3.6. Метод «директ – костинг».
Главный принцип,
положенный в основу системы "директ-костинг", - раздельный учет
переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного
периода. Разделение затрат на постоянные и переменные является достаточно
условной вещью, и поэтому в зависимости от изменений условий деятельности их
классификация может меняться в рамках одного предприятия.
Переменные затраты
меняются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей, но в
расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в
сумме не связаны с уровнем деловой активности, но в расчете на единицу
продукции они зависят от объема производства. Однако большинство затрат
относится к полупеременным (смешанным), которые в той или иной степени зависят
от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует
слабая корреляционная зависимость.
Можно выделить несколько
разновидностей системы "директ-костинг":
- классический "директ-костинг" - калькулирование по
прямым (основным) затратам, которые в то же время являются переменными;
- система учета переменных затрат - калькулирование по
переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные
расходы;
- система учета затрат в зависимости от использования производственных
мощностей - калькуляция всех переменных расходов и части постоянных,
определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.
Общим для всех
разновидностей является то, что калькулируется не полная, а частичная
себестоимость. По частичной себестоимости оценивают незавершенное производство
и готовую продукцию в балансе, а постоянные расходы списывают на счет прибылей
и убытков.
Метод «директ – костинг»
имеет два варианта:
1. Простой «директ –
костинг»,
который целесообразно применять при небольших объемах производства и
номенклатуры продукции. Здесь рассчитывается сумма маржинальной прибыли, которая показывает способность предприятия
генерировать достаточные доходы для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.
Она рассчитывается по следующей формуле:
МП = В – З пер., где
МП – маржинальная прибыль;
В – сумма выручки;
З пер. – сумма
переменных затрат.
1. Развитой «директ –костинг». Здесь
используется понятие полумаржи, которая
определяется по формуле:
ПМ = МП – ЗК пост., где
ПМ – полумаржа;
МП – маржинальная прибыль;
ЗК пост. – косвенные постоянные затраты.
К косвенным постоянным затратам будут
относиться ОПР, которые можно распределить по видам продукции. В этом случае
возможно оценить вклад каждого вида продукции в общую сумму прибыли
предприятия. Для внедрения развитого «директ-костинга» на предприятии
необходимо разработать систему расчета полумаржи по уровням, который
зависит от масштабов деятельности
предприятия.
Особое значение в управленческом
учете имеет деление затрат на постоянные и переменные. На нем базируется
большинство расчетов по оптимизации соотношения "затраты -
результаты", по обоснованию максимальной по прибыли программы производства
и сбыта, наиболее приемлемых цен и ценовой политики, систем директ-костинга,
изменения приростных и предельных затрат, маржинальной себестоимости и дохода.
Анализ «затраты – объем
– прибыль», или СVР – анализ,
проводится с целью нахождения таких значений цены, фактического объема продаж,
метода платежа, переменных и постоянных расходов и т.п., которые бы обеспечивали
максимальную величину прибыли от продажи данного вида продукции. Он
основывается на выявленных закономерностях в поведении постоянных и переменных
затрат предприятия, маржинальной прибыли и выручки от продаж. Сумма маржинальной прибыли, равная сумме
постоянных расходов, дает точку
безубыточности, т.е. нулевую прибыль или убыток.
Объем безубыточности продаж, или критического объема выручки, определяется по следующей формуле:
, где
Nk –
критический объем реализации в стоимостном выражении, остальные условные
обозначения соответствуют принятым ранее.
С помощью данной формулы
возможно рассчитать показатели деятельности предприятия: сумму выручки для
достижения точки безубыточности; выручку, которую нужно получить для достижения
заданной суммы прибыли от продаж; количество единиц продукции, которое
необходимо продать для достижения точки безубыточности; количество единиц
продукции, которое необходимо продать для достижения планируемой суммы прибыли
от продаж.
Маржинальный запас рентабельности – это величина, показывающая превышение
объема производства над объемом производства, необходимым для достижения точки
безубыточности. Для расчета данного запаса действуют в такой последовательности:
1. Рассчитывается маржинальный запас
рентабельности в стоимостном выражении по следующей формуле:
Маржинальный запас рентабельности = выручка на планируемый объем – выручка
в точке безубыточности
2. Затем рассчитывается маржинальный
запас рентабельности в %. Он показывает, на сколько % должна уменьшиться
выручка, прежде чем предприятие начнет нести убытки:
Маржинальный запас,
% = маржинальный запас
рентабельности /
выручка от продаж на планируемый объем
Операционный рычаг устанавливает взаимосвязь между суммой маржинальной прибыли
и суммой прибыли от продаж. Расчет операционного рычага производится по
формуле:
Операционный рычаг =
маржинальная прибыль / прибыль от продаж
Сила воздействия
операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска,
связанного с данным предприятием.
(смотри пример).
Метод высокой и низкой
точек (метод абсолютного прироста, минимаксный, метод наивысшей и наинизшей
точки) - самый упрощенный и распространенный за рубежом и применяется при
наличии двух экстремальных величин. В нем используются крайние значения
(наименьшее и наибольшее) независимой (уровень деятельности) и зависимой
(затраты) переменной в области релевантности. Расчет выполняется в четыре шага:
- выявляется разность
между максимальным и минимальным значениями независимой и зависимой переменной
соответственно;
- рассчитывается
коэффициент или ставка переменных затрат как частное от деления разности
крайних точек зависимой переменной на разность точек независимой переменной;
- исчисляются переменные
компоненты затрат, соответствующие крайним точкам: коэффициент последовательно
умножается на минимальное и максимальное значение независимой переменной;
- определяются постоянные
затраты как разность между общими и переменными.
Пример
Планируется к продаже
изделие, сумма переменных затрат на производство которого составляет 800 руб.
за единицу, продажная цена одной единицы запланирована в 1 000 руб.
постоянные затраты предприятия за период – 200 000 руб. Требуется: рассчитать точку
безубыточности (выручка и количество); определить выручку и количество изделий,
которые необходимы для получения суммы прибыли в размере 30 000 руб.;
определить маржинальный запас рентабельности и величину операционного рычага.
1) точка безубыточности
а) х = 200 000 / 1 000 – 800 б) 0 = 1 000х – 800х
– 200 000
х =
200 000 / 200 200х = 200 000
х = 1 000
шт.
1 000
шт * 1 000 руб. = 1 000 000 руб. – выручка
2) прибыль 30 000 руб.
30 000 = 1 000х – 800х – 200 000
200х = 230 000
Х = 1 150 шт.
1 150 шт. * 1 000 руб. = 1 150 000
руб. – выручка
3) маржинальный запас рентабельности
1 150 000 – 1 000 000 = 150 000
руб.
Маржинальный запас рентабельности в %
150 000 / 1 150 000 * 100% = 13,04%
Следовательно, объем продаж должен снизиться на
13,04%, прежде чем предприятие начнет нести убытки.
4) операционный рычаг
1 150 000 – 800* 1 150 / 30 000 = 7,67
230 000 руб. – маржинальная прибыль.
Это соотношение в дальнейшем используется для
прогнозирования суммы прибыли при изменении объема производства. Например, если
объем продаж увеличится на 20%, то прибыль от продаж составит
7,67 * 20% = 1,53 – уровень изменения прибыли
30 000 * 2,53 = 75 900 руб. – сумма
прибыли.