3.  Тенденции циклического развития организации. Пятиэтапный цикл развития организаций

 

В настоящее время существуют различные подходы к выявлению циклов развития социально-экономических систем, организаций. Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития.

Первый этап – эксплерентный.  Он характеризует зарождение фирмы в новой экономической рыночной среде, формирование ее первоначальной структуры. Фирма хотя и не сложилась окончательно, но уже поставляет на рынок  экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, изучает спрос. Это, как правило рискованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этом этапе ее возникновения. Это может быть кризисом быстротечным и легким. К нему готовы, и есть прикрытие. Фирма пока находиться в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой. Такие организации (фирмы) называют «эксплерентными». Эксплерентные  организации характеризуются коллективом весьма инициативных людей. Лидером этого коллектива является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой характер. Это человек, способный начинать новое дело, почувствовать его экономическую перспективность. Начинать  новое дело трудно и опасно. Здесь необходима решительность и воля, доверие и уважение, активность и настойчивость.  

   При удачном развитии событий организация (фирма) продолжает расти, увеличиваться и вступает в новый этап – патиентный.  Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочнения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышение роли маркетинга в управлении фирмой. Этот этап рассматривается как этап количественного роста и вся перестройка в управлении фирмой связана с количественными изменениями. На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек и этот рост оказывается оправданным, он вызывается потребностями развития.

Третий этап развития организации – виолентный. В этот период организация достигает зрелого состояния, устойчивости положения на рынке. Конкурентоспособность ее высока.  Она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты – это фирмы с силовой стратегией, работают как правило в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

Фирмы-виоленты могут выступать в трех видах: национального виолента, интернационального виолента, деструктурированного виолента.

Национальные виоленты почти всегда организуют венчурные фирмы, которые связаны с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структурами производства и реализации.

Общее количество национальных виолентов в промышленной сфере должно быть не более 20%, иначе ослабнет подпитка развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро устаревать морально.

По достижении определенного предела (например, фирма уже утвердилась на рынке, имеются достаточные технологические и финансовые возможности) фирма принимает решение о ее дальнейшем развитии в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок технологии и пр.

Интернацинальные виоленты отличаются большими размерами, диверсификацией, наличием широкой международной сети филиалов. Они обретают устойчивую стабильность (их положение называют позицией «могучего слона»). В условиях жестокой конкуренции трудно оставаться первым в создании новшеств, но широкий охват рынка позволяет стать менее зависимым от исхода конкурентной гонки. Ни одно новшество реализованное соперниками не затронет всех сегментов рынка. Поэтому всегда остаются возможности догнать конкурентов. Они пускают в ход свои гигантские возможности, только когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесняют новатора. Таким образом, интернациональный виолент возникает как продолжение развития национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта. Интернациональный виолент вынужден действовать по правилам мирового рынка. Для России в этом плане есть специфическая проблема. Суть проблемы заключается в том, что более развитые страны стремятся перевести в Россию экологически грязные производства, что в конечном счете ставит под угрозу национальную безопасность страны.

Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли. Но ситуация не является безнадежной. Фирма безжалостно избавляется от убыточных производств и снижения издержек в сохраняемых предприятиях. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления. При этом возможна и такая ситуация. Попавшая в полосу кризисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии, и превращается в деструктурированный виолент.

Четвертый этап коммутантный.  Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, старения, когда жизнедеятельность ее заметно ухудшается, а развитие теряет смысл, заходит в тупик.

Фирмы-коммутанты осуществляют малый и средний бизнес, ориентированы на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуальный подход к клиентам, используют достижения фирм-виолентов. Эти фирмы занимаются выпуском продукции либо частично устаревшей, либо имеющей ограниченный спрос в рамках только национального или регионального рынка.

Пятый этап называется  леталентным. Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а так же сменой персонала.