Классификация инноваций и нововведений
Классификация инноваций и нововведений
Новшество – это результат фундаментальных и прикладных исследований и разработок, в какой – либо сфере деятельности, являющийся промежуточным итогом этой деятельности по практическому, рыночному использованию достижений науки и техники. После того как новшество превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, он становится нововведением.
Нововведение – это новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на научно- технических достижениях.
Инновации принято классифицировать по ряду признаков в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
По значимости в экономическом развитии инновации делятся:
- базисные (радикальные) инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо ранее неизвестными свойствами, либо известными, но значительно улучшенными характеристиками по производительности или цене;
- улучшающие инновации – представляют собой совершенствование и интенсификацию существующих технологических процессов, которые осуществляется за счет реконструкции и технологического перевооружения.
По причинам возникновения инновации делятся :
- реактивные – это инновации, обеспечивающие выживание предприятия как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом;
- стратегические – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
По времени выхода на рынок выделяют инновации:
- инновации лидеры
- инновации последователи
По предмету и сфере приложения:
- инновации – процессы - новая технология производства , более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства и новые управленческие процессы;
- продуктовые инновации – получение принципиально новых функций при применении новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих новых продуктов;
- рыночные инновации – инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации позволяющие реализовать продукт на новых рынках.
По степени новизны используемых открытий:
- инновации, созданные на основе новых открытий;
- инновации, созданные в результате использования известных явлений для повышения эксплуатационных характеристик ранее изобретенного.
По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются новые изделия для :
- отрасли в мире;
- отрасли в стране;
- предприятия
По направленности воздействия на процесс производства:
- расширяющие инновации – нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций. (Например от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров;
- замещающие инновации – служат для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), предназначенными выполнять теже функции (например, переход от линейной связи к сотовой).
По способу создания разработки инновации подразделяются:
- собственные – разработанные силами данного предприятия;
- совместные - разработанные совместно с другими организациями;
- приобретенные – разработаны внешними силами.
По областям применения выделяют:
- технические – появляются при совершенствовании технической базы производства продуктов ( реакторы, смесители и др);
- технологические – возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно- управленческие – связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные – решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно – технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные – направлены на улучшение условий труда, решения проблем здравоохранения, образования, уровня культуры работников.