Раздел 4. Психология личности и межличностных отношений

Глава 14. Личность

1.     Общее понятие о личности

2.     Индивид, субъект, личность, индивидуальность

3.     Формирование и развитие личности

4.     Межличностные отношения

 

1. Общее понятие о личности

 

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

По этому поводу существуют достаточно разные мнения. С одной стороны, личность обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — это динамическая характеристика протекания психических процессов человека.

Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям; это собрание устойчивых черт личности.  

Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Однако воля и эмоции входят в раздел «Психические процессы», что предполагает  включение в структуру личности таких психических процессов, которые могут быть рассмотрены с точки зрения претерпевания изменений под влиянием социальной среды. Основания для этого есть, например, чувства — один из видов эмоций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Память может быть рассмотрена не только как познавательный процесс, но и как социально обусловленный, как процесс совершенствования и развития мнемонических способностей человека.  Интеллект человека напрямую связан с его социализацией.  Это же замечание касается и таких процессов, как мышление, речь, внимание, воображение, восприятие и представление.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определенной точки зрения данный подход был весьма удобен, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия «личность» был назван академиком А.В. Петровским[1] «коллекционерским». В этом случае личность превращается в некое вместилище, принимающее в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т. д.  С позиции данного похода задача психолога сводится к каталогизации «коллекеции» и выявлению индивидуальной неповторимости сочетания качеств «коллекции» у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие «личность» его категориального содержания.

В 60-е гг. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, умения, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода.  По мнению А.Н. Леонтьева личность — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективпость, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории Леонтьев считал, что составляют индивидные свойства человека. По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотинически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

 

2. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

 

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию организации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у представителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отечественной психологии соотносится с социальной организацией человека.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие "личность» включает в себя, прежде всего, качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека. Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии.

В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п.   Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего  данная позиция у тех авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции[2], но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества. Эти две тенденции находят свое отражение в закономерностях развития человека, более того они находятся в постоянном взаимодействии.

Поскольку существуют понятия человека с точки зрения биологической, психической и социальной, то представляется возможным интерпретировать понятия индивид, субъект, личность, индивидуальность следующим образом:

Индивид (от лат. Individuum – неделимое) – человек как неделимое природное существо, представитель вида Homo Sapiens. В этом случае можно говорить о том, что индивид это категория и биологическая, и психическая, при этом уместно указать, что это просто обобщенный человек. Таким образом, индивид – это психобиологическая категория, выражающая представление об обобщенном человеке, как продукте филогенетического и онтогенетического развития. Влияние социальной составляющей рассматривается только лишь как приобретение обобщенным человеком новых общих биологических и психических характеристик (рис. 1).

Субъект  – это также психобиологическая категория, высокая степень обобщения, но имеющая отношение к человеку, принадлежащему к определенной группе людей, которая имеет некие показательные отличительные признаки. В качестве отличительных признаков группы могут выступать:  пол, возраст, профессия, род занятий, рост, вес, национальность, место жительства, специальность и т.д.  Таким образом, к понятию субъект относятся понятия: студент, преподаватель, мужчина, женщина, ребенок, школьник, рабочий, фермер, спортсмен, охотник, русский, американец, немец, галичанин, буевлянин, высокий, низкий, пухлый, крупный и т.д.  В понятие субъект вложена некая конкретика, но весьма размытая и неопределенная с точки зрения социальной значимости, это просто принадлежность к определенному слою людей, который в значительно большей степени характеризуется общими биологическими и психическими признаками (Рис. 1).

 

Рис. 1. Графическое изображение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность

                           

Личность – это явление социальное по своей сути, это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены (Рис. 1).

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий  от других людей; это своеобразие психики, её неповторимость.  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (восприятий)  и интеллекта, потребностей и способностей человека. Индивидуальность, как и личность, - явление социальное (Рис. 1).

 

3. Формирование и развитие личности

 

Личностью человек не рождается, а становится.  С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития.

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону[3], который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа[4]: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около 2 - 3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Процесс социального взаимодействия, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Процесс социализации, а, следовательно, и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека.

Следует отметить, что в рамках концепции Б.Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся  способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества.

Проблема самоактуализации личности — одна из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализации является чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии[5].

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии.

Другим вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер. Однако, поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы.  Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т. с. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.

 

5.     Межличностные отношения

 

Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и "знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов[6], диспозиций[7], ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой — выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества. В то же время особенности межличностных отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектории становления основных социально-психологических феноменов, характеризующих способы взаимодействия и взаимовлияния в ней.

В современной социальной психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой залогом по-настоящему прочных межличностных отношений является взаимный обмен — каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу от этих отношений.

В США был проведен целый ряд исследований, направленных на выявление типичных вложений и вознаграждений, ассоциирующихся с межличностными отношениями. На основании анализа результатов подобных исследований социальными психологами было выделено шесть типов вознаграждений, обычно ожидаемых людьми от межличностных отношений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Следует добавить, что вложения или затраты в контексте межличностных отношений правомерно рассматривать как своего рода "отношенческую валюту". Оценка справедливости обмена в контексте межличностных отношений всегда крайне субъективна и подвержена сильным колебаниям, однако, именно она определяет степень удовлетворенности партнеров отношениями.

Большинство индивидов следуют в отношениях принципу паритетности, который опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам. На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:

1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.

2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.

3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.

4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Теория справедливости предполагает устранение несоответствий между участниками взаимодействия, достижения ими точки равновесия. Часто участники ищут статическое равновесие как единственное равновесие для взаимодействия в целом. Отклонение от равновесия приводит к возникновению конфликтов и к поиску  новой точки равновесия. Рациональные игроки движутся в сторону стратегической оптимальности.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

В человеческих отношениях важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга, оно всегда присутствует при контактах людей.   Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитной теории личности[8].  Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения личности с другими людьми и определяет структуру восприятия человека человеком.   В одном из аспектов она являет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Процесс формирования имплицитной теории личности у человека может быть представлен следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде фотографии с самыми общими и устойчивыми впечатлениями. Например, некто считает, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, тогда этот некто будет считать порядочными всех смелых людей, однако, связь между этими чертами личности может оказаться случайной.

Кроме этого, тройственная структура личности может привести и к другим заключениям.  Контактируя с людьми, которые внешне напоминают индивиду кого-то, впечатления о котором достаточно ярко отложились в его памяти, он бессознательно переносит на этих людей те черты характера, которые входят в сложившуюся имплицитную теорию личности.    Аналогично дело обстоит и с поступками человека, которые по стереотипу переносятся на его характер и внешний облик.

Таким образом, имплицитная теория личности, с одной стороны,  может способствовать формированию быстрого и точного образа другого человека, даже в отсутствии достаточной информации о нем, а с другой стороны, может привести к ложным выводам и заключениям, даже при наличии вроде бы достаточной информации.  Основная трудность заключается в правильном подборе и анализе исходных данных. Последствия неправильного анализа приводят к неуправляемым и неконтролируемым реакциям, например, антипатиям.  Именно искаженная имплицитная теория личности часто является причиной разного рода социальных, расовых, национальных, религиозных и других предрассудков.

Другими фактами, которые определенно влияют на восприятие и понимание людьми друг друга, являются эффект первичности и эффект новизны.  Эффект первичности – его суть состоит в том, что первое впечатление, первая по порядку личностная информация, способны оказать на индивида более сильное влияние, чем последующая, при формировании образа оппонента на первых порах межличностного общения.  Эффект новизны – он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке.  Та информация, которая отложилась по порядку последней, может оказать сильное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая. Оба эффекта обязаны своим существованием закону долговременной памяти, согласно которому лучше запоминается информация полученная в начале или в конце.

Межличностные отношения опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в группе.

Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, руководства и подчинения, деловые и личные,  рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами.

В отличие от официальных неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Отношения руководства связаны с реализацией функций управления и организации деятельности людей. Отношения подчинения – антипод отношений руководства.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу.  Личные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, то есть в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором - законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

 



[1] Петровский Артур Владимирович (1924) – советский психолог, специалист по проблемам развития личности с позиций социальной психологии

[2] Рекапитуляция — биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). По Геккелю "онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза".

[3] Эриксон Эрик Хомбургер (англ. Erik Homburger Erikson; 19021994) – американский психолог, работавший в сфере психологии развития и психоанализа. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

[4] Эпигенетический принцип - указывает на то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Центральное положение теории развития  «Я»-человека»

[5] Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — «вершина», др.-греч. λόγος, logos — «учение») — наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека

[6]Аттитюд (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого - либо действия. Синоним: установка

[7] Диспозиции – (от лат. Dispositio – расположение) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности

[8] Имплицитная теория личности (англ. implicit — невыраженное явно) (синонимы "наивная концепция личности", "теория личности здравого смысла") — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами. И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. И. т. л. описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность,  дифференцированность ("когнитивная сложность"), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. В исследованиях содержания и структуры И. т. л. широко используются методы психосемантики. Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли.