5.1 Роль и значение технического диагностирования.

 

 

По мере роста оснащенности сельского хозяйства современной и весьма сложной техникой всё более важное значение приобретают вопросы её высокоэффективного использования.

Новая техника (типа К-744Р, К-701М, Т-150К, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, ДТ-175С, Дон—1500Б, КамАЗ и др.) отличается:

-         конструктивной сложностью и универсальностью;

-         высокой энергонасыщенностью и производительностью.

Эта техника характеризуется повышенными требованиями к уровню эксплуатации, качеству ТО и ремонта.

Снижение суммарных затрат на эксплуатацию, ТО и ремонт этой техники достигается применением технического диагностирования – одной из составных частей планово-предупредительной системы ТО и ремонта машин.

Диагностика – слово греческое. Diagnostikos – значит, способный распознавать.

В медицине диагностикой называют раздел науки, изучающий признаки болезней, а также методы, при помощи которых дается заключение о характере болезни.

Мы говорим о медицинской диагностике потому, что техническая диагностика имеет с ней много общего, хотя машина более простой объект для обслуживания, нежели организм человека.

Существуют два понятия:

1.     техническая диагностика;

2.     диагностирование.

 

Техническая диагностика – раздел науки об измерениях, разрабатывающий методы и приборы, при помощи которых определяют скрытые параметры механизма по параметрам его внешних процессов.

 

Диагностирование– процесс определения технического состояния машины по косвенным параметрам и качественным признакам.

Техническое диагностирование позволяет определить не только техническое состояние узлов машин, но и установить виды и объемы ремонтных работ, а также ресурс объекта диагностирования до очередного ремонта без их разборки (иди с частичным объемом демонтажных работ).

 Исследования и опыт показывают, что диагностика машин позволяет:

-         уменьшить простои машин;

-         повысить их производительность;

-         снизить расход топлива и затраты средств на ТО и ремонт.

 

Задачи диагностирования заключаются в следующем:

1.                 не допустить работу машины с пониженными эксплуатационными показателями;

2.     предупредить аварийные износы и поломки;

3.     предотвратить беспричинную  разборку машины.

Объектами технического диагностирования служат тракторы, автомобили, сложные с.-х. машины, оборудование животноводческих  ферм и др. с.-х. техники.

В процессе эксплуатации этой техники основные показатели её использования.

Мощность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..  Ne, кВт,

Расход топлива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .Gт, кг/ч;

Производительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .W, га/ч.

Изменяются по мере увеличения наработки.

Объективными причинами изменения этих показателей являются:

-         нарушение регулировок;

-         износ;

-         поломки деталей.

Состояние элементов объекта определяют путем сравнения текущих значений диагностических параметров с их допускаемыми значениями.

Было установлено, что потеря мощности двигателя Д-240 трактора МТЗ-80/82 и двигателя А-41 трактора ДТ-75М на 15% от Nен влечет за собой потерю производительности

МТЗ-80   - 0,94 усл.га/см;

ДТ-75М   - 1,4 усл.га/см.

Массовая проверка мощностных и топливных показателей тракторных двигателей на основе бестормозных испытаний показала, что среднее значение эффективности мощности и расхода топлива имеют отклонение от номинального значения в широком спектре.

Эти отклонения оказывают большое влияние на приведенные эксплуатационные затраты, которые включают в себя:

-         расходы на заработную плату;

-         эксплуатационные материалы;

-         техническое обслуживание;

-         амортизационные отчисления.

Анализ показал, что при одинаковом отклонении мощности от номинального значения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, наблюдается повышение приведенных затрат. (рис.1).

Более резкое возрастание приведенных затрат наблюдается при отклонениях мощности от номинального значения в сторону увеличения, что в эксплуатации недопустимо.

С уменьшением мощности приведенные затраты сначала уменьшаются, а затем резко возрастают.

Предел понижения мощности следует ограничить условием равенства приведенных затрат на номинальном режиме и режиме пониженной мощности (точки А и Б).

Рис. 1 Зависимость приведенных затрат Sпр от эффективной мощности двигателя Ne

 

Отметим, что существует  несколько видов технической диагностики:

3 – эксплуатационная;

1 – заводская;

2 – ремонтная;

4 – специальная.

Нас, как инженеров эксплуатационников, интересует, прежде всего эксплуатационная диагностика, которая имеет три вида:

-         функциональную;

-         структурную;

-         ресурсную.

 

Функциональная диагностика предназначена для измерения параметров, характеризующих функциональные свойства составных частей и агрегатов машины. Производится постоянно при снижении Nе.

 

Структурная диагностика предназначена для выявления неисправностей замером текущих значений параметра. Проводится при ТО-1, ТО-2 (частично) при ТО-3 (полностью).

 

Ресурсная диагностика предназначена для прогнозирования ресурса детали (системы, узла).

Проводится при ТО-3.