2. Стратегический групповой анализ
Стратегический групповой анализ применяется для исследования конкурентной среды. Идея этого метода состоит в том, что из группы организаций выявляются организации, имеющие общие черты.
Такими чертами могут быть:
·схожие стратегии конкуренции
·одинаковые позиции на рынке
·схожие товары, каналы сбыта сервис и другие элементы маркетинга
Установить стратегическую группу означает – определить барьеры, которые отделяют 1 группу от другой. Такими барьерами могут быть: размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т.д.
На рынке финансовых услуг выделяют такие группы, как местные банки, филиалы крупных иногородних банков, не банковские учреждения.
Стратегический групповой анализ, как метод конкурентного анализа обладает рядом преимуществ:
1) подходит для коммерческих и некоммерческих организаций
2) возможно даст лучшее понимание конкурентных характеристик конкурентов
3) может ответить на вопрос, на сколько вероятен переход фирмы из одной стратегической группы в другую
Существует широкий спектр характеристик, которые может использовать разработчик стратегии для изучения различий между фирмами:
1) финансовые характеристики: уровень финансовой зависимости; политика в области цен, положение в вопросе затрат
2) стратегические структурные характеристики: размеры фирм, структура собственности, тип стратегии, количество держателей акций, технологическое лидерство
3) характеристики рынка: пределы разнообразия продукта, географический охват, количество сегментов рынка, используемые каналы распределения продукции, наличие товарных марок, качество продукта (услуг).
Стратегический групповой анализ конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы.
На основе этого анализа можно сделать следующие выводы:
1) фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп (обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри группы)
2) фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыль. Зачастую они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей
3) изменение рыночных условий не редко может иметь различный эффект для разных групп, в т.ч. может стимулировать фирмы к переходу в другие стратегические группы
4) увеличение числа стратегических групп в отрасли может усиливать конкуренцию
Представить отрасль в целом или ее отдельные стратегические группы можно с помощью позиционных карт.
Размер круга должен быть пропорционален объему продукции в соответствующей позиционной карте.