Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора

Стратегия – это комплексный план управления, который должен обеспечить координацию усилий по укреплению положения организации на рынке, успешную конкуренцию, достижение глобальных целей развития. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, обслуживаемых потребностей, осваиваемых рынков, привлекаемых ресурсов, методов конкуренции и ведение хозяйственной деятельности предприятия.

Экономическая стратегия - определяет стратегические цели предприятия, вырабатывает долговременные, наиболее принципиальные установки, намерения в отношении развития производства, товаров и услуг. Для достижения стратегических целей развития предприятия разрабатываются стратегические долгосрочные программы исходя из разработанных правил и способов экономически эффективного использования ресурсов и заинтересованности всех участников реализации программы.

Цели - это ключевые желаемые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Целями могут быть: повышение эффективности, финансовой устойчивости, конкурентоспособности, рост рыночной стоимости предприятия. Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает предприятие.

Выделяют следующие типы экономической стратегии:

Наступательная стратегия, или стратегия прорыва – предполагает увеличение размеров предприятия, через проникновение и захват новых рынков. Стратегия строится на реализации определенного новшества, рассчитана на занятие лидирующего положения на рынке. Данная стратегия требует значительных финансовых затрат, формируется предприятиями развивающихся отраслей, имеющих устойчивую перспективу роста и достаточные ресурсы;

Разновидностью данного типа стратегии являются стратегии роста которые подразделяются:

стратегия развития рынка - заключается в поиске новых рынков для производимых товаров;

стратегия глубокого проникновения на рынок – заключается в завоевании лучших позиций данным продуктом на данном рынке;

стратегия диверсификации – предполагает выход с новым товаром на новый рынок;

стратегия развития продукта – предполагает выход с новым продуктом на освоенный рынок.

Оборонительная стратегия, или стратегия выживания – формируется в условиях, когда предприятие хочет сохранить свои позиции на рынке. Как правило используется крупными предприятиями, доминирующими на рынке. В этом случае предприятия выбирают стратегию сохранения достигнутого роста.

Стратегия сокращения и смены видов бизнеса применяется в тех случаях, когда наблюдаются кардинальные изменения в экономике (структурная перестройка), выживание организации находится под угрозой. Организация нуждается в перегруппировке своих средств и повышении эффективности производства.

К разновидностям данной стратегии относятся следующие стратегии:

стратегия разворота – используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Данная стратегия предполагает отказ от производства нерентабельной продукции, высвобождение лишней рабочей силы и дальнейший поиск эффективных путей использования ресурсов;

стратегия отделения – если организация включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него путем продажи этой деловой единицы или превращение ее в отдельную работающую фирму;

стратегия ликвидации – в случаи достижения критической точки – банкротства – происходит уничтожение организации, распродажа ее активов.

Общая экономическая стратегия компании детализируется по главным направлениям деятельности и реализуется с помощью функциональных стратегий.

Функциональные стратегии отражают конкретные пути достижения целей предприятия и разрабатываемых для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия в виде комплекса мероприятий и программ. Каждая функциональная стратегия имеет конкретный объект, определяемый сферой деятельности: производство, финансы, персонал, маркетинг и др.

Функциональные стратегии делятся на следующие разновидности стратегий:

Производственная стратегия – призвана обеспечить конкурентоспособность продукции путем разработки и реализации мер по выбору продукта, технологии и организации производства, позволяющих добиться высокой его эффективности;

финансовая стратегия – разрабатывает правила поведения предприятия на рынке денег и ценных бумаг, методы кредитования, направления и способы использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей;

стратегия управления персоналом – разрабатывает методы работы с персоналом, решает вопросы мотивации, повышения привлекательности труда, оптимизации трудовых процессов, численности работников.

инновационная стратегия - характеризует направления необходимых преобразований, вырабатывает комплекс взаимосвязанных технических и организационных действий по поиску и внедрению инноваций, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия;

инвестиционная стратегия - определяет направления и методы поддержания материально-технической базы на уровне, позволяющем предприятию постоянно увеличивать конкурентный статус.

Последнее изменение: четверг, 27 июня 2013, 15:21