6.1. Методы сравнительного подхода

 

Оценка стоимости предприятия на основе сравнительного подхода строится на принципе замещения. Сравнительный подход в оценке предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемой компании может быть реальная цена продажи аналогичной компании, зафиксированная рынком.

Оценка сравнительным подходом считается не основной в рамках оценки бизнеса. Сравнительный подход используют, когда неприменим доходный подход или необходимо уточнить полученные результаты с помощью других методов оценки.

Сравнительный подход применяется в следующих случаях:

- требуется быстрая упрощенная оценка;

- имеется недостаток данных для метода дисконтированных денежных потоков или низкая точность прогнозов на перспективу;

- используется в качестве дополнительного способа расчета для повышения объективности результата.

В сравнительном подходе в отечественной литературе принято выделять три метода оценки:

- метод рынка капитала (метод компании-аналога);

- метод сделок;

- метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены, выплаченные за акции аналогичных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых компаниях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого бизнеса. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Данный метод оценивает стоимость бизнеса на уровне неконтрольного (миноритарного) пакета акций.

Метод сделок является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения аналогичных компаний целиком или их контрольных пакетов. Метод определяет уровень стоимости контрольного (мажоритарного) пакета акций, позволяющего управлять бизнесом.

Метод отраслевых коэффициентов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Как уже указывалось, первые два метода схожи по алгоритму их реализации. Отличие составляет исходная информация (продажа неконтрольных пакетов акций аналогов на фондовом рынке или их контрольных пакетов (компаний целиком)).

 

Последнее изменение: воскресенье, 26 октября 2014, 15:30