоянно призывало их исправно выполнять требования продразверстки по поставкам хлеба в города,обещая позже вернуть им все долги.

В ответ на это по всей стране вспыхнули антиправительственные восстания, грозящие перерасти в крестьянскую войну. К весне 1921 г. в этих стихийных выступлениях участвовало до 200 тыс. человек. Партизанская война и бандитизм охватил почти все губернии. Самый крупный мятеж произошел в Тамбовской губернии (Тамбовский или Антоновский мятеж). Число восставших к февралю 1921 года достигло 30 тыс. человек. На подавления восстания было брошено 50 тыс. солдат и применили химическое оружие.

Большую опасность для советской власти представляли выступления рабочих в городах. В феврале 1921 г.после объявления о сокращении хлебного пайка для рабочих на треть в Петрограде были организованы забастовки и демонстрации работников Трубочного, Патронного,Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик. Советская власть теряла свою главную социальную опору в лице рабочего класса.

Однако самым опасным для власти являлся Кронштадтский мятеж. Восстание началось 1 марта 1921 года. Восставшие овладели крепостью и кораблями. Они выдвинули лозунг “Вся власть советам а не партиям”, “Долой правую и левую контрреволюцию”. Главной мишенью были большевики, которым предлагалось отказаться от власти. В крепости насчитывалось 20 тыс. матросов и 3 тыс. рабочих. Только ценой огромный потерь восстание удалось подавить. Подобные выступления намечались в Смоленске и Нижнем Новгороде.

В самой партии большевиков не было единства. Среди лидеров партии прошла так называемая дискуссия о профсоюзах”: о роли и месте профсоюзов в управлении промышленностью. Партия оказалась на грани раскола. Таким образом, власть большевиков оказалась под угрозой. Переход к новой экономической политике (НЭПу) во многом был обусловлен тем, что правительству так и не удалось добиться выполнения изданных им суровых законов и декретов, а также пониманием неизбежности экономической катастрофы в том случае, если продолжать настаивать на их жестком исполнении.

Сущность и основные черты нэпа. Постановление Х съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике (нэп), законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 г. Размер налога снижался почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских хозяев.

Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «пределами местного хозяйственного оборота». В масштабах же всей страны на первое место, как и весной 1918 г., выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждения. Но уже в октябре 1921 г. В.И. Ленин с горечью констатировал, что «с товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарообмена получалась обыкновенная купля-продажа. Большевикам пришлось сделать еще один шаг по пути отступления от принципов не рыночной экономики и кардинально расширить сферу действия в народном хозяйстве товарно-денежных отношений. Через год, в октябре 1922 г.,был принят новый Земельный кодекс РСФСР. Крестьяне получили право свободного выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в крайне ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда. В деревне пошло на убыль число насаждавшихся властями колхозов и совхозов. Крестьяне-единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства. Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и др.

С возобновление рыночных отношений встал вопрос о необходимости введения твердой валюты. Требовалось восстановить финансовую и банковскую системы, найти способы преодолеть дефицит бюджета. В рамках этого в 19223 году начинается денежная реформа. Введен золотой червонец 1 млн. руб. = 1 зол. руб.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и отчасти средние предприятия. К середине 20-х годов капиталистический сектор производил 27% всей промышленной продукции. В розничной торговле нэпманы контролировали в 1923 г. 75% товарооборота, в оптовой – 18%.

Частных предпринимателей – владельцев торговых и промышленных предприятий,арендаторов, различных посредников и т.п. – насчитывалось тогда 1,3 млн.человек (1,5% населения страны). Общий размер частного капитала был меньше уровня 1913 г. примерно в 14 раз. При этом следует отметить, что преобладающую часть нэпманов составляли мелкие капиталисты. В 1925 г. сравнительно крупных торговцев и промышленников было учтено 74 тыс. человек.

В буржуазном секторе экономики В.И. Ленин выделял два слоя (уклада):собственно частнокапиталистический и госкапиталистический. Последний составляли арендаторы государственных, промышленных и торговых заведений (в 1921 г. их было около 70% от всех нэпмановских предприятий), акционеры смешанных обществ,а также концессионеры – иностранные бизнесмены, заключившие с правительством договоры на эксплуатацию природных богатств и различных хозяйственных объектов. Однако солидные иностранные предприниматели остерегались вкладывать свои деньги в Советскую Россию.

В первый год нэпа произошла также перестройка управления народным хозяйством, ослабла его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, что существенно расширяло их права. Они теперь самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции.

Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, существовавшая в годы «военного коммунизма». Рабочие стали получать заработную плату в зависимости от своей квалификации и производительности труда.

Внедрялись в нэповскую экономику и элементы долгосрочного планирования. Первый план был подготовлен Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) и одобрен еще на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. В нем намечалось за 10-15лет построить более 30 электростанций, повышавших энергетический уровень страны в 4,5 раза по сравнению с 1913 г. В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан). Ее задачей являлась разработка единого общероссийского хозяйственного плана и наблюдение за его выполнением.

В результате проведенных мероприятий: замена продразверстки, продналогом, введение свободы торговли, финансовые мероприятии, денационализация и др. восстановление экономики было достигнуто без займов и без помощи из-за границы. Страна вступила в стадию смешанной экономики.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный и тактический характер, а сохранение административно-командных– принципиальный и стратегический.

II . Идеологическое осмысление Нэпа.

Новая экономическая политика, резкий переход от военного коммунизма заставил многие политические силы взглянуть по новому на Советскую власть. Возрождение частного сектора в России восприняли за рубежом как капитуляцию большевиков. Меньшевики и эсеры полагали, что вслед за демократизацией экономики большевики приступят к демократизации политической сферы общества. За границей выходит сборник “Смена Вех”, где пересматриваются некоторые оценки Советской власти, и звучит призыв к сотрудничеству. Так, например когда в 1921 году был голод. По инициативе М. Горького был образован комитет помощи голодающим. В него, помимо большевиков, вошли деятели культуры и представители буржуазных партий. Эта инициатива была воспринята как шаг к образованию коалиционного правительства. Получилось так, что комитет получил полномочия представлять Россию в отношении со всеми, кто не признал Советскую власть. Правда комитет, просуществовал всего несколько месяцев, а некоторые его руководители арестованы за контрреволюционную деятельность.

Большевики, допуская плюрализм в экономике, вовсе не хотели отдавать власть. Наоборот они ее укрепляли. На X съезде принята резолюция о недопустимости фракционной борьбы в партии. Тем самым большевики стремились предотвратить раскол партии. Первоначально лидеры большевиков оценивали НЭП как временное отступление от идеалов революции, вызванное неблагоприятным стечением обстоятельств.Не отказываясь от конечной цели (создания не рыночной экономики), большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли.

Сточки зрения В.И. Ленина, сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря, предоставление известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране многомиллионной массе мелких товаропроизводителей с тем,чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Но затем , часть руководства партии (Ленин, Бухарин) НЭП стали восприниматься как один из возможных путей достижения социализма.

Рядовые партийцы воспринимали НЭП негативно и считали его условием для возрождения буржуазных отношений, как предательство революции. Многие в знак протеста выходили из партии, по стране прокатилась волна самоубийств.

В городах рабочие, условия, жизни которых оставались плохими, когда орудовали спекулянты, обогащавшиеся на перекупке товаров, о которых основная масса населения не могла даже мечтать, НЭП воспринимали негативно. У рабочих складывалось впечатление, что воевали в гражданскую напрасно.

Крестьяне хотя приветствовали перемены, но испытывали недоверие к власти.

III. Противоречия и кризисы Нэпа

Успехи НЭПа по восстановлению экономики создали у партийно-государственного руководства иллюзию о возможности ускоренной модернизации, что привело к кризисам НЭПа. (1923, 1925, 1927-1929 гг.).

Промышленность восстанавливалась медленнее, чем сельское хозяйство. В результате возник эффект “ножниц цен”, когда цены на сельхозпродукцию резко упали, а на промышленные товары остались по прежнему высокими. В итоге крестьяне не имели возможность покупать промышленные товары. Тогда они начали придерживать хлеб “до лучших времен”, что спровоцировало кризис хлебозаготовок. Это угрожало голодом городу.

Другим противоречием НЭПа являлось противоречие между плюрализмом в экономике и диктатурой пролетариата в политике. Чем сильнее развивался частный сектор, тем сильнее он ограничивался. НЭПманы искали политические гарантии своим экономическим интересам. Между тем они были лишены избирательных прав. В этой ситуации буржуи стали искать другие пути: взятки, подкуп и др. Кроме того не имея гарантий своего будущего они не вкладывали деньги в долгосрочные проекты (промышленность), а предпочитали их размещать в торговле, что приносит быструю и большую прибыль. Это сказывалась на развитии промышленности. В конце 20-хгодов отчетливо обозначилась тенденция к падению фондоотдачи, т.е.эффективности использования имеющихся производственных мощностей (на 25% по сравнению с 1913 г.). Примерно в тех же пропорциях сократилась и прибыль, приносимая промышленностью в казну. Ближайшим следствием всего этого стало ползучее повышение цен на фабрично-заводские изделия, что еще более осложнило ситуацию на внутреннем рынке.

Спустя короткое время, на рубеже 1927-1928 гг., разразился острый хлебозаготовительный кризис. Государственные закрома после закупок крестьянской продукции остались полупустыми. Под угрозой голода оказались города и армия.

Власти уже летом 1926 г. были вынуждены прекратить обменные операции с червонцем из-за потери доверия к нему на финансовых биржах мира и резкого превышения спроса на иностранную валюту и золота над предложением Госбанка внутри страны.

Группа членов Политбюро (Н.И. Бухарин, председатель СНК А.И. Рыков и лидер советских профсоюзов М.П. Томский) считали необходимым отладить механизм рыночной смычки между городом и деревней и в дальнейшем действовать строго на его основе. Конкретно они предлагали поддержать «индивидуальное хозяйство бедняков и середняка», изыскивая для этого дополнительные средства, в том числе за счет повышения налогов на деревенские «верхи»; нормализовать, а затем регулировать рынок посредством гибких, отвечавших хозяйственной конъюнктуре закупочных цен и маневрирования госрезервами; для создания резервов использовать закупки зерна за рубежом; активно развивать легкую промышленность. И лишь когда произойдет общее оздоровление экономики и, главное, будет обеспечен подъем сельского хозяйства, ставить вопрос о быстрых темпах индустриализации.

Позиция И.В. Сталина была принципиально иной. Кризисную ситуацию в экономике он рассматривал через призму сохранения важнейшего приоритета в хозяйственной политике партии – ускоренной индустриализации, открывавшей путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства. Если, считал генсек, этой стратегической цели невозможно добиться на основе нэпа, то тем хуже для него. Следует без колебаний демонтировать расшатанный механизм рыночной экономики и заменить его механизмом с иным, административно-распорядительным типом хозяйственных связей, отвечающим социалистическому идеалу. И начинать этот демонтаж надо с деревни, не дожидаясь того времени, когда вся она поднимется против коммунистов.

В целом все эти противоречия привели в конце 20-х годов к свертыванию НЭПа.

IV. Образование СССР

По мере завершения гражданской войны возникла необходимость конституционного урегулирования отношений между советскими республиками. РСФСР занимала 92% территории, на которой проживало 70% населения будущего Союза Советских республик. Остальную территорию занимали советские республики: Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, в которую в 1922 г. объединились Азербайджан, Грузия, Армения. Существовали также Дальневосточная республика со столицей в Чите и две среднеазиатские народные республики - Хорезмская и Бухарская.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с белым движением и интервенций между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз. Объединялись вооруженные силы, и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз заключался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркомата РСФСР. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры брали на себя роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

В 1920-1922 гг. все советские республики подписали с РСФСР и между собой двусторонние соглашения, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в хозяйственной деятельности, дипломатии. В соответствии с ними стороны соглашались на военный и финансово-экономический союз. Подлежали объединению военные силы и командование, органы, контролирующие экономику и внешнюю торговлю, органы снабжения, железнодорожный и водный транспорт, почта и телеграф, финансы.

Таким образом, складывалась ситуация, когда формально республики имели право руководить своей политикой, а фактически были лишены права самостоятельно вести ее. Москва постоянно вмешивалась во внутренние дела республик, в связи с чем постоянно возникали конфликты между центром и республикой.

В январе 1922 г. при решении вопроса об участии РСФСР и других советских республик в Международной экономической конференции в Генуе нарком иностранных дел РСФСР Г. Чичерин предложил объединиться с братскими республиками. Взамен была выдвинута идея «единого дипломатического фронта», проводящего общую внешнюю политику. Несогласованность и острые разногласия при решении ряда вопросов проявились из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между центральной и республиканскими властями. Центр нередко дискредитировал себя, вмешиваясь в жизнь народов, об особенностях которых он порой и не подозревал. Так, в октябре 1922 г. между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей возник конфликт по вопросу изучения Корана в школах Туркестана. Республиканские национальные власти нередко саботировали экономические мероприятия центра. Чтобы положить конец этим конфликтам, в августе 1922 г. Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» и организовали для выработки решения комиссию под председательством В.В. Куйбышева, в которую вошли также представители от других республик. По заданию этой комиссии И.В. Сталин подготовил так называемый проект«автономизации», сутью которого было предложение о вхождении в РСФСР на правах автономных республик Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении. Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Однако, как вскоре выяснилось, от них ждали простого одобрения, а не их мнения. Чтобы не заострять внимание на неравноправной форме объединения, И.В. Сталин предложил даже не публиковать решение ЦК РКП(б) («если оно будет принято») по этому вопросу и обязать ЦК компартий республик в рабочем порядке его выполнить.

Против проекта «автономизации» выступил В.И. Ленин. Нарушение принципов самостоятельности и суверенности республик в угоду жесткой централизации рассматривалось им как отход от принципов пролетарского итнернационализма. В сентябре 1922 г. он предлагает проект «федерализации»: создание союзного государства (Союза Советских Республик Европы и Азии, впоследствии это название было заменено на СССР) на основе добровольного и равного объединения самостоятельных союзных республик с общефедеральными органами власти. Полное равноправие, искренность, взаимоуважение, дружба, братское сотрудничество и взаимопонимание - вот на чем, по его мнению, должны были быть основаны межнациональные отношения в стране.

5-6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте», когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью», а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком», еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Здесь В.И. Ленин подчеркивает, что данный вопрос только «официально» называется вопросом о союзе советских социалистических республик, тогда как на самом деле это есть попытка проведения прежнего плана «автономизации». Попытки В.И. Ленина впоследствии «разобраться» с виновниками «грузинского инцидента» и не допустить ограничения самостоятельности республик успеха не принесли. Из-за болезни и политических интриг он оказался отстраненным от дел.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное оставалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами - ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Председателем ЦИК был избран М.И. Калинин, сопредседателями - Г.И. Петровский, Н.Н. Нариманов, А.Г. Червяков. Формируется правительство - Совнарком СССР - во главе с В.И. Лениным.

Формально новое государство создавалось как федерация суверенных республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. М.В. Фрунзе, выступая на этом съезде от имени Украины, предложил тексты Декларации и Договора утвердить лишь в основном, поручив ЦИК СССР тщательно доработать их по вопросам расширения дополнительных гарантий суверенности объединяемых республик - каждая из них должна иметь возможность самостоятельно, с учетом местной специфики решать вопросы хозяйственного и культурного строительства. Предложение было одобрено, но впоследствии к нему больше не возвращались.

В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принимает первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г.
В ней устанавливается единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе этой конституции были приняты конституции союзных республик.

В 1920-1930-е годы число союзных республик в составе СССР увеличивается. После проведения в 1924-1925 гг. национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в состав СССР в качестве союзных вошли Узбекская и Туркменская республики. Казахстан и Киргизия получают статус автономных республик в рамках РСФСР, а Таджикская автономная республика становится частью Узбекской ССР. По Конституции 1936 г. в состав СССР входили как союзные советские социалистические республики Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. В 1940 г. с присоединением Прибалтики и Бессарабии в СССР вошли Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская союзные республики.

Образование СССР не было только навязанным руководителями большевистской партии. Для объединения народов России в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные причины. 185 наций и народностей, проживающих на территории бывшей Российской империи, связывали общность исторических судеб, единая хозяйственная система, веками складывающееся разделение труда, общероссийский рынок, тесные культурные контакты, полиэтничность населения. Объединение народов бывшей царской России после окончания Гражданской войны было вызвано также необходимостью совместного выживания сходных политических режимов в условиях враждебного внешнего окружения.

V. Внешняя политика СССР

Крайне тяжелое положение в стране и поражение надежд на мировою революцию заставили большевиков перейти к более прагматической внешней политике. Ведущие посты в наркомате иностранных дел заняли старые царские специалисты (Г. Чичерин – глава ведомства). Это привело к тому, что в начале 20 – х гг. стали предприниматься попытки по нормализации отношений с Западом. В апрель-май 1922 г. прошла конференция в Генуе. Позиции западных держав включала в себя требования: уплаты царских долгов, возвращение иностранных национализированных предприятий, свобода внешней торговли и др.

Советские претензии состояли в возмещении ущербы от иностранной интервенции, причиненной в годы гражданской войны. К соглашению прийти не удалось. Диспут продолжился на конференции экспертов в Гааге в июне-июле 1922., но и она не увенчалась успехом.

С большим успехом прошли переговоры в Раппало (параллельно с Генуэзкой), где между Германией и Советской Россией был заключен договор, который предусматривал установление дипломатических отношений. Таким образом, дипломатическая изоляция СССР была прорвана.

В 1924 г. восстановлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Швецией, Грецией, Данией, в 1925 г. Японией. Это получило название- “полоса дипломатических признаний” . В течении 20-х гг. СССР продолжает поддерживает коммунистические движения в Европе – III Интернационал. Это нередко приводило к осложнениям (разрыв дипломатических отношений с Великобританией в 1927 г.).

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:20