Лекция 9

Построение перспективы точки

Перспектива точки строится с помощью двух прямых, проходящих через точку. Эти прямые могут быть любые. Например, радиальная прямая и прямая, перпендикулярная картине (рис. 1).

На рисунке 1 сначала нашли вторичную проекцию точки (а1) на пересечении перспектив двух прямых, а затем перспективу точки (А1), отложив высоту в плоскости картины.

Рис. 1. Построение перспективы точки А с помощью радиальной прямой
и прямой, перпендикулярной картине

На рисунке 2 перспектива точки найдена с помощью двух произвольных прямых. Точки схода этих прямых определены линиями, им параллельными.

Рис. 2. Построение перспективы точки А с помощью
двух произвольных прямых

Перспектива окружности

Перспективой окружности в зависимости от положения точки зрения может быть эллипс (наиболее распространенный случай), парабола, гипербола. Если плоскость окружности параллельна картине, ее перспектива будет окружностью.

Отношение диагонали квадрата к его стороне приблизительно равно 0,707. Геометрическое деление показано на рисунке 3.

Рис. 3. Деление отрезка в соотношении стороны квадрата к его диагонали

На рисунке 4 приведен пример построения перспективы окружности с помощью дистанционных точек D1 и D2. Точка О1 является центром эллипса и находится посередине отрезка 3 4. Точка О — перспектива центра окружности.

а                                                            б

Рис. 4. Перспектива окружности:

а — ортогональные проекции; б — перспектива

 

Выбор точки зрения и угла зрения

Для того чтобы обеспечить удачное перспективное изображение предмета, рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

1. Угол между крайними проецирующими лучами — угол зрения φ следует брать в пределах от 18 до 53°. Оптимальный угол около 30°. Если здание высотное, то точку зрения следует отдалить от картины на полторы-две высоты предмета, для того чтобы угол зрения в вертикальной плоскости оказался в допустимых пределах.

2. Картинную плоскость ориентируют так, чтобы главная точка картины (Р) оказалась в пределах средней трети угла зрения. Часто главным лучом картины (SP) выбирают биссектрису угла зрения, а затем перпендикулярно ему проводят картинную плоскость (О1 О2).

Угол между следом картины и главным фасадом обычно составляет от 25 до 30°.

3. Высоту горизонта обычно принимают на уровне глаз человека, то есть
H = 1,5 … 1,7 м.

В зависимости от положения точки зрения и картинной плоскости относительно объекта возможны два вида перспектив. Если картинная плоскость не параллельна основным плоскостям фасадов здания, перспектива называется угловой.

Целесообразно картинную плоскость провести через ближайшее ребро предмета, которое в перспективе изобразится в натуральную величину (рис. 5).

Если картинная плоскость параллельна одной их основных плоскостей объекта, перспектива называется фронтальной. Обычно ее применяют при построении перспективы интерьера (рис. 5).

Рис. 5. Выбор точки зрения и угла зрения

 

Методы построения перспективы

Метод архитекторов. В основе метода лежит использование точек схода перспектив горизонтальных прямых объекта.

Построение перспективы объекта
с использованием двух точек схода

 

Для параллельных прямых направления 1  точкой схода будет F1, для направления 2 точка схода —  F2 (рис. 6).

Рис. 6.  Построение перспективы объекта с двумя точками схода

 

Натуральная величина высоты отрезков только на картине (вторичную проекцию довести до основания картины и отложить высоту по перпендикуляру) (рис. 6).

 

Построение перспективы объекта

с использованием одной точки схода

Рис. 7. Построение перспективы объекта с одной точкой схода

Радиальный метод. Сущность этого метода заключается в определении точек пересечения лучей с картинной плоскостью, поэтому его часто называют методом следа луча (рис. 8). Рационально также применять этот метод, когда в плане много не параллельных между собой линий.

Рис. 8. Фронтальная перспектива интерьера (радиальный метод)

 

Т Е Н И

Общие сведения

Светотень выявляет объемную форму пространственных объектов, придает наглядность проекционным изображениям, позволяет определить размеры отдельных элементов здания и всего сооружения в целом.

Тени могут быть построены:

— при искусственном освещении объекта, когда лучи света образуют конический пучок лучей с центром в источнике света;

— при естественном (солнечном) освещении, когда источник света удален в бесконечность и световые лучи параллельны друг другу.

Тень, которая получается на неосвещенной части поверхности предмета, называется собственной тенью, а линию, ее ограничивающую — границей (контуром) собственной тени.

Тень, отбрасываемая предметом на горизонтальную плоскость или на другую плоскость или поверхность, называют падающей тенью, а линию, ее ограничивающую — границей (контуром) падающей тени.

Контур собственной тени представляет собой линию касания обертывающей лучевой поверхности с предметом.

Контур падающей тени является тенью от контура собственной тени.

Чтобы построить тень от точки, надо провести через нее световой луч и найти точку пересечения луча с ближайшей на его пути плоскостью или поверхностью.

Чтобы построить тень от прямой достаточно построить тени от двух произвольных точек прямой и соединить их.

Тени в перспективе

Вторичная проекция источника света — солнца находится на линии горизонта.

Тень от точки определяется пересечением перспективы светового луча с его вторичной проекцией.

Вариант 1. Солнце находится позади зрителя (S1   ниже линии горизонта).  S1 A1 — перспектива светового луча, s1 a1 — вторичная проекция светового луча. А0 — тень от точки А (рис. 9).

Рис. 9. Тень от точки А, когда солнце позади наблюдателя

 

Вариант 2. Солнце находится перед зрителем (S1   над линией горизонта) (рис. 10).

Рис. 10. Тень от точки А, когда солнце перед наблюдателем

 

Вариант 3. Лучи света параллельны картинной плоскости и наклонены под углом 45° к горизонтальной плоскости (рис. 11).

Рис. 11. Тень от точки А, когда световые лучи параллельны картине
и наклонены под углом 45° к горизонтальной плоскости

 

Вариант 3 при построении теней в перспективе считается предпочтительным.

 

Построение теней состоит из двух этапов:

1.     Выявление и построение контуров собственных и падающих теней.

2.     Передача градаций освещенности объекта (рис. 12).

 

Падающая тень темнее собственной.

 

 

 

 

 

Рис. 12.  Градация освещенности поверхностей предметов и теней

 

На рисунке 13 показано построение теней параллелепипеда и вертикальной прямой.

Контур собственной тени — a1 A1 B1 C1 c1 .

Контур падающей тени — a1 A0 B0 C0 c1 (тень от контура собственной тени).

 

Рис. 13. Построение теней в перспективе