Классификация инноваций и нововведений

Новшество – это результат фундаментальных и прикладных исследований и разработок, в какой – либо сфере деятельности, являющийся промежуточным итогом этой деятельности по практическому, рыночному использованию достижений науки и техники. После того как новшество превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, он становится нововведением.

Нововведение – это новый способ удовлетворения потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на научно- технических достижениях.

Инновации принято классифицировать по ряду признаков в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

По значимости в экономическом развитии инновации делятся:

- базисные (радикальные) инновации – это продукты, процессы или услуги, обладающие либо ранее неизвестными свойствами, либо известными, но значительно улучшенными характеристиками по производительности или цене;

- улучшающие инновации – представляют собой совершенствование и интенсификацию существующих технологических процессов, которые осуществляется за счет реконструкции и технологического перевооружения.

По причинам возникновения инновации делятся :

- реактивные – это инновации, обеспечивающие выживание предприятия как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом;

- стратегические – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По времени выхода на рынок выделяют инновации:

- инновации лидеры

- инновации последователи

По предмету и сфере приложения:

- инновации – процессы - новая технология производства , более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства и новые управленческие процессы;

- продуктовые инновации – получение принципиально новых функций при применении новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих новых продуктов;

- рыночные инновации – инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации позволяющие реализовать продукт на новых рынках.

По степени новизны используемых открытий:

- инновации, созданные на основе новых открытий;

- инновации, созданные в результате использования известных явлений для повышения эксплуатационных характеристик ранее изобретенного.

По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются новые изделия для :

- отрасли в мире;

- отрасли в стране;

- предприятия

По направленности воздействия на процесс производства:

- расширяющие инновации – нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций. (Например от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров;

- замещающие инновации – служат для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), предназначенными выполнять теже функции (например, переход от линейной связи к сотовой).

По способу создания разработки инновации подразделяются:

- собственные – разработанные силами данного предприятия;

- совместные - разработанные совместно с другими организациями;

- приобретенные – разработаны внешними силами.

По областям применения выделяют:

- технические – появляются при совершенствовании технической базы производства продуктов ( реакторы, смесители и др);

- технологические – возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно- управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные – решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно – технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные – направлены на улучшение условий труда, решения проблем здравоохранения, образования, уровня культуры работников.

Last modified: Thursday, 27 June 2013, 3:21 PM