ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ABS/TCS

ABS: Anti lock BrakeSystem (Антиблокировочнаясистема)

ASR: Anti Spin Regulator. (Система предотвращающая пробуксовку ведущих колес);

TCS: Traction Control System(Системауправлениетягой)

 

Система ABS/TCS весьма надежна и самопроизвольных отказов компонентов практически не бывает. Как правило, большинство отказов системы связано с небрежным обслуживанием автомобиля, и происходят они по следующим причинам:

· Не установлены или неправильно установлены на место кабели подключения компонентов системы;

· Произошло механическое повреждение датчика скорости вращения колеса при проведении ремонтных работ с подвеской;

· Небрежно проведенная процедура прокачки гидравлической системы тормозов автомобиля, в результате которой присутствие воздуха в гидравлической системе вызывает сбои в работе ABS;

Проверку работоспособности системы проверить довольно просто.

Сначала производится проверка работы ABS. Для этого следует проверить работу системы на скользкой дороге (например, на мокром или обледенелом покрытии) путем разгона автомобиля до скорости 35…40 км/час с имитацией аварийного торможения, нажав до отказа на педаль тормоза. При исправной системе педаль под ногой должна слегка вибрировать, или как выражаются автомеханики «отбивать» в ногу. Автомобиль не должен срываться в юз, а перемещаться прямолинейно, плавно снижая скорость.

Проверку работоспособности системы TCS в режиме «работает – не работает» можно произвести следующим образом. Необходимо приподнять автомобиль, освободив ведущие колеса от контакта с опорной поверхностью. Запустить двигатель и убедиться, что контрольная лампа TCS погасла. Дать поработать двигателю, прогрев его до рабочей температуры, так как система TCS защищает холодный двигатель от работы на низких оборотах. Включить 1-ю или 2-ю передачу (на автомобилях с АКПП, соответственно любую переднюю передачу «D1» или «D2»). Нажать на педаль газа на 3…4 секунды. Если на панели приборов в это время несколько раз загорится лампа TCS, а двигатель не набирает обороты, система ASR исправна.

Если же предварительные проверки выявили какую-либо неисправность, необходимо провести комплексную проверку системы.

Система самодиагностики (встроенная диагностика).

Современные автомобильные системы управления имеют встроенную диагностику неисправностей, алгоритм которой заключаются в следующем:

При включении зажигания компьютер системы ABS/TCS тестирует все компоненты системы — датчики, гидравлический модулятор, все электрические цепи, а так же самого себя. В это время на панели приборов горят обе контрольные лампы. Проверка занимает 2…3 секунды, по истечении которых, если в системе всё в норме, лампы гаснут. Если же в системе обнаружена неисправность, лампы продолжают светиться. В процессе самодиагностики ЭБУ распознает неисправность и записывает эту неисправность в виде числового кода в оперативную память блока управления ABS. В случае выявления неисправности ЭБУ включает лампу ABS, отключая функционирование антиблокировочной системы. В этом случае тормозная система автомобиля работает в обычном режиме.

Сигнальная лампа ABSсветится постоянно, информируя водителя о том, что управление ABS не осуществляется.

Информация о записанных в память ЭБУ неисправностях может быть считана одним из двух доступных способов:

а) – подключение к системе автомобиля сканера (например, KTS-XXX, предлагаемому BOSCH) или подключить его к прибору TECH-1, предлагаемому фирмой GM.

б) – считать код неисправности в режиме подачи светового сигнала (блинк-кода).

Это так называемые «статические» неисправности, которые возникают при проверке электрических цепей на короткое замыкание или обрыв.

Динамические неисправности выявляются при движении автомобиля, например, неисправность колесного датчика.

                                                                                                                                                             

 Датчик 1 частоты вращения индукционного типа. Сердечник датчика 2 — постоянный магнит, вокруг которого намотана катушка 3 индуктивности, соединенная с электронным блоком управления. При вращении зубчатого колеса магнитные силовые линии попеременно проходят либо через воздушный зазор, либо через зубцы магнитопроводящего кольца 5.

Проверка исправности колесных датчиков.

Перед проверкой датчиков скорости вращения колеса необходимо обратить внимание на следующее:

· Ступичные подшипники колес не должны иметь чрезмерного износа или быть неправильно отрегулированы;

· Датчик и его провода не должны иметь механических повреждений;

· Ротор колесного датчика не должен иметь механических повреждений и быть свободным от грязи.

Для диагностики датчика потребуется омметр и осциллограф.

 

Порядок проверки следующий:

· Снимают колесо и проверяют правильность установки датчика. Величина зазора между ротором и датчиком не должна превышать величины, предусмотренной Техническими условиями. Для справки необходимо обратиться к соответствующему разделу Руководства по ремонту диагностируемого автомобиля. При необходимости регулируют величину зазора.

· При выключенном зажигании отключают коннектор (штекерный разъем) ЭБУ и производят измерение сопротивления между соответствующими терминалами. Чтобы исключить ошибку, связанную с отсутствием или неисправностью соединений проводов, проводят повторное измерение непосредственно на терминалах датчика. Проверяют результат измерения по Техническим условиям, приведенным в соответствующем Руководстве по ремонту.

· Освобождают колеса автомобиля, приподняв его. Отсоединяют разъем ЭБУ и присоединяют к соответствующим терминалам измерительные щупы осциллографа. Вращая колесо со скоростью около 30 об/мин проверяют осциллограмму переменного напряжения на выходе каждого датчика скорости колес. Амплитуда синусоидального сигнала должна быть не менее 0,12 Вольт.

· При несоответствии значений сопротивления, амплитуды или синусоидальной формы выходного сигнала датчика, проверяют соответствующие жгуты и разъемы, а при необходимости — заменяют датчик.

Проверка концевого выключателя педали тормоза.

Для проверки работоспособности датчика выключателя педали тормоза необходимо при выключенном зажигании отсоединить жгут проводов от ЭБУ. Затем включить зажигание и, подключив вольтметр между соответствующим терминалом жгута проводов ЭБУ и массой.

 

При отпущенной педали тормоза вольтметр должен зафиксировать напряжение около 0 Вольт. При нажатой педали тормоза — около 12 Вольт. При необходимости отрегулируйте начальное положение концевого выключателя или установите новый концевой выключатель.

 

Проверка гидравлического модуля.

Проверку работоспособности гидромодулятора можно произвести только при помощи специального диагностического оборудования. Одну из возможных методик проверки рассмотрим на примереABSавтомобиля SUBARUForester.

Перед проведением диагностики необходимо удостовериться в полноте зарядки батареи, проверить уровень тормозной жидкости, оценить степень износа протекторов, проверить давление воздуха в шинах и убедиться в отсутствии признаков утечек в гидравлическом контуре тормозной системы. Следует оценить степень износа тормозных колодок и дисков, в случае необходимости произведите замену.

Внимание: Используйте для подключения к суппортам тормозных механизмов только специальные манометры. Во избежание загрязнения тормозной жидкости не подключайте манометры, ранее использованные для проверки гидравлического тракта автоматической трансмиссии!

Выверните вентили прокачки суппортов тормозных механизмов передних колес. Подсоедините к суппортам манометры и прокачайте гидравлическую систему. Подсоедините диагностические клеммы к клеммам №№ 3 и 6 диагностического разъема считывания базы данных. Закатите автомобиль передними или задними колесами на стенд тормозной диагностики и переведите трансмиссию в нейтральное положение. Выставьте скоростной режим тестирования в 4 или чуть менее км/ч. Включите зажигание. Контрольная лампа ABS должна загореться приблизительно на 1,5 секунды, затем погаснуть. В течение 0,5 секунды после отключения контрольной лампы выжмите педаль ножного тормоза, гидравлический модулятор должен начать функционировать. Следите за показаниями подсоединенных к суппортам манометров. Модулятор должен произвести декомпрессию контуров тормозных механизмов левого и правого передних колес, фиксацию давления и, затем, вновь его поднятие. Исходное давление должно составлять 3,5 МПа; глубина декомпрессии: до 0,5 МПа(и ниже); восстановленное давление: не менее 3,5 МПа. Выключите зажигание. Отсоедините манометры и повторите проверку, на этот раз для контуров механизмов задних колес автомобиля.