Образование древнерусского государства. Киевская Русь IX-XII вв.

I. Возникновение древнерусского государства у Восточных славян.

II. Деятельность первых Киевских князей.

III Экономический и политический строй Киевской Руси.

IV. Социальная структура древнерусского общества.

V. Крещение Руси и его значение.

I. Возникновение древнерусского государства. Киевская Русь

Возникновение древнерусского государства остается наиболее дискуссионной проблемой в исторической науке. Средневековые историки связывали начало государственности с принятием восточными славянами христианства. Иногда называли внешний фактор — набеги норманов и хазар. Начиная с середины XVIII века и до недавнего времени споры велись в рамках двух направлений в науке.

1. Норманизм1. Норманнская теория возникновения государства основывается на легенде, изложенной в “Повестивременных лет”. Согласно ей в 862г. новгородцы, незадолго перед этим прогнавшие от себя варягов, которым раньше платили дань, не смогли наладить собственное управление и начались усобицы. Чтобы водворить порядок, новгородцы послали к варяга послов с приглашением княжить. В ответ князь Рюрик с двумя братьями явился на Русь и стал государем в Новгородской земле.

Согласно норманской теории восточные славяне находлись на дикой стадии развития и древнерусское государство обязано своим происхождением иноземцам. Из этой теории делались политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию и созданию государственности.

Такие выводы не могли устроить российских историков. Многие из них выступали с критикой норманской теории.Складывается критическое научное направление –антинорманизм. Однако норманнская теория была тщательно обоснована, поэтому наиболее крупные российские историки (Соловьев, Ключевский, Карамзин) придерживались именно ее.

2. Антинорманизм2 отрицает всякую роль варягов в становлении русского государства и тщательно изучает внутренние условия и предпосылки, без существования которых государство на Руси возникнуть не могло.

На сегодняшний день ясно, что государство является продуктом внутреннего развития народов. Государство нельзя дать из вне, если общество не готово.  Исследователи выделяют следующие предпосылки образования государства на Руси:

1. Экономические. Появление железа и железных орудий труда способствовали развитию земледелия, расчистке все новых земель под пашню, это привело к увеличению производительности труда и появлению излишков, которые можно было накапливать, обменивать и продавать. Экономический подъем активизировал торговлю с соседями, что способствовало росту городов как военных и политических центров.

2. Социальные. Бывшая родоплеменная знать, накапливая в своих руках излишки продуктов, а также участки пахотной земли, усиливала свое влияние и власть. Постепенно помимо общинной собственности формируется частная собственность на землю. Однако этот длительный процесс не был завершен к моменту создания государства. За счет излишков продуктов стало возможным держать постоянное военные формирования – дружины, с помощью которых совершались военно-торговые экспедиции.

3. Политические. Происходит военное объединение отдельных племен в племенные союзы во главе со “светлым князем”. Начинается сбор дани с подвластных территорий. Возникает необходимость в защите частой собственности, в управлении хозяйством крупных землевладельцев.

Сейчас многие историки,подчеркивая предпосылок образования государства и их наличия у восточных славяне в IX в., отмечают положительное влияние варягов на процесс возникновения Русского государства, их влияние на русскую культуру, язык,большую роль варягов в защите русских земель от кочевников.

Признаки государства.

1. Наличие границ.

2. Учреждение публичной власти, стоящей над обществом, и ее условий:

· вооруженная организация, не совпадающая с населением;

· законодательство;

· тюрьмы, суды, принудительные организации.

3. Налоги на содержание вооруженных людей, органов власти.

II. Деятельность первых Киевских князей

Основными задачами первых русских князей были:

1. Объединение славянских племен под власть единого князяи получение дани с населения.

2. Защита русских земель от набегов кочевников,строительство крепостей.

3. Расширение международных дипломатических связей,военные походы.

4. Укрепление власти киевского князя.

Рюрик появился в Новгороде в 862 г. В 882 г. один из предводителей варягов князь Олег(882-912) объединил под своей властью Новгород и Киев. Совершает один или два похода на Византию (907 или 911). С Византией заключены выгодные торговые договоры.

Князь Игорь (912-945) совершил два похода на Византию. Первый в 941 г. был неудачен. Второй, в 944г., более успешный. Нарушение князем Игорем установленного размера сбора дани привел к его смерти от древлян в 945 г. Власть перешла к вдове князя, княгине Ольги (945-969). Она установила нормы сбора дани и места своза дани. Таким образом, система сборадани с полюдья на повоз. Первая из киевских правителей приняла крещение.

Сын Ольги князь Святослав Игоревич внутриполитическими вопросами не занимался. Но вел активную внешнюю политику. В 967-968 г. Святослав совершает первый поход на Дунай. Он стремился овладеть землями по нижнему течению р. Дунай. В 969-970 г. начинается второй Дунайский поход. Во время которого он был убит. После его смерти начались междоусобные войны между наследникамиСвятослава.

Князь Владимир Святославич (980-1015) во внешней политики можно отметить походы в Польшу 981 и Литву 983 г. К Киевской Руси были присоеденены земли Карпатской Руси. Успешно велась борьба с кочевниками (печенеги). В 988 г. совершил поход на Византию, где и принял крещение. После его смерти началась междоусобная борьба.

Князь Ярослав Владимирович (1019-1054 гг.) Автор первого свода законов Русской Правды. Самостоятельно назначил митрополита (Илларон) без ведома константинопольского патриарха.

III. Экономический и политический строй Киевской Руси.

Древнерусское государство считают раннефеодальной монархией. Феодальный строй предполагает существование феодальной собственности на землю, деление общества на феодалов – собственников земли – и зависимое население - крестьян, ведущих свое хозяйство, но в силу личной зависимости или задолженности, несущих в пользу феодалов повинности — барщину и оброк. Феодализм в Древней Руси развивался крайне медленно. Поскольку были сильны пережитки родового строя: кровная месть, наличие народного ополчения и сельской общины. Поэтому можно говорить о Киевской Руси лишь как о раннефеодальном государстве.

У феодализма есть много общего с рабовладельческим строем. В обеих формациях существуют как свободные общинники, так и рабы. Но при феодализме рабы не играли в экономике большой роли. Различие заключалось в том, что рабовладение основано на принудительном использовании рабов, находящихся в полной собственности господина. Феодализм же основан на принудительном использовании людей ведущих собственной хозяйство, обладающими средствами производства. На Руси феодализм возник в результате распада первобытно общинного строя. В то время как на Западе в результате кризиса рабовладельческого общества. Феодализм предусматривал изъятие прибавочного продукта у непосредственных производителей материальных благ. В эпоху средневековья существовала поговорка — стричь крестьян как баранов наголо. В противном случае они через накопительство могли стать свободными и лишить феодала прибавочного продукта.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варягв греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийскогоморя по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя(Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев –контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки». Византийская империя была основным торговым партнеров Руси. Именно сюда русские князья свозили собранную дань и военную добычу для реализации.

путь из варяг в греки

Киевская Русь была монархией, т.е. управлялась одним человеком – князем. Слово князь — первоначально означало главу семьи, рода или племени. Позднее властелин феодального княжества. Все князья представляли одно целое. Землей владели сразу все князья. Отсюда родовой порядок наследования престола. От брата к брату , от дяди к племяннику . Такой порядок иначе называют лествиничным, т.е когда престол переходит от старшего в роду к старшему в роду.

Князья Киевской Руси были друг от друга политически независимы. Их связывали только родственные отношения. Князья волостные должны были почитать великого князя в “отца место”.

Выделяют три функции князей:

1. Законодательная.

2. Военная.

3. Судебная и административная (управленческая).

В управлении государством князь опирался на свою дружину, которая делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гридни, отроки, детские). Из старшей дружины князь брал чиновников “тиунов” и “вирников”. Они осуществляли судопроизводство и взимали судебные пошлины - “виру”. Дружина в Киевской Руси пользовалась большим влиянием на дела: она требовала, чтобы князь без нее ничего не предпринимал. Дружина превратилась в привилегированную корпорацию формирующегося раннефеодального общества: жизнь и имущество дружинников защищались письменным законодательством и ограждались более высокими штрафами, чем жизнь обычных свободных людей. На взаимоотношения в дружине наложили отпечаток традиции родоплеменного общества. Поступая на службу к князю, дружинники выходили из своего рода – выпадали из той родовой корпорации, которая прежде их защищала, однако привычные родовые отношения искусственно воспроизводились в самой дружине. Князь играл роль отца-патриарха, а дружинники – сыновей – сыновцы. Сами дружинники после обряда побратимства становились братьями: старшими и младшими. Такие отношения обеспечивали тесную спайку дружины, солидарность с князем и взаимовыручку в бою. Собиравшаяся на содержание дружины дань и захваченная добыча распределялись князем между дружинниками в соответствии с установленной каждому по его статусу доле.

Участие дружины в организации функционирования государственной системы не ограничивалось ролью простых исполнителей. Поскольку дружина была главной опорой княжеской власти, князь делился с ней своей властью. Свои властные полномочия он осуществлял не единолично, а совместно со старшими дружинниками – боярами, из которых составлялся совет бояр, участвовавших в принятии государственных решений. Статус этого органа и его полномочия формально не были определены. Реальная роль боярского совета зависела от соотношения сил во власти. Сильный князь, как, например, Владимир Мономах, часто действовал, не считаясь с боярами, а непокорных наказывал заключением в темницу и конфискацией имущества. А при слабом его предшественнике – Святополке Изяславиче киевские бояре управляли князем, как марионеткой.

Стечением времени возрастает политическая роль боярства. Все чаще и чаще выбор князя остается за боярством.

Местное управление выполняли дружинники или родственники князя. Сыновья князя выполняли роль наместников в наиболее богатых русских городах.

В силу неразвитости государственного аппарата власти монархию в Киевской Руси мы определяем как раннефеодальную.

Вече было древнее института княжеской власти. Князья правили иногда при помощи вече, иногда вопреки нему. Политическое значение вече принижалось при сильном князе и увеличивалось при слабом. Решение городского вече распространялось на всю волость, относящуюся к городу.

IV. Социальная структура древнерусского общества

Высший слой Киевского общества это — “старцы градские” и “старцы людские” — земская аристократия. Те, кто составлял боярскую думу. А так же старшая дружина.

Средний класс— это все свободные. По отношению ко всему свободному населению применялся более общий термин — “люди”.“Люди”делились на горожан (ремесленники и купцы) и сельчан.

Крестьянство эпохи Киевской Руси по степени свободы и зависимости было очень многообразно. Свободных крестьян общинников того времени обычно называют “смердами”. На самом деле этот термин не совсем ясен. Возможно, что он означал зависимых от князя крестьян-войнов. Возможно это те, кто находился в кабале или услужении феодалов

Положение “закупа”было более тяжелым, чем свободного крестьянина. Поскольку он работал на господском поле, по всей видимости, под присмотром и жил на дворе своего кредитора. Отлучиться он мог только с разрешения господина по особо важным делам (поиск денег, жалоба). Сходным было положениерядовича. Крестьяне, чтобы обеспечить себе стабильное существование они заключали договор (ряд) с феодалом о покровительстве. Феодал в случае нужды предоставлял крестьянину помощь (хлеб, скот, инвентарь), взамен крестьянин нес в пользу землевладельца феодальные повинности - барщину и оброк.

Сословия Киевской Руси не были замкнуты. Возможен был переход из одного сословия в другое. Различия между сословиями заключались в отношении к князю. Одни ему служили, другие платили. А так же в хозяйственных и имущественных различиях.

V. Крещение Руси и его значение.

До конца X в. восточные славяне сохраняли верность языческой религии. Они обожествляли силы природы, верили в покровительство со стороны предков. Язычество восточных славян представляло собой сложный конгломерат верований, обрядов, норм поведения, связанных с природной средой, хозяйственной жизнью. Однако языческие верования стали приходить в противоречие с потребностями растущего государства.

1. Языческие верования славянских племен были чрезвычайно многообразны. Каждое племя верило в языческих богов по-своему. Часто одни и те же боги у разных племен носили различные названия.

Так бог солнца носил имя: Даждьбог, Хорс, Ярило. Таким образом, язычество не могло сплотить разнородные племена,препятствовало укреплению единства страны.

2. Наличие множества богов не способствовало укреплению власти великого киевского князя.Одному князю на земле должен был соответствовать один бог на небе.

3. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали монотеистические религии: христианство, ислам, иудаизм. Языческая Русь рассматривалась за рубежом как варварская страна. Европейские государства неохотно шли на союз с Русью, отвергали династические браки с представителями киевского княжеского дома.

4. Языческая религия поощряла свободолюбие славян,тем самым препятствовала утверждению новых, феодальных отношений. В соответствии с языческими представлениями человек в потустороннем мире продолжает вести жизнь, подобную земной. Раб остается рабом, князь – князем. Подобное мировоззрение поощряло стремление славян к свободе, материальному благополучию. Феодальные отношения напротив предполагали изъятие феодалами прибавочного продукта у непосредственных производителей. Расслоение общества противоречило стремлению славян к успеху.

5. По языческим традициям умершего снабдить всем необходимым. Треть его имущества сжигалось на погребальном костре. Уничтожение части материальных ценностей наносило ущерб поступательному развитию хозяйства. Подробно описал погребение руса - язычника арабский путешественник Ибн Фадлан. Он лично присутствовал на похоронах руса в 921 г. Он сообщает, что умершего руса положили в специально вырытую яму и закрыли ее сверху настилом. Все имущество покойного разделили натри части. Одна поступила во владение семьи, другая затрачена на изготовление похоронных одежд, третья на приготовление хмельных напитков. На погребальный костер вместе с умершим положили оружие, ткани, хлеб, вино. Были убиты и положены вместе с покойником: собака, две лошади, корова, петух, курица и одна из жен. Ибн Фадлан сообщает слова женщины перед смертью. Когда родственник покойника возвысил ее над толпой она произнесла: “Вот я вижу своего отца и свою мать”. Когда ее подняли вторично, гона сказала: “Вот все мои умершие родственники”. В третий раз, оказавшись над толпой она проговорила: “Вот я вижу своего господина, сидящего в саду, а сад красив и зелен, а с ним слуги и отроки он зовет меня к себе, — так ведите же меня к нему”. При этом женщина по словам араба была сильна пьяна.

Эти причины делали очевидной необходимость перехода к более развитой религиозной системе, которая бы соответствовала новым историческим условиям.

Выбор веры:

1. Христианство на Руси имело давнюю историю. Христианами была значительная часть русских купцов, торговавших с Византией.

2. Древняя Русь поддерживала самые тесные торговые связи с Византией, самой могущественной и богатой державой того времени.

3. Владимиру нравилось, что православные духовные иерархи подчинялись светской власти.

Значение:

1. Христианскую Русь стали воспринимать как желательного союзника. Развивались династические и дипломатические связи. Русские купцы получили возможность беспрепятственно торговать за границей.

2. Древнерусское общество развивалось в рамках европейского цивилизационного процесса.

3. Развивались экономические связи.

4. Культура.

5. Создана единая основа мировоззрения русского человека. На этой основе складывается древнерусская народность.

6. Христианство способствовало укреплению княжеской власти.

7. Христианизация Руси являлась предпосылкой феодализации общества. Религия оправдывала систему эксплуатации населения.

 

 

Последнее изменение: вторник, 12 ноября 2013, 13:09