Лекция 9. Общественное движение в России во второй половине XIX в.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
I. Общественное движение в конце 1850-х –начале 1860-х гг.
II. Движение народников в70-80-е гг. Революционное и либеральное народничество.
I. Общественное движение в конце 1850-х –начале 1860-х гг.
Предпосылки движения.
1. К концу 50-х гг. общественное движение в России имело определенный опыт – опыт заговорщической деятельности, присущей декабристам; опыт пропагандистской и публицистической деятельности студенческих, литературных, философских кружков, ряда печатных изданий: газеты «Колокол» и альманаха «Полярная звезда» Герцена, «Современника» Чернышевского и Добролюбова.
2. Были сформулированы идеи либерального развития и утопического социализма. Начинает формироваться революционная идеология.
3. К концу 50-х гг. XIX века активизируется крестьянское движение.
4. По мере углубления кризиса феодально-крепостнического строя, все более ярких проявлений этого кризиса (самые яркие высветила Крымская война) происходит вовлечение в общественное движение широких слоев общества, разночинцев, и активизация этого движения.
Суть движения.
В 1856-1857 гг. все силы возлагали большие надежды на планировавшиеся в России реформы. Эти надежды нашли свое отражение и в «Колоколе» и в западническом «Русском вестнике», в славянофильской «Русской беседе» и радикальном «Современнике». Реформа привела к радикализации настроений в обществе. Участие в движении не только дворян, но и разночинцев становится благоприятным условием для распространения революционных идей. Лидером радикалов становится Н.Г. Чернышевский – сторонник крестьянского социализма. Вслед за Герценом он видел пороки буржуазного строя, подвергал его критике, но его собственные идеи были утопичны. Зародышем социализма он считал крестьянскую общину, условием перехода к социализму – освобождение крестьян и безвозмездную передачу им земли. Он считал возможным организацию всенародного натиска на самодержавие, чтобы принудить его к реформам.
Долгое время в литературе Н.Г. Чернышевский рассматривался как автор прокламации: «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой призывал крестьян к бунту. Этот документ положил начало прокламационной компании; в распространяемых прокламациях содержалась критика крестьянской реформы, подкрепляемая угрозой народного восстания. Однако в современных исследованиях высказывается мнение, что Н.Г. Чернышевский не мог быть автором подобной прокламации, так как выступал против всякого насилия.
В 1861-1862 гг. в числе других представителей общественного движения Н.Г. Чернышевский был арестован и осужден на каторжные работы. Позже, по возвращении из ссылки он отказался от идеи некапиталистического развития России. Прокламации были первой попыткой представителей общественного движения установить связь с народом.
Организационное оформление движения.
В 1861 г. предпринимаются попытки оформить движение организационно. Программой становится статья Огарева«Что нужно народу?» определены цели движения – земля и воля. Формируется организация «Земля и воля» 1861-1863 гг. Центральная организация возникает в Петербурге и возглавлена Чернышевским. В Лондоне формируется руководящий совет во главе с Герценом. По России возникает 14 отделений этой организации. Цели заложены в названии. Средства достижения цели: пропаганда, выпуск прокламаций в ожидании вспышки крестьянского движения, которое предстоит этой организации возглавить.
В 1863 г. обстановка в стране накаляется в связи с освободительным движением в Польше. Однако его поражение, спад крестьянского движения и аресты ведут к прекращению деятельности организации. Часть участников движения отходит от идеи крестьянской революции. Возникает кружок Ишутина, один из членов которого Д. Каракозов совершает в 1866 г. первое покушение на Александра II .
Характер движения.
Общественное движение конца 1850-х – начала 1860-х гг. приобретает революционно-демократическую направленность. Революционную, так как средством осуществления своих целей считали крестьянскую революцию. Демократическую, так как движение было широким по социальному составу: участвовали дворяне, разночинцы, предполагалось участие крестьян.
Либералы в результате буржуазных реформ 60-70-х гг. получили легальный институт – земства. Их следующей целью было создание при царе представительного органа с участием делегатов от земств для проведения законодательной работы.
II. Движение народников в70-80-е гг. Революционное и либеральное народничество
В 70-80 гг. формируется идеология революционного народничества. Его истоки коренятся в революционно-демократических идеях 50-60-х гг. Основной целью революционных демократов и революционных народников была безвозмездная передача земли крестьянам. Кроме этой, первоочередной, программа народников включала ряд перспективных политических целей:
· ликвидацию самодержавия и всех привилегий дворянства;
· свобода и равенство народа;
· уничтожение произвола полиции и чиновников.
Как и русские утопические социалисты, считали, что на основе крестьянской общины можно перейти к социализму, минуя капиталистический строй. Но решить эту задачу нельзя без реализации названных целей.
Путь решения этих целей народники видели по-разному. В зависимости от того, определяют три течения революционного народничества.
1. Бакунин Н.А. видел такой путь в крестьянской революции. Крестьяне, по его мнению, готовы к революции, ее надо только подтолкнуть, что должна сделать революционная интеллигенция. Это направление получило название бунтарского.
2. Лавров П.Л. обосновал революционного народничества. Поддерживая идею народной революции он считал необходимым готовить народ к революции, для чего интеллигенты - революционеры должны вести напряженную пропагандистскую работу.
3. Ткачёв П. Н. – теоретик заговорщического направления, видел, насколько интеллигенция далека от народа, и считал невозможным поднять крестьян на сознательное революционное движение. Интеллигенция должна полагаться на собственные силы, составить заговор, захватить путем переворота государственную власть и путем преобразований раскрепостить общину, высвободить ее внутренние силы для социалистического развития.
С 1874 г. молодежь, находившаяся под влиянием этой идеологии, начинает массовое «хождение в народ»,неся ему лозунги Бакунина и Лаврова. Отсюда и возникло название движения –«народники». Однако призывы к революции встречали в народе настороженное, а то и враждебное отношение. Нередко крестьяне сдавали пропагандистов властям и полиции. Первая попытка «хождения в народ» закончилась провалом.
В 1879 г. «Земля и воля» распалась на две организации: «Народная воля» и «Черный передел». «Черный передел» придерживался прежней тактики: пропаганда среди крестьян идей социалистической революции. Члены организации: В.И. Засулич, Г.В.Плеханов, П.А.Аксельрод. «Народная воля» ставила целью борьбу за политическую власть с помощью заговоров и индивидуального террора. Лидеры организации: А.И. Желябов, С.Л. Перовской, В.Н.Фигнер. Народовольцы организовали преследование Александра II . Усилиями Софьи Перовской было взорвано железнодорожное полотно недалеко от Курского вокзала в Москве. От взрыва пострадал поезд с царской охраной. Степан Халтурин организовал взрыв в царской столовой в Зимнем дворце. Александр II не пострадал. 1 марта 1881 г. Софья Перовская организовала экипаж царя, следующий по улицам Санкт - Петербурга. В результате царь – реформатор погиб!
Народовольцы не достигли поставленных целей. Развернувшиеся репрессии властей привели к ликвидации «Народной воли». Лидеры «Черного передела» вынуждены были эмигрировать.
Революционное народничество потерпело поражение. Его причины:
1. Утопизм идеологии.
2. Отсутствие социальной опоры движения.
3. Неоднородность движения.
4. Бесперспективность избранной тактики.
В 80-90-е гг.на место революционному народничеству приходит либеральное. Его представители надеялись осуществить народнические идеалы мирным путем, отказались от революционной борьбы. Борьбу за политические цели, конституцию они считали вторичной и делали упор на социально-экономических преобразованиях:
· организации финансовой помощи крестьянству;
· ликвидации крестьянского малоземелья;
· совершенствовании сельского образования, медицины;
· поощрение кустарных промыслов.
Не оставляя надежд на создание представительного органа при царе из числа земских деятелей, они надеялись получить таковое не в результате политической борьбы, а в виде царской милости.
К началу ХХ века, в условиях развития капиталистических отношений, разложения под их влиянием крестьянской общины, роста рабочего движения и появления новой идеологии – марксизма, идеология и движение народников сходит на нет. Однако элементы народнических взглядов сохранялись. Они были широко представлены в программных целях и тактике эсеров.