2.              Стратегический групповой анализ

        Стратегический групповой анализ применяется для исследования конкурентной среды. Идея этого метода состоит в том, что из группы организаций выявляются организации, имеющие общие черты.

        Такими чертами могут быть:

·схожие стратегии конкуренции

·одинаковые позиции на рынке

·схожие товары, каналы сбыта сервис и другие элементы маркетинга

        Установить стратегическую группу  означает – определить барьеры, которые отделяют 1 группу от другой. Такими барьерами могут быть: размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т.д.

На рынке финансовых услуг выделяют такие группы, как местные банки, филиалы крупных иногородних банков, не банковские учреждения.

        Стратегический групповой анализ, как метод конкурентного анализа обладает рядом преимуществ:

1)           подходит для коммерческих и некоммерческих организаций

2)           возможно даст лучшее понимание конкурентных характеристик конкурентов

3)           может ответить на вопрос, на сколько вероятен переход фирмы из одной стратегической группы в другую

        Существует широкий спектр характеристик, которые может использовать разработчик стратегии для изучения различий между фирмами:

1)           финансовые характеристики: уровень финансовой зависимости; политика в области цен, положение в вопросе затрат

2)           стратегические структурные характеристики: размеры фирм, структура собственности, тип стратегии, количество держателей акций, технологическое лидерство

3)           характеристики рынка: пределы разнообразия продукта, географический охват, количество сегментов рынка, используемые каналы распределения продукции, наличие товарных марок, качество продукта (услуг).

        Стратегический групповой анализ конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы.

        На основе этого анализа можно сделать следующие выводы:

1)           фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп (обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри группы)

2)           фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыль. Зачастую они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей

3)           изменение рыночных условий не редко может иметь различный эффект для разных групп, в т.ч. может стимулировать фирмы  к переходу в другие стратегические группы

4)           увеличение числа стратегических групп в отрасли может усиливать конкуренцию

Представить отрасль в целом или ее отдельные стратегические группы можно с помощью позиционных карт.

Размер круга должен быть пропорционален объему продукции в соответствующей позиционной карте.