Инновационная политика предприятия

Инновационная политика – это совокупность управленческих, организационных, экономических и технологических решений, приемов и методов, обеспечивающих поиск и внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Инновационная политика призвана обеспечить успешную реализацию продукции за счет, обеспечения взаимосвязи между текущей и инновационной деятельностью предприятия. Реализация инновационной политики осуществляется через систему технико- экономических и финансовых возможностей предприятия: использование научно- исследовательской и экспериментальной базы для создания конкурентоспособной продукции; привлечение денежных средств для поиска, разработки и внедрения новшеств.

Формирование инновационной политики предприятия происходит на основе разработанной инновационной стратегии.

Инновационная стратегия – вырабатывает совокупность приемов и методов по определению направлений необходимых преобразований и комплекс взаимосвязанных технических и организационных действий по поиску и внедрению инноваций, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия.

Выработка инновационной стратегии тесно связана с тенденциями развития науки и техники, прогнозами развития научно- технического прогресса.

Выделяют следующие инновационные стратегии:

- стратегии инновационного лидерства – ориентированы на рынок или технологии. Рыночная ориентация означает, что конкурентоспособность предприятия достигается за счет выпуска на рынок новых и модифицированных изделий, производимых с использованием известных или новых технологий. Технологическая ориентация означает применение новых технологий, применение которых обеспечит конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе за счет повышения технико-экономических показатнаправленелей производства продукции.

- стратегия подражания – предполагает внедрение технологий и продуктов, ранее использовавшихся или производившихся технологическими лидерами, в известном или слабо модифицированном виде.

Инновационная деятельность – направлена на поиск и реализацию инноваций в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия за счет расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования применяемых технологий, техники и организации производства.

Инновационная деятельность – это выявление проблем деятельности предприятия и осуществление инновационного процесса.

Инновационный процесс можно представить в следующей очередности фаз.

1. Сбор данных о состоянии факторов воздействия внешней среды, положение дел внутри организации. Собранная информация классифицируется, анализируется, что дает возможность выявить проблемы, требующие решения. Проведенный анализ ситуации позволяет выявить конкретные преимущества и недостатки предприятия.

2. Для успешного развития предприятию требуется формирование банка информационных идей. Источниками инновационных идей выступают: изучение потребительского спроса; научные исследования; деятельность конкурентов.

3. После формирования инновационных идей перед предприятием стоит задача отбора из них наиболее перспективных. При выборе инновационных идей учитывается реальность их осуществления: возможность привлечения необходимых средств, наличие необходимых навыков для разработки идей, выясняются шансы по внедрению, финансовые риски.

4. Детальная разработка замысла предусматривает:

- предварительное изучение спроса на продукцию с учетом экспорта и импорта;

- оценку уровня текущих и прогнозных цен на продукцию;

- подготовку предложений по составу участников проекта;

- оценку предполагаемого объема инвестиций;

- подготовку предварительных оценок эффективности проекта;

- утверждение результатов, обоснование инвестиционных возможностей.

5. В соответствии с возможностями и спецификой развития предприятия разрабатывается инновационная программа. Инновационная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий(инновационных проектов).

6. При оценке инновационной программы, прежде всего, необходимо выявить, насколько цели инновационных проектов совпадают с целями развития предприятия.

7. На стадии подготовки нового производства исследуются все вопросы, связанные с обеспечением кадрами соответствующей квалификации, производственными помещениями, оборудованием, осуществлением контроля технологических процессов и организации выпуска продукции.

8. Контроль исполнения и оценки результатов завершенных этапов выполняемой работы позволяют заблаговременно обнаружить отклонения от установленных стандартов, обеспечивают обратную связь путем внесения изменений в программу работ при необходимости.

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:21 PM