Древнерусская культура в IX – XVII вв.

I. Культура Руси в IX – XII вв.
II. Культура Руси XIV – XVI вв.
III. Культура России в XVII в.


I. Культура Руси в IX-XII вв.

Особенностью культуры средневековья было то, что она основывалась на религии. Русь до X в. была страной с языческой религией, соответственно, и ее культура была языческой. Но мы знаем о ней очень мало, главным образом потому, что после крещения Руси все, что было связано с язычеством как ложной религией, не старались сохранять. Мы знаем имена языческих богов (Сварог – бог неба, его сын Дажьбог – бог Солнца, Перун – бог грома и молнии, Макошь – женское божество, и др.). Но произведения языческой храмовой архитектуры, скульптуры, живописи до нас дошли в единичных находках. В то же время языческие элементы очень долго сохранялись в украшениях, орнаментах, устном народном творчестве, верованиях людей (частично и до настоящего времени).

После принятия христианства на Руси появляется новая культура. С принятием христианства обычно связывают появление у славян письменности. Во второй половине IX в. византийские монахи, братья Кирилл и Мефодий, действительно упорядочили славянскую азбуку, но у славян и до этого уже были какие-то письменные знаки. Хотя основным алфавитом на Руси стала кириллица, до этого существовал другой вариант – глаголица, происхождение которой пока не выяснено. Так или иначе, Русь становилась грамотной страной, появились первые книги. Самой древней дошедшей до нас книгой является Остромирово Евангелие, переписанное в 1057 г. для новгородского посадника Остромира. Русь была страной высокой грамотности, о чем свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты Новгорода, Смоленска и некоторых других городов. Их авторами были часто простые горожане. При монастырях создавались школы для обучения священников. Ярослав Мудрый создал в Киеве школу для 300 детей. Уже в X – XI вв. на Руси появляются не только переводные, но и собственные книги. Одной из них была древнерусская летопись, известная как Повесть временных лет (хотя несомненно, что в нее вошли тексты из более ранних летописей). Сохранилось «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, датируемое 1037 – 1050 гг., основной темой которого была идея равноправия между народами и права русской церкви на самостоятельность. В 1117 г. князем Владимиром Мономахом было написано «Поучение», адресованное его детям и призывающее их к христианской нравственности и заботе о родной земле.

Одной из первых каменных построек стала в 994 г. Десятинная церковь в Киеве, разрушенная монголами в 1240 г. При Ярославе Мудром в Киеве был возведен грандиозный Софийский собор и Золотые ворота. Примерно в это же время в Новгороде также был построен величественный Софийский собор.

Софийский Собор в Киеве Золотые ворота в Киеве Софийский собор в Великом Новгороде



Стены храмов украшались фресками и мозаиками. Первоначально их авторами были греческие мастера. До нас дошли имена Алимпия и Алисея Гречина. Но довольно быстро появились и русские архитекторы и художники. На фресках часто изображались не только религиозные сюжеты, но и бытовые сценки («Скоморохи», «Кулачный бой» в Софийском соборе в Киеве). Вообще следует отметить, что русское православие, восприняв некоторые элементы язычества (так называемое двоеверие), отличалось от византийского меньшим аскетизмом, что часто проявлялось как раз в произведениях искусства, создаваемых простыми людьми, не искушенными в богословских тонкостях.
В период феодальной раздробленности русская культура продолжала развиваться в том же духе, что и во время единства Киевской Руси. Более того, она во многом стала развиваться более успешно. Так, в связи с распадом страны активизируется местное летописание во Владимире, Суздале, Смоленске, Галиче, Чернигове. Местные летописи неизменно включали в себя Повесть временных лет, но в описании современных событий естественно стремились представить своих князей в более выгодном свете. Наиболее значимым произведением древней русской литературы стало созданное неизвестным автором «Слово о полку Игореве», рассказывающее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 г. Размышляя о бедствиях Руси, автор приходит к выводу о междоусобиях князей как их главной причине. Поднимаясь до высоты понимания общерусских интересов, автор призывает князей к объединению для защиты родной земли.
Архитектурные памятники времен феодальной раздробленности меньше по размерам, но не менее прекрасны, чем храмы Киевской Руси. Особенно известны хорошо сохранившиеся белокаменные однокупольные храмы Владимиро-Суздальского княжества – Дмитровский собор и храм Покрова на Нерли.



Успенский Собор во Владимире Церковь Покрова на Нерли

II. Культура Руси XIV-XVI вв.


Сильнейший удар по развитию русской культуры нанесло татаро-монгольское нашествие. Были разрушены многие храмы, погибли библиотеки, искусные ремесленники погибли или были угнаны в Орду. Каменное строительство на Руси прекратилось на полвека.
Однако в XIV в. начался процесс возрождения русской культуры. В целом она сохранила те черты, которые были ей присущи в домонгольский период. Одной из новых особенностей стало наметившееся разделение древнерусской народности на белорусов, украинцев и великорусов (русских), что привело к формированию трех схожих, но уже самостоятельных культур.
Подъем в развитии русской культуры пришелся на период с середины XIV до середины XV вв. Он был обусловлен хозяйственным подъемом и победой над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 г. В это время русская культура испытывала сильное влияние болгарской и сербской культур, так как выходцы из этих стран по мере завоевания их турками нередко переселялись в Россию. Некоторые из них сыграли заметную роль в развитии русской культуры: митрополит Киприан, Феофан Грек, Григорий Цамбалак, Пахомий Логофет.
Борьба против татар стала одной из главных тем произведений того времени. В устном народном творчестве это песня об Авдотье-рязаночке, сумевшей благодаря своему мужеству и уму вызволить родных из татарского плена, песня о Щелкане Дудентьевиче, посвященная восстанию в Твери 1327 г. На эти темы создавались и литературные произведения, одним из наиболее ярких стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», в которой описан подвиг небольшой дружины Евпатия Коловрата после падения Рязани. Под влиянием победы на Куликовом поле возникли посвященные ей произведения, проникнутые мыслью о единстве русских земель как залоге победы над Ордой. Это были «Сказание о Мамаевом побоище» (самое большое произведение на данный сюжет) и «Задонщина», автор которого сознательно использовал текст «Слова о полку Игореве», чтобы ярче показать необходимость единства князей для победы над врагом.
В начале XIV в. возобновляется каменное строительство. В Новгороде продолжалось активное каменное строительство (церковь Федора Стратилата, Спаса на Ильине). Из княжеств Северо-Восточной Руси первым каменное строительство стало возрождаться в наиболее сильном Тверском княжестве. Во второй четверти века начинается каменное строительство в Москве, однако до нас дошли более поздние постройки XV в. – например, собор Андроникова монастыря.
XIV – XV вв. стали временем расцвета русской церковной фресковой живописи и иконописи. Большой вклад в развитие фресковой живописи внес Феофан Грек, приехавший из Византии в 1370-х гг. и работавший в Новгороде и Москве. Его работы отличаются виртуозностью исполнения, интересом к характеру и внутреннему миру человека. Другим выдающимся живописцем того времени был монах Андрей Рублев (род. в 1360 г.). Вместе с Феофаном Греком он расписывал Благовещенский собор московского Кремля, позднее работал в Успенском соборе во Владимире, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, в конце жизни - в соборе Андроникова монастыря. Самая известная его работа – икона «Троица» написанная для Троицкого собора. В ней выражена идея согласия и человеколюбия, нравственного совершенства и чистоты.
В XV – XVI вв., когда уже образовалось Русское централизованное государство, в произведениях культуры все чаще отражается идея мощи этого государства. Московские летописи этого времени подчеркивают неизбежность объединения русских земель Москвой, соответствующим образом интерпретируя места старых летописей (Воскресенская и Никоновская летописи). Один из списков Никоновской летописи, содержащий 16 тыс. иллюстраций, получил название Лицевого свода. Но летописи постепенно начинают вытесняться историческими повестями, посвященными конкретным событиям, такими как «Повесть о казанском взятии». Важнейшим событием стало начало книгопечатания в XVI в. – в 1564 г. Иван Федоров издал книгу «Апостол» (несколько книг без выходных данных были изданы ранее).
В архитектуре важным событием стало создание ансамбля зданий московского Кремля. Под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский собор. В 1485 – 1516 гг. также под руководством итальянцев Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиза Миланца были возведены новые стены и башни Кремля из красного кирпича. В 1487 – 1491 гг. Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. Свое название она получила от «граней» внешней обработки фасада. В 1505 – 1509 гг. Алевиз построил Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей.
В XVI в. началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Образцом таких построек стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в ознаменование рождения Ивана IV. В 1560 г. в честь взятия Казани был построен девятиглавый Покровский собор на Красной площади в Москве, при сравнительно небольших размерах отличающийся сложной и нарядной архитектурой.
Развитие церковной живописи в XVI в. связано с именем Дионисия. Он создал ряд фресок Успенского собора московского Кремля, росписи соборов Пафнутьев-Боровского и Ферапонтова монастырей. Его манера отличалась утонченным рисунком, нарядностью, изысканным колоритом. В целом для живописцев XVI в. был характерен меньший духовный подъем, чем для Феофана Грека и Андрея Рублева, но большее внимание к технике живописи, тщательности исполнения, что особенно заметно в иконах Строгановской школы (названа в честь заказчиков икон богатых купцов Строгановых).

III. Культура России в XVII в.

Особым рубежом в развитии русской культуры стал XVII в. Главным новым явлением стало так называемое обмирщение культуры. Хотя культура XVII в. в целом сохраняла религиозный православный характер, постепенно началось формирование светской культуры. В исторических повестях, посвященных Смуте («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание2 князя Катырева-Ростовского), делаются первые попытки объяснять события не только божественной волей, но и действиями самих людей. Окончательно исчезают летописи, им на смену приходят другие формы исторических сочинений (например, «Скифская история» Андрея Лызлова). Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синопсис» (описание, где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией. В литературе в целом повышается интерес к человеческой личности, все шире распространяются светские сюжеты. Появляются сатирические повести «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», и др.
В зодчестве, не только светском, но и церковном, усиливается тенденция к внешнему украшательству зданий. Этот стиль получил название «нарышкинского барокко» за сходство с соответствующим западноевропейским архитектурным стилем. Примером памятников этого стиля служит церковь Покрова в Филях, построенная в 1690 – 1693 гг. дядей Петра I Л.К. Нарышкиным.
В живописи обмирщение выразилось в переходе от иконы к так называемой парсуне, в которой делались попытки изображения черт лица конкретного человека, хотя само изображение оставалось плоскостным и достаточно условным. Из иконописцев этого направления наиболее известен Симон Ушаков.
Продолжалось развитие образования. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В. Бурцева тиражом 2 400 экземпляров и ценой 1 коп. (достаточно высокая цена для XVII в.) разошлась в один день. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это учебное заведение готовило священников и чиновников. В XVII в. появляются работы по географии такие, как «Книга большому чертежу». В 1675 – 1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай и дал его описание.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21