2. Система регулирования оценочной деятельности

 

Процесс принятия изменений в основной Закон оценки проходил нелегко и занимал длительный период, так как должен был обеспечить быстрый, но все же эволюционный переход к новой системе отношений определения рыночной или иной стоимости имущества. В настоящем обзоре проведен анализ изменений отношений оценки в Российской Федерации.

Реформу регулирования оценочной деятельности можно представить в виде следующих схем (см. табл. 4 (с. 40 - 46)).

 

Таблица 4

 

Система регулирования оценочной деятельности

в Российской Федерации

 

    Уровень  

  и характер 

 регулирования

      Орган    

   управления  

       Функции      

 Права и обязанности

1. Надзор и  

нормативно-  

правовое     

регулирование

Федеральные    

органы         

исполнительной 

власти,        

уполномоченные 

Правительством 

Российской     

Федерации (в   

настоящий момент

Министерство   

экономического 

развития и     

торговли РФ)   

- Выработка         

государственной     

политики в области  

оценочной           

деятельности        

- Нормативно-правовое

регулирование в     

области оценочной   

деятельности,       

утверждение         

федеральных         

стандартов оценки   

- Утверждение в     

порядке,            

установленном       

Правительством      

Российской Федерации,

образовательных     

программ высшего    

профессионального   

образования,        

дополнительного     

профессионального   

образования или     

программ            

профессиональной    

переподготовки      

специалистов в      

области оценочной   

деятельности        

- Ведение единого    

государственного    

реестра             

саморегулируемых    

организаций оценщиков

- Осуществление     

надзора за          

выполнением         

саморегулируемыми   

организациями       

оценщиков Закона

об оценке           

- Обращение в суд   

с заявлением об     

исключении          

саморегулируемой    

организации оценщиков

из единого          

государственного    

реестра              

саморегулируемых    

организаций оценщиков

Вправе:             

- производить       

проведение плановых и

внеплановых проверок

уполномоченным СРО  

один раз в два года в

соответствии с планом

или на основании    

заявления о нарушении

саморегулируемой    

организацией        

оценщиков либо ее   

членами             

законодательства    

Российской Федерации;

- запрашивать у     

специализированного 

депозитария,        

заключившего        

депозитарный договор

с саморегулируемой  

организацией        

оценщиков, информацию

о денежной оценке ее

компенсационного    

фонда.              

Обязаны:            

- утвердить порядок 

ведения             

саморегулируемой    

организацией        

оценщиков реестра   

оценщиков и         

размещения          

содержащейся в      

реестре информации  

в информационных    

системах общего     

пользования;        

- о своем решении,  

принятом на основании

материалов проведения

проверки,           

уполномоченный       

извещает СРО в      

письменной форме в  

срок не позднее трех

дней со дня принятия

такого решения;     

- в случае выявления

нарушения требований,

установленных ч. 3

ст. 22 Закона об    

оценочной           

деятельности        

(легальных          

признаков),         

обращается в        

арбитражный суд     

с заявлением об     

исключении СРО из   

единого              

государственного    

реестра. В случае   

выявления иных      

нарушений направляет

предписание об      

устранении в разумные

сроки выявленных    

нарушений, которое  

может быть обжаловано

в арбитражный суд;  

- в случае          

невыполнения в      

установленный срок  

предписания об      

устранении выявленных

нарушений обращается

в арбитражный суд   

с заявлением об     

исключении СРО из   

единого             

государственного    

реестра             

2.            

Представление

единых       

интересов    

оценщиков.   

Координация  

и связь      

оценочного   

сообщества   

с органами   

власти и     

потребителями

услуг        

Национальный   

совет по       

оценочной      

деятельности   

(НСОД)         

- Обсуждение вопросов

государственной     

политики в области  

оценочной           

деятельности        

- Представление     

интересов           

саморегулируемых    

организаций оценщиков

в федеральных органах

государственной     

власти, органах     

государственной     

власти субъектов    

Российской Федерации,

органах местного    

самоуправления      

- Формирование      

предложений по      

вопросам выработки  

государственной     

политики в области  

оценочной            

деятельности        

- Формирование      

предложений о       

совершенствовании   

правового и         

экономического      

регулирования       

оценочной           

деятельности        

- Защита прав и     

законных интересов  

саморегулируемых    

организаций оценщиков

- Разработка        

федеральных         

стандартов оценки   

- Осуществление     

предварительной     

экспертизы          

нормативных правовых

актов Российской    

Федерации,          

регулирующих        

оценочную           

деятельность        

- Рассмотрение      

проектов нормативных

правовых актов      

Российской Федерации,

регулирующих        

оценочную           

деятельность, и     

представление       

рекомендаций к их   

утверждению          

уполномоченным      

федеральным органом,

осуществляющим      

функции по          

нормативно-правовому

регулированию       

оценочной           

деятельности        

- Рассмотрение      

образовательных     

программ            

образовательных     

учреждений,         

осуществляющих      

профессиональное    

обучение специалистов

в области оценочной 

деятельности, и     

рекомендация таких  

программ к          

утверждению         

- Разработка        

рекомендаций о      

минимальном стаже   

оценщиков, сроке    

стажировки лиц,     

претендующих на     

членство в          

саморегулируемой    

организации оценщиков

- Разработка программ

профессиональной    

переподготовки      

оценщиков           

- Создание           

общероссийского     

третейского суда    

в области оценочной 

деятельности        

- Рассмотрение      

обращений,          

ходатайств, жалоб   

саморегулируемых    

организаций         

оценщиков,          

потребителей услуг  

в области оценочной 

деятельности        

оценщиков           

Вправе осуществлять 

свои функции. Обязан

соответствовать     

легальным признакам 

3.           

Регулирование.

Контроль за  

осуществлением

оценщиками   

оценочной    

деятельности 

Саморегулируемые

организации    

оценщиков (СРО)

- Разработка и      

утверждение         

стандартов и правил 

оценочной           

деятельности, правил

деловой и           

профессиональной    

этики               

- Разработка и      

утверждение правил  

и условий приема    

в члены             

саморегулируемой    

организации         

оценщиков,          

дополнительных      

требований к порядку

обеспечения         

имущественной       

ответственности своих

членов при          

осуществлении       

оценочной           

деятельности,       

установление размера

членских взносов и  

порядка их внесения 

- Представление     

интересов своих     

членов в их         

отношениях с        

федеральными органами

государственной     

власти, органами    

государственной     

власти субъектов    

Российской Федерации,

органами местного   

самоуправления,     

а также с           

международными      

профессиональными   

организациями       

оценщиков           

- Прием в члены и   

исключение из членов

саморегулируемой    

организации оценщиков

- Контроль за       

осуществлением своими

членами оценочной   

деятельности в части

соблюдения ими      

требований          

законодательства или

требований СРО       

- Ведение реестра   

членов              

саморегулируемой    

организации оценщиков

и предоставление    

информации,         

содержащейся в этом 

реестре,            

заинтересованным    

лицам в порядке,    

установленном       

уполномоченным      

федеральным органом,

осуществляющим      

функции по          

нормативно-правовому

регулированию       

оценочной           

деятельности        

- Организация       

информационного     

и методического     

обеспечения своих   

членов              

- Обязана           

своевременно        

принимать меры      

по недопущению      

возникновения       

конфликта интересов 

между               

саморегулируемой    

организацией        

оценщиков и ее      

членами, а также     

по своевременному   

урегулированию такого

конфликта           

- Осуществление иных

функций,            

устанавливаемых     

законом об оценке   

Вправе:             

- представлять      

интересы своих членов

в их отношениях     

с органами власти,  

а также с           

международными      

профессиональными   

организациями       

оценщиков;          

- оспаривать        

в судебном порядке  

акты и действия     

(бездействие) органов

власти, нарушающие  

права и законные    

интересы всех или   

части своих членов; 

- выявив свое       

несоответствие      

требованиям ч. 3

ст. 22 Закона       

об оценочной        

деятельности        

(легальных          

принципов), вправе  

направить в         

уполномоченный      

федеральный орган,  

осуществляющий      

функции по надзору  

за деятельностью СРО,

в письменной форме  

заявление о          

выявленном          

несоответствии с его

описанием, указанием

сведений о дате его 

возникновения и о   

принимаемых и (или) 

планируемых         

саморегулируемой    

организацией        

оценщиков мерах по  

его устранению;     

- в течение двух    

месяцев после       

получения этим      

органом заявления СРО

не может быть       

исключена из единого

государственного    

реестра             

саморегулируемых    

организаций оценщиков

по указанному в     

заявлении основанию.

В случае если по    

истечении указанного

срока СРО           

не представит       

в надзирающий орган 

доказательство      

устранения          

выявленного         

несоответствия, тот 

обращается в        

арбитражный суд     

с заявлением        

об исключении       

саморегулируемой    

организации оценщиков

из единого          

государственного    

реестра             

саморегулируемых    

организаций         

оценщиков;          

- образовывать союзы

(ассоциации)        

в соответствии      

с законодательством 

Российской Федерации

о некоммерческих    

организациях        

Обязаны:            

- соблюдать         

требования          

законодательства;   

- формировать       

компенсационный фонд

для обеспечения      

ответственности своих

членов перед        

потребителями услуг 

в области оценочной 

деятельности и      

третьими лицами;    

- осуществлять      

контроль за         

соблюдением своими  

членами требований  

законодательства,   

ФСО, стандартов и   

правил оценочной    

деятельности, а также

правил деловой и    

профессиональной    

этики;              

- применять меры    

дисциплинарного     

воздействия,        

предусмотренные     

законом об оценке   

и внутренними       

документами         

саморегулируемой    

организации         

оценщиков,          

в отношении своих   

членов;             

- соблюдать объем   

публикуемой         

информации об отчетах

членов              

саморегулируемой    

организации          

оценщиков;          

- соблюдать порядок 

предоставления      

информации,         

содержащейся        

в реестре членов    

саморегулируемой    

организации         

оценщиков, по       

запросам граждан    

и юридических лиц;  

- соблюдать иные    

требования          

 

Саморегулируемые организации оценщиков

 

К СРО оценщиков Законом об оценочной деятельности предъявляются следующие требования (легальные признаки):

1) некоммерческая организация (в соответствии с параграфом 5 гл. 4 ГК РФ);

2) создана в целях регулирования и контроля оценочной деятельности (с соответствующим указанием на это в учредительных документах);

3) включена в единый государственный реестр СРО оценщиков;

4) объединяет оценщиков на условиях членства;

5) имеет в составе не менее 300 физических лиц, соответствующих требованиям вступления в СРО оценщиков;

6) должна создать компенсационный фонд от обязательных взносов в него от своих членов. Размер этого взноса определен в 30 тыс. руб. с любого члена, т.е. суммарный объем данного фонда должен быть не менее 9 млн руб.;

7) должна обладать организационной структурой, включающей в себя коллегиальный орган управления (совет или наблюдательный совет), функционально специализированные органы и структурные подразделения;

8) должна иметь собственные стандарты и правила оценки;

9) работники СРО не должны осуществлять оценочную деятельность;

10) не может быть реорганизована;

11) в случае прекращения деятельности в ликвидационную комиссию СРО должен быть включен представитель Национального совета;

12) обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети Интернет:

- учредительные документы;

- стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики;

- положения о коллегиальном органе управления саморегулируемой организации оценщиков, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков, об органе по рассмотрению дел о применении дисциплинарных взысканий в отношении членов этой организации (дисциплинарном комитете), об иных органах и структурных подразделениях и информацию о составе таких органов и подразделений;

- реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж оценочной деятельности; информацию о фактах применения дисциплинарных взысканий при ее наличии);

- список лиц, членство которых в саморегулируемой организации оценщиков прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований законодательства ФСО, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, за последние три года деятельности саморегулируемой организации оценщиков;

- информацию о несоответствии саморегулируемой организации оценщиков установленным требованиям (в том числе информацию о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации оценщиков указанным требованиям, о мерах, предпринимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков для устранения такого несоответствия);

- правила и условия приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности;

- информацию об отчетах своих членов;

- информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, об инвестиционной декларации компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;

- информацию об управляющей компании, с которой заключен договор о доверительном управлении компенсационным фондом (в том числе информацию о ее наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

- информацию о специализированном депозитарии, с которым заключен депозитарный договор (в том числе информацию о его наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

- информацию о договорах обязательного страхования ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков и информацию о страховщиках, с которыми заключены такие договоры (в том числе информацию об их наименованиях, о месте их нахождения, лицензиях и информацию, предназначенную для установления контакта);

- информацию о приобретении должностными лицами или работниками саморегулируемой организации оценщиков или их аффилированными лицами ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются юридические лица, с которыми члены саморегулируемой организации оценщиков заключили трудовые договоры;

- информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации оценщиков;

- информацию о возникновении конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами;

13) в случае принудительной ликвидации СРО считается исключенной из единого государственного реестра СРО с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

 

Порядок включения некоммерческой организации

в единый государственный реестр саморегулируемых

организаций оценщиков

 

Некоммерческая организация, удовлетворяющая легальным требованиям, вправе подать в орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью СРО, заявление о ее включении в единый государственный реестр СРО.

Этот орган принимает решение о включении или об отказе во включении в единый государственный реестр СРО в течение 7 дней с даты представления следующих документов:

- заявления о включении в единый государственный реестр СРО;

- засвидетельствованных в нотариальном порядке копий учредительных документов;

- засвидетельствованной в нотариальном порядке копий свидетельства о постановке некоммерческой организации на учет в налоговом органе;

- заверенных некоммерческой организацией копий документов об образовании ее членов, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности;

- заверенных некоммерческой организацией копий положений о коллегиальном органе управления, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов такой организации, и о дисциплинарном комитете;

- заверенных некоммерческой организацией копий стандартов и правил оценочной деятельности;

- заверенных некоммерческой организацией копий справок об отсутствии у ее членов неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих формирование компенсационного фонда в размере, установленном Законом об оценке;

- заверенных некоммерческой организацией копий заявлений ее членов о вступлении в эту организацию;

- заверенной некоммерческой организацией копии реестра членов некоммерческой организации.

Решение уполномоченного федерального органа направляется в письменной форме этой некоммерческой организации в течение семи дней с даты принятия соответствующего решения.

Решение об отказе может быть принято по следующим основаниям:

- некоммерческая организация не соответствует одному из легальных требований;

- некоммерческая организация не представила требуемые документы или представила документы, содержащие недостоверную информацию.

Решение об отказе во включении некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО может быть обжаловано этой некоммерческой организацией в арбитражный суд.

Исключение саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в случае, если этой организацией подано заявление о ее исключении из указанного реестра, или в случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации оценщиков.

В иных случаях уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Основанием для обращения в арбитражный суд является:

- выявленное по результатам проверки несоответствие саморегулируемой организации оценщиков одному из легальных требований;

- невыполнение саморегулируемой организацией оценщиков требований об устранении выявленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, и указанных в предписании нарушений в установленные им сроки.

 

Структура саморегулируемых организаций

 

Внутренние документы СРО определяют их структуру в соответствии с законодательством. Рамочные условия такой структуры, основанные на Законе об оценочной деятельности, представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

 

Структура саморегулируемых организаций

 

     Иерархия    

  и наименование 

 органа структуры

  управления СРО 

 Исключительная компетенция

 Порядок функционирования

1. Общее собрание

членов           

- Утверждение положения об

образовании, коллегиального

органа управления СРО,    

принятие решений о        

досрочном прекращении его 

полномочий или о досрочном

прекращении полномочий его

членов                    

- Утверждение положения о 

раскрытии информации СРО  

- Утверждение положения о 

дисциплинарном комитете,  

образование дисциплинарного

комитета, принятие решений

о досрочном прекращении его

полномочий или о досрочном

прекращении полномочий его

членов                    

- Утверждение в порядке и 

с периодичностью, которые 

установлены уставом,      

отчетов коллегиального    

органа управления СРО     

и ее исполнительного органа

о результатах финансово-  

хозяйственной и           

организационной           

деятельности              

саморегулируемой          

организации оценщиков     

- Утверждение положения о 

членстве в саморегулируемой

организации оценщиков     

- Принятие решений о      

добровольной ликвидации   

некоммерческой организации

и назначении ликвидатора  

или ликвидационной комиссии

Созывается не реже чем   

один раз в год. Порядок  

проведения общих собраний

членов саморегулируемой  

организации оценщиков,   

порядок формирования     

повестки дня заседаний,  

определения кворума,     

условия и порядок        

проведения голосования   

определяются             

саморегулируемой         

организацией оценщиков   

в уставе самостоятельно  

2. Коллегиальный 

орган управления 

- Утверждение стандартов  

и правил оценочной        

деятельности, правил      

деловой и профессиональной

этики                     

- Принятие в члены и      

прекращение членства в СРО

- Образование комитетов,  

предусмотренных внутренними

документами               

саморегулируемой          

организации оценщиков,    

принятие решений          

о досрочном прекращении   

полномочий таких комитетов

или о досрочном прекращении

полномочий их членов,     

утверждение положений о   

структурном подразделении,

осуществляющем контроль   

за оценочной деятельностью

членов СРО, и об иных     

комитетах                 

- Утверждение             

инвестиционной декларации 

компенсационного фонда    

- Утверждение положения   

о порядке осуществления   

контроля за оценочной     

деятельностью членов      

саморегулируемой          

организации оценщиков     

- Иные отнесенные уставом к

исключительной компетенции

коллегиального органа     

управления СРО вопросы    

В составе не менее чем   

семь человек. Не более   

чем двадцать пять        

процентов членов         

коллегиального органа    

управления должны        

составлять лица,         

не являющиеся членами    

саморегулируемой         

организации оценщиков    

и (или) их аффилированными

лицами <1>. Члены        

коллегиального органа    

управления               

саморегулируемой         

организации оценщиков    

не могут быть избраны    

в состав дисциплинарного 

комитета.                

Не вправе:               

- учреждать юридические  

лица или являться членами

органов управления       

юридических лиц,         

осуществляющих оценочную 

деятельность, их дочерних

и зависимых обществ;     

- заключать трудовые     

договоры с юридическими  

лицами, заключившими     

трудовые договоры с      

членами саморегулируемой 

организации оценщиков,   

а также с их дочерними   

и зависимыми обществами; 

- заключать гражданско-  

правовые договоры, в том 

числе договоры о         

возмездном оказании услуг,

заказчиком по которым    

выступает член           

саморегулируемой         

организации оценщиков    

3. Единоличный   

исполнительный   

орган             

Полномочия и порядок функционирования не определены  

4. Структурное   

подразделение,   

осуществляющее   

контроль за      

оценочной        

деятельностью    

членов           

саморегулируемой 

организации      

оценщиков        

5. Дисциплинарный

комитет и иные   

органы           

 

--------------------------------

<1> В данном случае существует противоречие, так как в соответствии со ст. 22 Закона об оценочной деятельности работники СРО не имеют права осуществлять оценочную деятельность. Вопрос состоит в том, является ли член исполнительного органа работником СРО. Очевидно, что осуществление функций по управлению должно оформляться договором об оказании услуг или трудовым договором. Во втором случае определенно возникают трудовые отношения, и руководитель является работником СРО. Статья 145 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) устанавливает, что размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора, т.е. отношения с руководителями имеют трудовую природу, следовательно, руководители являются работниками юридического лица. Такая же логика у налогового законодательства.

 

Национальный совет по оценочной деятельности

 

НСОД должен соответствовать следующим легальным принципам:

1) некоммерческая организация;

2) создана более чем 50% СРО оценщиков, объединяющих более чем 50% всех оценщиков;

3) зарегистрирована уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;

4) образует коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включается по одному представителю от каждой СРО, являющейся членом НСОД;

5) не более чем 25% состава коллегиального органа управления НСОД должны составлять независимые эксперты, потребители услуг в области оценочной деятельности, представители научной и педагогической общественности и иные не являющиеся членами или представителями членов саморегулируемых организаций оценщиков лица;

6) председателем коллегиального органа управления НСОД не могут быть представители государственной и муниципальной власти;

7) в НСОД образуется коллегиальный исполнительный орган управления, численный и персональный составы которого утверждаются коллегиальным органом управления;

8) лица, являющиеся членами коллегиального исполнительного органа управления НСОД, а также его работники не вправе: учреждать юридические лица, осуществляющие оценочную деятельность, или являться членами органов управления таких юридических лиц, их дочерних и зависимых обществ и заключать трудовые договоры с членами саморегулируемых организаций оценщиков.

Некоммерческая организация, соответствующая этим требованиям, подлежит регистрации в качестве Национального совета по истечении трех дней с даты представления в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, следующих документов:

- заявления о регистрации в качестве Национального совета;

- надлежащим образом заверенных копий учредительных документов;

- заверенных некоммерческой организацией копий заявлений о вступлении в некоммерческую организацию всех ее членов.

С 1 июля 2007 г. некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации оценщиков, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в целях регистрации в качестве Национального совета.

До даты регистрации Национального совета разработка федеральных стандартов оценки обеспечивается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

 

Порядок осуществления оценочной деятельности

 

Легальные признаки оценщика:

1) оценщик одновременно может быть членом только одной СРО;

2) должен иметь профессиональное образование, соответствующее требованиям законодательства;

3) не иметь судимости или иметь погашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) соответствовать иным требованиям, устанавливаемым СРО, которые не противоречат Закону об оценке <1>.

--------------------------------

<1> Такими требованиями теоретически могут быть стаж в области оценки, количество проектов, в которых участвовал оценщик, дополнительные взносы, согласие на вступление других участников СРО и другие требования, не противоречащие законодательству (исключающие аморальные поступки, разжигание национальной, расовой и религиозной вражды и т.д.).

 

Порядок приема в члены саморегулируемой организации

 

Соискателю членства в СРО необходимо представить:

- документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

- справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- иные документы в соответствии с правилами СРО.

Коллегиальный орган управления СРО принимает решение о соответствии лица требованиям к оценщику в течение семи дней со дня поступления заявления и необходимых документов от такого лица.

Лицо, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, считается принятым в члены СРО и сведения о таком лице вносятся в реестр членов СРО в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности, и внесения установленных СРО взносов. Такому лицу в течение десяти дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов СРО выдается документ о членстве в СРО.

Основанием для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков является:

- несоответствие лица требованиям закона;

- несоответствие лица требованиям, утвержденным СРО для вступления в ее члены;

- исключение лица из членов иной СРО за нарушение требований законодательства, ФСО, если с даты исключения из членов СРО прошло менее чем три года.

Лицо, которому отказано в приеме в члены саморегулируемой организации оценщиков, вправе обжаловать такой отказ в арбитражный суд.

 

Прекращение членства в саморегулируемой организации

 

Членство оценщика в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков на основании:

- заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков;

- утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований законодательства, ФСО, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики <1>.

--------------------------------

<1> Характерно, что нарушение оценщиком внутренних правил и стандартов СРО, на основании чего он был из нее исключен, не является основанием для отказа в принятии физического лица в другую СРО.

 

Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении членства в СРО, обязано уведомить о этом факте заказчика по договору на проведение оценки или юридическое лицо, с которым заключен трудовой договор.

Саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана разместить такое решение на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети Интернет, а также направить копии такого решения:

- лицу, в отношении которого принято решение о прекращении членства в саморегулируемой организации оценщиков;

- юридическому лицу, с которым лицо заключило трудовой договор, в случаях, если информация о заключенном трудовом договоре ранее представлялась в саморегулируемую организацию оценщиков;

- всем саморегулируемым организациям, внесенным в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований законодательства или ФСО;

- Национальному совету в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения об исключении оценщика из саморегулируемой организации оценщиков в связи с нарушением им требований законодательства, Федеральных стандартов оценки и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

Оценщики, состоявшие членами саморегулируемой организации оценщиков, исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, вправе вступить в иные саморегулируемые организации оценщиков. В течение трех месяцев с даты исключения СРО из единого государственного реестра СРО оценщики, состоявшие ее членами и не вступившие в другие саморегулируемые организации оценщиков, вправе осуществлять оценочную деятельность только по договорам, заключенным до даты исключения СРО оценщиков из единого государственного реестра СРО.

 

Контроль за оценщиками

 

Контроль за осуществлением оценки осуществляется соответствующим структурным подразделением СРО оценщиков путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является:

- соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований законодательства ФСО, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

- дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности (страхование гражданской ответственности и взносы в компенсационный фонд) (табл. 6).

 

Таблица 6

 

Проверка деятельности оценщиков

 

                     Тип проверки                    

         Плановая        

        Внеплановая       

Порядок проведения

Не реже одного раза в три

года и не чаще одного раза

в год                    

По жалобе в СРО на        

нарушения законодательства,

стандартов и правил оценки.

Внутренними документами   

саморегулируемой           

организации оценщиков могут

быть предусмотрены иные   

основания для проведения  

внеплановой проверки      

Продолжительность

Не более 30 дней         

Не ограничен              

Исследуемые факты

Соблюдение нормативно-   

правовых актов РФ, ФСО и 

СРО, вопросы обеспечения 

дополнительной           

ответственности оценщиков

Только факты, указанные   

в жалобе, или факты,      

подлежащие проверке,      

назначенной по иным       

основаниям                

Обязанности      

проверяемого     

Представить для проведения

проверки необходимую     

информацию по запросу СРО

в порядке, определяемом ее

внутренними документами  

Обязанности      

проверяющего     

Саморегулируемая         

организация оценщиков,   

а также ее работники и   

должностные лица,        

принимающие участие      

в проведении проверки,   

отвечают <1> за          

неразглашение и          

нераспространение        

сведений, полученных     

в ходе ее проведения     

 

--------------------------------

<1> Порядок ответственности СРО не определен, очевидно, что возможно привлечение СРО к ответственности через НСОД или государственный уполномоченный орган.

 

Дисциплинарный комитет саморегулируемой организации

 

Дисциплинарным комитетом СРО оценщиков является специализированный орган, осуществляющий санкции в отношении оценщиков, нарушивших положения законодательства или иных нормативных правовых актов. В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет. Дисциплинарный комитет обязан рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации оценщиков и дела о нарушении ее членами требований законодательства. При рассмотрении жалоб на действия членов СРО дисциплинарный комитет обязан приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также лиц, в отношении которых рассматриваются дела о применении дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарный комитет вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:

- вынесения предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

- вынесения члену саморегулируемой организации оценщиков предупреждения;

- наложения на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

- рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков, подлежащей рассмотрению и утверждению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков;

- иных установленных внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков мер.

Решения дисциплинарного комитета могут быть обжалованы членами этой СРО в коллегиальный орган управления в установленные сроки. Решение коллегиального органа управления СРО об утверждении рекомендации дисциплинарного комитета об исключении лица из своих членов может быть обжаловано этим лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев с даты принятия такого решения. Денежные средства, полученные саморегулируемой организацией оценщиков в результате наложения на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа, подлежат зачислению в компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков.

 

Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков

 

Компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщиков является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации оценщиков от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе зачет его требований к саморегулируемой организации оценщиков. Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено саморегулируемой организации оценщиков только в случае совпадения следующих условий:

- для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

- оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответа на предъявленное требование <1>.

--------------------------------

<1> Данное положение, по мнению авторов, противоречит ст. ст. 309 и 310 ГК РФ.

 

Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба. Не допускается осуществление выплат за счет компенсационного фонда (в том числе возврат членам саморегулируемой организации оценщиков их взносов), за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заказчиками или третьими лицами. На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации оценщиков, а также по обязательствам членов саморегулируемой организации оценщиков, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением регулируемого ею вида деятельности. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать 600 тыс. руб.

 

Управление компенсационным фондом

 

Саморегулируемая организация оценщиков для размещения средств компенсационного фонда, в целях их сохранения и увеличения, заключает с управляющей компанией договор доверительного управления таким фондом.

Управляющая компания обязана совершить все необходимые действия по недопущению нарушения требований к размещению средств компенсационного фонда и заключить договор со специализированным депозитарием, с которым заключен договор саморегулируемой организацией оценщиков.

Специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией ограничений размещения средств компенсационного фонда, правил размещения этих средств и требований к их размещению, установленных законодательством и инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков.

Обо всех случаях нарушения установленных требований к размещению средств компенсационного фонда специализированный депозитарий уведомляет саморегулируемую организацию оценщиков и уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Управляющая компания и специализированный депозитарий отбираются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

Доход, полученный от размещения средств компенсационного фонда, направляется на пополнение этого фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения таких средств.

Средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией оценщиков. Не менее чем сорок процентов этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации и не более чем сорок процентов этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или паи паевых инвестиционных фондов.

Не допускается размещать более чем пять процентов средств компенсационного фонда в акции одного эмитента, а также размещать средства компенсационного фонда в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и иностранные ценные бумаги.

 

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков

 

Надзор за деятельностью СРО осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом, исполняющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

О своем решении, принятом на основании материалов проведения проверки, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, извещает саморегулируемую организацию оценщиков в письменной форме в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

В случае выявления нарушения легальных требований уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.

Предписание уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией оценщиков в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков, выявившая свое несоответствие легальным требованиям, вправе направить в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков мерах по его устранению.

В течение двух месяцев после получения уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, заявления о выявленном несоответствии саморегулируемая организация оценщиков не может быть исключена из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по указанному в заявлении основанию. В случае если по истечении указанного срока саморегулируемая организация оценщиков не представит в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, доказательства устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Оценщики, состоявшие членами саморегулируемой организации оценщиков, исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, вправе вступить в иные саморегулируемые организации оценщиков.

В течение трех месяцев с даты исключения саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков оценщики, состоявшие ее членами и не вступившие в другие саморегулируемые организации оценщиков, вправе осуществлять оценочную деятельность только по договорам, заключенным до даты исключения саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

 

 

Последнее изменение: воскресенье, 26 октября 2014, 14:05