3.1. Значение оценки и управления стоимостью бизнеса

 

Современная рыночная экономика не может эффективно существовать без института оценочной деятельности. Сделки купли-продажи, передача имущества в залог, инвестиции в бизнес или какие-либо проекты, оценка эффективности работы менеджмента и бизнеса и другие не менее важные и обязательные случаи оценки влекут за собой обращения к оценщикам за услугами по формированию рыночной или какого-либо другого вида стоимости.

Современная концепция управления бизнесом ориентируется на стоимостный подход в принятии решений. Концепция Value Based Management (VBM) (стоимостно-ориентированного менеджмента, системы мониторинга и управления стоимостью бизнеса) в качестве основных критериев принятия решений использует такие показатели, как рыночная стоимость бизнеса, добавленная стоимость бизнеса, денежные потоки, риски, цена капитала. Эти показатели существенно отличаются от показателей, до сих пор широко распространенных в России: рентабельности и чистой прибыли.

В Западной Европе и США управление стоимостью входит в систему Value Based Management - менеджмент, нацеленный на создание, управление и оценку стоимости.

В настоящее время в западных корпорациях уже не ставится под сомнение необходимость управления стоимостью бизнеса. VBM, одна из наиболее продуктивных современных концепций управления, рассматривает увеличение стоимости бизнеса как главную цель функционирования компании.

Многие руководители компаний, инвесторы знают о создании и управлении стоимостью в публичных (открытых) компаниях, где цена акций отражает реакцию рынка на результаты бизнеса. Гораздо труднее разработать успешную стратегию и правильно измерить результаты работы, когда рыночного курса акций не существует, т.е. организация является закрытой. В условиях кризиса проблемы управления стоимостью бизнеса никуда не исчезли, наоборот, факторы, позволяющие увеличивать стоимость компаний, еще более тщательно анализируются и используются менеджментом.

Важную роль управление стоимостью играет для предприятий реального сектора экономики. Их недооцененность приводит к проблемам привлечения инвестиций в развитие данных компаний и снижению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Неконкурентоспособность на одном или обоих вышеперечисленных рынках подвергает серьезной опасности шансы на выживание компании.

Как показывает практика, увеличение стоимости для акционеров не противоречит долгосрочным интересам других заинтересованных сторон. Успешно действующие организации создают сравнительно больше стоимости для всех участников - потребителей, работников, государства и поставщиков капитала. Однако есть и другие причины - более концептуальные по своей сути, но не менее убедительные, - по которым следует принять систему, ориентированную на стоимость для акционеров.

Во-первых, стоимость - лучшая из известных мер результатов деятельности. Во-вторых, держатели акций - единственные участники организации, которые, заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других. Данный тезис на текущий момент наиболее применим и подтверждается практикой деятельности западных корпораций, в отличие от российской практики, где различные группы акционеров зачастую преследуют разные цели, не создающие, а уменьшающие стоимость. И наконец, компании, работающие неэффективно, неизбежно столкнутся с утечкой капитала в руки конкурентов.

 

Последнее изменение: воскресенье, 26 октября 2014, 14:56