7.3. Технические средства нефтехозяйств и особенности их обслуживания.

 

К техническим средствам нефтехозяйства относятся средства доставки нефтепродуктов и технологическое оборудование для приема, хранения, выдачи, учета и контроля качества нефтепродуктов.

Для доставки нефтепродуктов на склады используются как транспортные так и топливозаправочные цистерны на шасси автомобилей

ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ емкостью от 3 до 9 м3.

АЦ-4,2-5,3А;    АЦ-4,2-130.

В качестве передвижных заправочных средств применяют топливозаправочные агрегаты АТМЗ-2,0-52 и АТЗ-2,4-52, которые предназначены для перевозки нефтепродуктов и механизированной заправки тракторов и комбайнов в полевых условиях. МЗ-3904 предназначен для заправки дизельным топливом, бензином, смазочными материалами и водой тракторов, комбайнов и др. самоходных машин, работающих в полевых условиях.

Топливозаправочные агрегаты на шасси двухосного тракторного прицепа 2ПТС-4М.

Заправка машин на стационарных постах осуществляется топливораздаточными и маслораздаточными колонками различных типов.

КР – колонка с ручным управлением;

КЭР – колонка с электроприводом и местным ручным управлением;

КЭД - колонка с электроприводом и с управлением от дистанционного устройства;

КЭК – колонка с электроприводом и  с комбинированным управлением.

Для заправки машин с дизельным топливом рекомендуется использовать колонку модели КЭР-40-1,0.

Для заправки машин бензином рекомендуется колонка КЭР-40-0,5, КЭД-40-0,5.

Автотракторное масло заправляют маслораздаточной колонкой прямоточного действия с электроприводом модели 367М, которая работает совместно с насосной установкой модели 3106А.

 

Для выдачи нефтепродуктов через топливораздаточные колонки используем резервуары стальные горизонтальные цилиндрические двустенные для подземного хранения нефтепродуктов. Завод-изготовитель ООО «Промхолдинг», г. Гагарин.

 

Технологические трубопроводы. Технологические трубопроводы подлежат проверке на герметичность и прочность в соответствии с требованиями СНиП 3.05.05. Подземные участки коммуникаций и сооружений должны покрываться антикоррозийной изоляцией. Наземные участки должны быть окрашены.

Технологические трубопроводы с арматурой, топливораздаточные колонки и сливные рукава должны быть надежно соединены в единую систему заземления.

Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающие утечки топлива за их пределы.

При использовании двухстенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство лотков.

В административном здании расположена операторская, оборудованная пультом управления и контроля за технологическими процессами на нефтебазе. В маслоскладе хранятся редко используемые сорта масел, а также все сорта консистентных смазок. В здании предусмотрено размещение пункта регенерации масла с маслоочистительной установкой. К зданию примыкает навес, под которым находятся ёмкости с отработанными и восстановленными маслами.

 

Все технические средства нефтехозяйств – резервуары с дыхательными клапанами и запорной арматурой, приемо-раздаточные стояки, топливозаправочные колонки и др. должны обслуживаться с учетом условий их эксплуатации. По объему проводимых работ техническое обслуживание нефтескладского оборудования подразделения на ежедневное, первое и второе.

 

Ежедневное обслуживание включает в себя подготовку оборудования к работе, контроль герметичности всех соединений, работоспособности измерительных устройств, а так же прослушивание работы всех агрегатов.

У маслораздаточных колонок проверяют работоспособность включающего устройства и автоматического выключателя.

Первое техническое обслуживание. Из резервуаров сливают нефтепродукты, очищают и промывают их, проверяют на герметичность. Эти операции проводят не реже одного раза в шесть месяцев независимо от вида ТСМ.

Периодичность заправочного оборудования при ТО-1 – 200 тыс. л. нефтепродукта, но не реже одного раза в три месяца.

Второе техническое обслуживание. На заправочном оборудовании проверяют работу насоса и электродвигателя. Из резервуаров сливают нефтепродукты, очищают и промывают их от загрязнений, проверяют на герметичность.

ТО-2 для резервуаров с дизельным топливом проводится один раз в год, а для резервуаров с бензинами и маслами – один раз в два года. Кроме того, ТО-2 проводят каждый раз при смене сорта нефтепродукта в резервуаре.

Обслуживание, очистка емкостей – наиболее трудоемкая и опасная работа для обслуживающего персонала. Механизированная мойка и зачистка резервуаров может выполняться с применением моечной установки ОМ-12394 – ГОСНИТИ. Дно резервуара очищается обычно вручную звеном одновременно работающих рабочих из трех человек. После ручной очистки резервуара необходимо повторить механизированную мойку.