Влияние автомобильного транспорта на природную среду
1. Общие сведения
Вследствие увеличения автомобильного парка потребление кислорода воздуха неуклонно возрастает, а его природное воспроизводство заметно сокращается. Например, автопарк США потребляет кислорода в 2 раза больше его естественного прироста.
Автотранспортный комплекс потребляет огромное количество воды, которая является еще одним жизненно важным природным ресурсом. Объем водопотребления на производственные и хозяйственные нужды в целом по стране в 2000 г. превысил 1 млрд. кубометров.
Средняя концентрация загрязнений в неочищенных моечных стоках АТП
Тип автомобиля |
Концентрация загрязнений |
|
Взвешенные частицы, мг/л |
Нефтепродукты, мг/л |
|
Легковые |
400-600 |
20-40 |
Грузовые малой грузоподъемности |
900-1300 |
20-50 |
Автобусы |
1400-1800 |
40-50 |
Грузовые большой грузоподъемности |
2200-4000 |
50-150 |
Нормы водопотребления и водоотведения на АТП, оснащенных системой оборотного водоснабжения
Размер автотранспортного предприятия |
Расход воды, м/1 авт. в год |
Количество сточных вод, м/1 авт. в год |
||
для про-извод- ственных целей |
на хозяйственно- бытовые нужды |
производ- ственных |
бытовых |
|
АТП на 100 грузовых автомобилей средней грузоподъемности |
63 |
53 |
10 |
53 |
АТП на 100 автобусов большого класса |
106 |
77 |
6 |
77 |
Источники
образования, наименование и масса отходов производства на АТП
Источник образования и наименование отходов |
Класс опасности |
Масса отходов кг/1 авт. в год |
||
Легковой |
Грузовой |
Автобус |
||
Зоны ТО-1, ТО-2, ТР (отработанные масла, фильтры) |
II |
38 |
146 |
228 |
Сварочный участок (огарки электродов, окалина) |
IV |
1 |
2 |
3 |
Аккумуляторный участок (свинец, электролит, пластмасса) |
III |
3 |
11 |
16 |
Шинный участок (осадок, нефтешлам) |
IV |
44 |
160 |
262 |
Моечный участок (осадок, нефтешлам) |
III |
26 |
96 |
154 |
Промасленная ветошь |
III |
3 |
12 |
18 |
Промасленные опилки |
III |
2,7 |
9,7 |
11,5 |
Металлолом черный |
IV |
63 |
349 |
437 |
Металлолом цветной |
IV |
43 |
140 |
230 |
Люминесцентные лампы |
I |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
Смет с территории |
IV |
276 |
613 |
928 |
ИТОГО отходов |
|
501 |
1540 |
2289 |
Выбросы
тепла и парниковых газов
В ходе эксплуатации автомобилей с ОГ выбрасывается значительное количество диоксида углерода (СО), который, как известно, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект. Автотранспортный комплекс страны ежегодно выбрасывает в атмосферу более 100 млн.т, АТК земного шара - около 2 млрд.т СО.
Значительны и тепловые выбросы, которые порождают автомобили: 100 тыс. движущихся автомобилей и 1 млн. л горячей воды выделяют одинаковое количество тепла. Они составляют огромную величину (70 МДж на один среднестатистический автомобиль в год), что усугубляет действие "парника" и способствует изменению климата на планете в худшую сторону.
Акустическое
загрязнение
Серьезным видом воздействия AT на окружающую среду, особенно в городах, является транспортный шум. Автомобили, движущиеся по магистрали и улицам, являются основным его источником. Их доля в общем уровне городского шума составляет 60-80%.
Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие кузова с потоком встречного воздуха.
Уровень шума 90 дБА является пределом нормального физиологического восприятия человека. Максимально допустимый уровень - 110 дБА. При уровне шума 90 дБА допускается 8-часовой рабочий день. Превышение его на 10 дБА в соответствии с санитарными нормами требует сокращения рабочего дня на 2 часа.
Согласно ГОСТ Р 52231-2004, допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации:
Тип автомобиля
|
Уровень шума, дБА
|
Автомобили легковые категории M1 и грузопассажирские и грузовые категории N1
|
96 |
Автобусы категории M2 и автомобили грузовые категории N2 |
98 |
Автобусы категории M3 и автомобили грузовые категории N3 |
100 |
В соответствии с действующими санитарными нормами (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) для территорий больниц и санаториев допустимым является уровень шума в 45 дБА, а для районов жилой застройки - 55 дБА. Уровни шума на городских магистралях и прилегающих к ним территориях достигают 85 дБА. В результате у 50-60% населения проявляются болезненные реакции: повышенная возбудимость и раздражительность, усталость, потеря слуха, расстройство зрительного и вестибулярного аппарата, различные психические заболевания. Исследования показали, что шум в больших городах сокращает продолжительность жизни людей на 8-12 лет.
Загрязнение
воздушного бассейна
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобилей (0,6-1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобилей (1,4 г на 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (55-70 г на 1 т в сутки). Кроме того, источниками испарений топлива являются предприятия инфраструктуры AT (АТП, СТО, авторемонтные мастерские, АЗС, гаражи, стоянки и др.).
В атмосферу выбрасывается также значительное количество канцерогенных веществ. В их состав, кроме сажи с адсорбированными на ней полиароматическими углеводородами (ПАУ), входят асфальтовая и шинная пыль, образующаяся в процессе движения автомобилей, и продукты износа тормозных накладок, содержащих 30% асбеста и 5% свинца. Попадая в воздух и на почву, а затем в воду, они несут с собой серьезную опасность для населения.
Большую опасность представляют новые и изношенные шины, хранящиеся на складах. Они активно выделяют в атмосферу более десятка чрезвычайно реакционноспособных и токсичных химических соединений, в том числе канцерогенных.
Загрязнение водного бассейна.
Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды моечных установок, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты, сточные воды от производственных участков, содержащие тяжелые металлы, кислоты, щелочи, краску, растворители.
2. Компоненты и размеры загрязнения
Парк автомобилей, а значит, и выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение водного бассейна и количество образующихся в ATE производственных отходов устойчиво растут. Их размеры определяются расчетным путем.
Автомобильный парк России ежегодно потребляет около 50 млн. тонн моторного топлива. При этом в атмосферу с ОГ автомобилей выбрасывается более 200 различных веществ, часть из которых токсична.
Наименование вещества |
Масса выбросов, кг/т топлива |
ПДК, мг/м |
|||
Бензин |
Дизтопливо |
ПДКрз |
ПДКсс |
ПДКмр |
|
Оксид углерода (СО) |
200 |
45 |
20,0 |
3,0 |
5,0 |
Углеводороды (СН) |
80 |
55 |
100,0 |
1,5 |
5,0 |
Окислы азота (NOx) |
25 |
35 |
2,0 |
0,04 |
0,085 |
Диоксид серы (SO) |
2 |
4 |
10,0 |
0,05 |
0,5 |
Соединения свинца (Рb) |
225·10 |
- |
0,0003 |
0,0003 |
0,01 |
Твердые частицы, сажа (С) |
1,5 |
8 |
4,0 |
0,005 |
0,15 |
3. Характеристики вредного воздействия компонентов отработавших газов автомобилей на организм человека
По степени воздействия на организм человека токсичные вещества подразделяются на 4 класса:
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высоко опасные,
3 - умеренно опасные,
4 - мало опасные.
Для них установлены предельно допустимые концентрации:
- предельно допустимая концентрация в рабочей зоне (ПДКрз);
- предельно допустимая среднесуточная концентрация в атмосфере населенных мест (ПДКсс);
- максимальная разовая предельно допустимая концентрация в воздухе населенных мест (ПДКмр).
Оксид углерода (СО) - прозрачный, не имеющий запаха газ, который в воде не растворяется (4-й класс опасности). Длительность его существования в атмосфере - от 2 месяцев до 3 лет. Поступая в организм с вдыхаемым воздухом, СО быстро поглощается кровью и блокирует возможность гемоглобина снабжать организм кислородом.
Диоксид азота (NO) - газ красновато-бурового цвета, в малых концентрациях без запаха, хорошо растворяется в воде (2-й класс опасности). Образующаяся в результате взаимодействия NO с влагой воздуха азотная кислота разрушает легочную ткань и верхние дыхательные пути. При этом отравление организма происходит постепенно и каких-либо нейтрализующих это действие средств нет. В больших концентрациях NO пагубно действует на нервную систему человека, увеличивает число больных астмой.
Углеводороды (СН) в выбросах представлены низкомолекулярными соединениями, образующимися в результате неполного сгорания топлива, полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) и альдегидами. В целом, их действие отнесено к 4-му классу опасности. Однако некоторые виды ПАУ, в частности бенз(а)пирен, являются канцерогенными веществами (1-й класс опасности).
Альдегиды (RCHO) имеют резкий и неприятный запах, раздражают глаза и верхние дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень (2-й класс опасности).
Сажа (С) вызывает негативные изменения в системе дыхательных органов (3-й класс опасности).
Диоксид серы (SO) - бесцветный, с острым запахом газ, который, взаимодействуя с влагой воздуха, образует серную кислоту (3-й класс опасности). Нарушает белковый обмен, поражает легкие и верхние дыхательные пути.
Соединения свинца (Рb) чрезвычайно вредны и поэтому отнесены к 1-му классу опасности. Попадая в организм при дыхании, через кожу и с пищей, вызывают отравление, приводящее к нарушениям функций мозга, органов пищеварения, нервно-мышечных систем. Основным источником свинца при эксплуатации автотранспорта является этилированный бензин. В настоящее время он запрещен к производству.