5.3. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности
5.3. Система внутрихозяйственной управленческой отчетности.
Информация, сгруппированная управленческим учетом, предоставляется заинтересованным пользователям организации, которые на ее основе должны принять правильное экономическое решение. Пользователями информации являются:
- высшее руководство;
- менеджеры среднего уровня (тактическое звено);
- менеджеры низшего уровня (операционное звено).
Отчеты должны характеризоваться четкой постановкой раскрываемых вопросов и задач, содержать описание метода анализа, определения новых терминов, количественные и качественные данные, необходимые для понимания отчета, раскрывать все примененные допущения и их оценку, предоставлять пользователю свод результатов и выводы, а также описание факторов риска.
В качестве приложения к приказу об Учетной политике организации необходимо разработать отдельный документ «Положение о системе управленческой отчетности», где необходимо указать состав внутренней управленческой отчетности в соответствии с требованиями пользователей и деятельностью организации.
Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо прежде всего определить перечень информации, которая необходима менеджерам различных структурных звеньев, а также степень оперативности ее предоставления. С этой целью проводится специальное обследование системы управления предприятием, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по принятию решений и их информационные потребности. В результате заполняется «Информационная карта», отражающая потребности в информации структурных единиц предприятия.
Информационная карта
Структурные единицы |
Перечень информации |
Тип данных (количественные/ стоимостные) |
Периодичность составления |
Цеха основного производства |
Выпуск готовой продукции по видам |
Количественные/ стоимостные |
Ежесменно |
|
Незавершенное производство |
Количественные/ стоимостные |
Ежесменно |
|
Использование материалов |
Количественные/ стоимостные |
Ежесменно |
|
Использование рабочего времени |
Количественные |
ежесуточно |
………………… |
………………….. |
………………………… |
……………….. |
Вспомогательные цеха |
|
|
|
Отдел снабжения |
|
|
|
Отдел сбыта |
|
|
|
Планово-экономический отдел |
|
|
|
Минимальный объем отчетных форм должен включать в себя:
1) накопительные ведомости по структурным подразделениям, центрам ответственности, видам или группам продукции, статьям бюджета;
2) сводки - краткие сведения о деятельности подразделений на конкретную дату;
3) итоговые отчеты – отчеты, предоставляющие результаты деятельности организации в целом и ее структурных подразделений за определенный период.
Среди возможных форматов предоставления управленческой отчетности можно выделить следующие: табличный, графический, текстовый.
Структура управленческой отчетности включает в себя отчеты в соответствии со следующей классификацией:
1) комплексные отчеты - обычно предоставляются ежемесячно;
2) сводные отчеты – предоставляются на конкретную дату в любой момент времени;
3) аналитические отчеты – готовятся по запросу руководства.
Минимальный объем информации, которая должна группироваться в управленческой отчетности, следующий:
- объем годовых продаж по группам продуктов;
- годовая прибыль или убытки по подразделениям и в целом по предприятию;
- годовой объем производства по подразделениям и в целом по предприятию;
- объем закупок и остатков материально-производственных запасов;
- изменение в ассортименте продуктов и доля рынка;
- ежегодные капительные затраты;
- годовые денежные потоки и др.